В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  13  14 ...
  Есть вещи похуже либерализма

Грандиозный скандал, который произвели высказывания отца Всеволода Чаплина, поднял несколько тем, достойных рассмотрения. В частности, о либерализме, гуманизме и христианстве – поскольку всеми тремя терминами могут называть разные вещи.

Напомним, что такое либерализм. Есть, по крайней мере, два разных либерализма – классический и социальный.

Классический говорит о личной свободе, прежде всего свободе от государственного принуждения. Свободе вероисповедания, слова, собраний, предпринимательской деятельности, торговли. Он подчеркивает личную ответственность человека за свое благополучие – человек должен добиваться достатка упорным трудом.

Функции государства сводятся к обороне, поддержанию закона и порядка и строительству дорог. При этом вмешательство государства в жизнь людей должно быть как можно меньше.

Социальный либерализм говорит, что выходцам из благополучного среднего класса хорошо об этом рассуждать – но что если человек родился в бедной семье, которая не могла дать ему образования? Что если он принадлежит к притесняемому меньшинству, на которое смотрят косо и представителей которого избегают брать на работу? Не будут ли в его ситуации призывы усердно трудиться и всего добиться просто издевательством?‹...›

Читать дальше »»
  Назначение Ольги Васильевой – огромная радость за всю отрасль

Президент России Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия Медведева назначить новым главой министерства образования и науки РФ сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву, ее предшественник Дмитрий Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.

О своем отношении к этому назначению, о личности О.Васильевой, перспективах взаимодействия Церкви с ведомством при новом министре, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал политолог, социолог религии, первый замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
‹...›

Читать дальше »»
  Битва при "Торфянке"

Конфликтная ситуация вокруг возведения храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровском районе Москвы на окраине парка, именуемого в просторечии "Торфянкой", развивается почти три года. Начавшись со "стихийного" протеста местных экологов, она переросла чуть ли не во всероссийское позиционное сражение – с сетевыми штабами, палаточными лагерями и внятным привкусом майдана.

Подобно аналогичным кампаниям против "клерикалов", организаторами и координаторами выступают политики из "Яблока", "Парнаса" и КПРФ, которых дружно поддерживают либеральные СМИ. Несмотря на вынесенное заключение суда о законности строительства, готовность Московской патриархии искать компромисс и желание окружных властей замять спор, он чреват обострением как раз накануне думских выборов. Мы попытались разобраться в этой не случайной истории отнюдь не районного значения.‹...›

Читать дальше »»
  Образ бурсы в русской литературе

В статье бакалавра богословия Александра Александровича Сергеева рассматриваются произведения, авторы которых учились в религиозных учебных заведениях Русской Православной Церкви — духовных училищах и семинариях, обобщенно в русском языке именуемых бурсой. Все эти произведения, написанные в XIX, XX и XXI веках, посвящены жизни и быту бурсы и образуют текстовое единство, обозначенное автором как бурсацкая художественная проза, в рамках которой выделяются традиционные и современные произведения. Как изменился взгляд на семинарскую жизнь с течением времени, показано на основе сопоставления двух выделенных в исследовании пластов бурсацкой прозы.‹...›

Читать дальше »»
  Мир, отвернувшийся от Бога: антиутопии Джорджа Оруэлла

В статье доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала Института управления А.А. Федотова осмысляются две известные антиутопии британского писателя Джорджа Оруэлла как произведения, содержащие прозрения о том, какими могут быть последние страницы истории человечества, утратившего Бога.

Британский писатель и журналист Джордж Оруэлл (1904-1950) наиболее известен своим романом «1984» (1949 год) и сказкой-аллегорией «Скотный двор» (1945 год). Сейчас, в начале третьего тысячелетия, с учетом исторического развития с момента написания этих произведений, наверное, уже было бы слишком примитивно оценивать их как просто злобные пасквили европейского троцкиста на советский строй, тем более что западному обществу от Оруэлла, если читать его внимательно, досталось не меньше. Скорее можно увидеть в них помимо естественно возникающих аллюзий еще и пророческое предостережение о том, что несет с собой глобализация — дегуманизацию, безнадежность и вечное царство зла, вне зависимости от того, кто бы ни пришел к власти. Мир без Христа становится миром антихриста, вне зависимости от того, какова его олигархия.

Как писал в 2013 году в «Российской газете» Вячеслав Недошивин: «Мне же главный специалист "по Оруэллу" Виктория Чаликова, за полгода до своей смерти, сказала странную вещь: "Честно говоря, я бы не хотела, чтобы мы осмыслили Оруэлла до дна. Это может произойти только тогда, когда общество убедится: та альтернатива, какую сегодня предлагает идейный авангард этого общества, альтернатива тоталитаризму, она тоже не гуманистична, не даст простому человеку того, что он хочет..."»[1]‹...›

Читать дальше »»
  "Мировой кризис — это, прежде всего, кризис духовный"

Страны Европы пытаются оттеснить христианство из своей культурной и общественной жизни, что, по сравнению с эпохой гонений на христиан в Древнем Риме, является более утонченной, "но не менее жестокой" формой преследований, заявил католический кардинал Анджело Баньяско.

"Гонения "классические", о которых мы знаем из далекой истории, теперь облекаются в более утонченные, но не менее жестокие формы, — легализованные, но отнюдь не справедливые. … Наш старый Запад — эксперт в этих делах, он болен своими же провальными идеологиями: "континент законов" подвергает христианство все большей дискриминации", — цитирует кардинала Радио Ватикана.‹...›

Читать дальше »»
  Иллюзия добровольности

Паралимпийская чемпионка из Бельгии Марика Вервут призналась, что после Игр в Рио намерена прибегнуть к эвтаназии. Спортсменка страдает прогрессирующим заболеванием мышц, и, вероятно, больше не сможет заниматься спортом. Поскольку она считает спорт единственным смыслом своей жизни, она решила умереть в этом сентябре. В Бельгии это совершенно легально.

Вспомним, что когда эвтаназия только входила в легальную практику, ее сторонники апеллировали к боли. Что делать, если человек умирает в мучениях, он так или иначе скоро умрет, не будет ли актом сострадания прервать его агонию? А противники указывали на ситуацию “скользкого склона” – допущение умерщвления людей с их согласия приведет к все большему расширению числа случаев, когда это будет возможно, так что через какое-то время можно будет легально умерщвлять людей, просто пришедших в сильное уныние.

Так и оказалось – эвтаназия совершенно легальна в отношений людей, которые не умирают, и вовсе не испытывают невыносимых физических мучений. Они просто переживают глубокое уныние и выражают желание уйти из жизни.‹...›

Читать дальше »»
  Мономиф в «Звездных Войнах» Джорджа Лукаса

Автор исследует эпическую сагу Джорджа Лукаса «Звездные Войны» на предмет соответствия мономифу – единой для любой мифологии структуре построения странствий и жизни героя мифологического нарратива.

«Звездные войны» ‒ медиафраншиза, успешно существующая в разных формах (от кинофильмов до компьютерных игр, от мультсериалов до новелл и комиксов) уже около сорока лет. Интерес к вымышленной вселенной Джорджа Лукаса (c 2012 года, однако, интеллектуальная собственность принадлежит уже Компании Walt Disney[1]) с некоторой периодичностью (несомненно, до появления нового фильма в 2015 году, в большей степени интерес присутствовал лишь у фанатов) всегда держится на высоком уровне: независимо от количества критики популярность не убавляется, к тому же, социальные сети, как и весь Интернет, увеличивают возможность соприкосновения всех пользователей сети с дополнительным контентом, массово распространяемым как в сообществах, посвященных популярному объекту, так и в сторонних источниках.

Помимо обширной медиафраншизы и популярности, «Звездные войны» явили в свое время и околорелигиозные феномены: например, в 2007 году в Великобритании появилась религиозная организация, именующая себя Джедаизмом. В дальнейшем, например в США и в Канаде, Джедаизм приобретет государственную лицензию, что дает ему определенные полномочия и привилегии, имеющиеся у религий традиционных. В целом, при всех сходствах с медиафраншизой, Джедаизм как таковой далеко отстоит от вымышленной вселенной «Звездных войн», являясь квазирелигией, вобравшей в себя «индуизм, конфуцианство, буддизм, гностицизм, стоицизм, католицизм, даосизм, синтоизм, современный мистицизм, путь шаолиньских монахов, кодексы рыцаря и воинов самураев»[2], а также светский гуманизм[3].‹...›

Читать дальше »»
  Диалог религии и науки

"Если раньше пытались доказать, что Бога нет, так как Его не видели космонавты, то теперь, образно говоря, с помощью тех же космонавтов пытаются доказать, что Бог есть. Иными словами, методология не поменялась, изменился лишь знак – с минуса на плюс".

Вдвойне примечательно, что эти слова произнес не кто иной, как патриарх Кирилл, на встрече с российскими учеными 1 августа в Сарове, иллюстрируя им плоское понимание непростых отношений науки и религии. Отношений, осложненных не только многовековым контекстом взаимных претензий, но и набором мифов и штампов. Хорошо известно, что верующие встречаются в списках нобелевских лауреатов, а ученые – в церковных святцах. Хотя, конечно, сам по себе данный факт не описывает всей палитры отношений веры и знания.‹...›

Читать дальше »»
  Китай может стать крупнейшей христианской страной мира

К 2021 году

История: «Китай когда-то был самым светским государством в мире, но в последние три с половиной десятилетия, во время быстрой модернизации, многие религии в стране начали поднимать голову. С 1966 по 1979 год, во время господства атеистической идеологии, коммунистическая партия закрыла все церкви, храмы и мечети. Единственной страной, которая также ликвидировала все религии, была Албания. (На самом деле, албанское коммунистическое руководство было вдохновлено именно китайскими коммунистами и ринулось осуществлять свою собственную политику искоренения с еще большим энтузиазмом). Советский Союз оставил несколько сотен церквей, даже во время самых суровых периодов антирелигиозных кампаний. Но не Китай.‹...›

Читать дальше »»
  Щипков: в церковной власти нет коридоров

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в интервью РИА Новости размышляет о том, кто и как формирует церковную политику, что из себя представляет стратегия Церкви и что означает соборность. Общественный деятель и публицист проработал чиновником в Московской патриархии ровно полгода и согласился поделиться своими впечатлениями о "коридорах церковной власти".‹...›

Читать дальше »»
  В Сарове состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с российскими учеными-ядерщиками

1 августа 2016 года в Сарове в рамках круглого стола "Вера и наука ― взаимодействие во благо России" состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с российскими учеными.

Встреча, прошедшая в Успенском мужском монастыре Саровская пустынь, стала одним из мероприятий, посвященных 70-летию Российского федерального ядерного центра ― Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), который располагается в Сарове.

В круглом столе приняли участие представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; наместник Успенского мужского монастыря Саровская пустынь игумен Никон (Ивашков).

Со стороны государства в мероприятии участвовали: заместитель председателя Правительства РФ ― заместитель председателя ВПК Д.О. Рогозин; генеральный директор Госкорпорации "Росатом" С.В. Кириенко; председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию В.А. Никонов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев; начальник 12 Главного управления Министерства обороны РФ, генерал-лейтенант Ю.Г. Сыч; со стороны научного сообщества ― ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Садовничий; научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик РАН Р.И. Илькаев; президент Нижегородского государственного университета имени Н.В. Лобачевского, председатель Общественной палаты Нижегородской области Р.Г. Стронгин; директор РФЯЦ-ВНИИЭФ В.Е. Костюков; генеральный конструктор по лазерным системам ― заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по лазерному физическому направлению, директор Института лазерно-физических исследований, член-корреспондент РАН С.Г. Гаранин; академики РАН, ученые РФЯЦ-ВНИИЭФ, а также сотрудники Госкорпорации "Росатом", представители ряда научных учреждений и высших учебных заведений.‹...›

Читать дальше »»
  Выбирай, Украина!

Закончился Великий Крестный Ход. Закончился грандиозно, эпохально, собрав на Владимирской горке около ста тысяч верующих. Позади – трехнедельное шествие под жгучим июльским солнцем, через дожди и непогоду, преодолевая жажду, голод, усталость. Позади запугивания, угрозы, постоянное очернение в СМИ, циничные насмешки раскольников и сектантов. Люди прошли сотни километров трудного пути, будучи «в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор. 11,26). Крестоносцы вполне понимали, что в Киеве их может ждать все, что угодно. Но они шли, как агнцы среди волков – и вошли в столицу победителями.‹...›

Читать дальше »»
  19 июля / 1 августа Церковь чтит преподобного Серафима Саровского

О духовных заветах и уроках святого, столь важных для нас сейчас, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

Приветствую вас, дорогие друзья, в день преподобного Серафима Саровского, всея России Чудотворца, светила русской истории, Русской земли, Русской Церкви!

Позвольте задать вам вопрос: каково главное отличие современников от преподобного Саровского подвижника? Что преимущественно свойственно душе и лицу человека XXI столетия, живущего в России? Обобщение всегда хромает, это бесспорно, но, наблюдая и за собой, и за окружающими меня людьми, я сказал бы, что наши современники всегда или преимущественно пребывают в состоянии волнения, внутреннего неспокойствия, кружения мыслей и чувств, которые беспорядочным вращением влекут иногда нас и сбивают с созидательного русла, по пословице «дурная голова ногам покоя не дает».

Переменчивость нрава, совершенно противоположные друг другу эмоциональные состояния – то буйной радости, то глубокого уныния, а главное – несчастная способность – благоприобретенная, конечно, – терять спокойствие, равновесие душевных и телесных сил, раздражаться по пустякам, впадать в состояние смешной, а на самом деле отвратительной для ангелов обиды и обидчивости – вот диагноз, который каждый из нас, хотя бы при минимуме самокритичности и наблюдательности, может приписать себе самому.‹...›

Читать дальше »»
  Преодолеть ненависть

Церковный публицист Вахтанг Кипшидзе — о том, есть ли европейское будущее у украинского православия

Проведение Всеукраинского крестного хода, который представители некоторых радикальных объединений пытались выставить как акцию «религиозной организации, управляемой из-за рубежа», вновь обострило дискуссию о единстве украинского православия. Дискуссию, в которой ясно отражается нынешнее состояние украинского общества, раздираемого противоречиями отнюдь не духовного свойства.

В июне 2016 года, незадолго до проведения Собора ряда Поместных православных церквей на Крите, Верховная рада направила обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии (независимости) Православной церкви на Украине. Этот шаг вызвал бурные обсуждения как в украинском обществе, так и за его пределами.

Устами своих официальных представителей Собор на Крите заявил, что отказывается от обсуждения проблемы раскола украинского православия. Однако при этом несколько архиереев свидетельствовали о том, что эта проблема живо обсуждалась в кулуарах Собора. Впрочем, и тоже по свидетельству архиереев, итогом обсуждений стала безоговорочная поддержка Церкви Украины, возглавляемой митрополитом Онуфрием.‹...›

Читать дальше »»
  Крестный ход – это настоящая Украина

Организаторы Всеукраинского крестного хода подчеркивают его неполитический характер, но при этом он будет иметь более глубокое влияние на общественную жизнь страны, чем любые политические движения.

Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину неумолимо приближается к конечной точке своего пути.

Две колонны, вышедшие из Святогорской лавры на востоке страны и из Почаевской лавры на западе, должны встретиться в Киеве, где торжественными богослужениями будет отмечен День Крещения Руси.‹...›

Читать дальше »»
  Митрополит Иларион: "Главное в моей жизни – это Церковь"

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью телеканалу «Россия 24».

– Владыка, здравствуйте. Большое спасибо, что нашли возможность встретиться с нами в преддверии Вашего юбилея. 24 июля Вам исполняется 50 лет. Вы определяете для себя итоги этого периода жизни. Как принято у священнослужителей такие даты отмечать?‹...›

Читать дальше »»
  Христианофобия как "новое варварство"

Еще в ХХ веке самой жизнью был опровергнут миф о том, что религия является "опиумом для народа"", якобы созданным исключительно для одурманивая масс. На самом деле даже в эпоху кровавых диктатур, когда последователи религиозных убеждений подвергались гонениям и дискриминации, религиозное мировоззрение оставалось жизненным ориентиром для миллионов людей.

К сожалению, сегодня мир оказался перед лицом новой волны дехристианизации, идущей на сей раз не столько с Востока, сколько с Запада. Именно на Западе, как считает первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, набирает сегодня силу доктрина агрессивного секуляризма, приобретающая признаки некой псевдорелигии со своими культами и "сакралитетом".‹...›

Читать дальше »»
  Сталин-2 и Русская православная церковь

Статья рассматривает феномен положительного отношения к Сталину в современной церковной среде. Автор критически разбирает ряд изданий и выставок посвящённых истории России ХХ века.

Веяние, проникающее и в Церковь

Уже стало привычным встречать положительное отношение к Сталину. Можно говорить об этом как о «веянии времени» – увы, проникающем и в Церковь. При этом нельзя не заметить, к сожалению, следующее. До недавнего времени почитание Сталина в церковном народе можно было считать «периферийным». К таковым почитателям относились единицы-священники (многие, верно, помнят передачу по телевидению пятилетней, кажется, давности и странноватого питерского священнослужителя в этой передаче с огромной иконой огромного Сталина, благословляемого низенького роста блаженной Матроной), или рядовые мечтатели о прошлом, которые долго еще не переведутся и среди православных, или маргинальные патриотические псевдо-православные движения, в которых Царя-мученика почитают истово не по разуму – так же, как Ивана Грозного, Распутина и Сталина, такой уж набор... Теперь же Сталину – с большим уважением – «воздается должное» и просвещенной, мыслящей частью православного российского народа. Как если б они и думать не думали, откуда ветер дует, с какой стороны ! Мы постараемся в этой статье воздать ему (Сталину) должное. Но прежде, чтоб не быть голословными, проиллюстрируем то, что сейчас заявлено. Скажем прямо, что речь идет о проектах, осуществляемых московским Сретенским монастырем.‹...›

Читать дальше »»
  Религиозность и кризис идеологии секуляризма

Обсуждаем доклад "Глобальные вызовы. Религия и секуляризм в современном мире"

Доклад Всемирного русского народного собора "Глобальные вызовы. Религия и секуляризм в современном мире" появился вовремя. Разобраться, в чем состоят различия между религиозным, секулярным и секуляристским, сегодня очень важно. Без этого трудно понять и общее положение религии в современном мире и те политические и мировоззренческие вызовы, которые стоят перед верующими.

Цель Доклада – обобщить солидарный опыт верующих и одновременно предложить новое направление дискуссии вокруг названных вопросов.

В докладе две основные мысли. Первая – о феномене секуляризма и его подлинной природе. Вторая – о тяжелых последствиях принятия обществом секуляристской идеологии и возможности её преодоления.‹...›

Читать дальше »»
  Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  13  14 ...