В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Кто и что стоит за видениями пророков Ветхого Завета

Добрый день! Скажите, пожалуйста, кто мог бы стоять за видениями ветхозаветных пророков? Особенно яркие и детальные картины пишет нам Иезекииль – образы Бога и херувимов. Хотелось бы понять какие существа могут грозить такими страшными карами и воплощать их в реальность. Спасибо!


Ответ

Вопрос можно понять в том смысле, что от Бога не могут исходить угрозы и кары, и следовательно тут что-то противоположное... Своя правда в этом есть. С другой стороны, если бы мы считали, что за прозрениями пророков стоит некая злая сила, то можно ли результаты деятельности ветхозаветных пророков оценить как некое зло, ухудшившее ситуацию? Д.Андреев в черновиках пишет, что до пророков в иудаизме была практика приношения человеческих жертв (тому же Богу Яхве):

"У Евр. в древности до пророков жертвы чел. принос. открыто и офиц., хотя и не в храме. Потом это уцелело лишь в сектах лев[ой]. руки. Секты сущ[ествуют]. и поднесь, но подобные акты крайне редки."

В Ветхом Завете есть ряд мест, которые подтверждают утверждение о принесении человеческих жертв (Лев 27:28 – тут синодальный перевод невнятен, 3 Цар 13:2, Иер 46:10; плюс известный эпизод о принесении Иеффаем в жертву своей дочери – его не смущал факт человеческой жертвы, а огорчало только то, что жертвой, согласно обету, оказалась собственная дочь). Об этом и объективные исследователи говорили не раз. И если пророки способствовали изменению ситуации, то налицо одна из благих сторон их деятельности. Нравственный уровень иудейской религии и общества они тоже приподняли, хотя, конечно, далеко не на такую высоту, как хотелось бы.

Решение вопроса – в том, что за всем множеством различных видений разных пророков стоит не одна-единственная сила, добрая или злая, но разные, полярные по своей сути влияния. На основе этих противоборствующих воздействий – Провиденциальных и демонических, складывалось религиозное мировоззрение, где удалось в итоге прийти к монотеизму (что было главной целью Провиденциальных сил иудейской метакультуры), но не удалось исключить искажений представлений о Едином Боге, в которых оказался высок удельный вес привнесений связанных с инфернальной стороной мистического опыта, которая неразборчиво принималась с тем же доверием как и противоположное. Быстро сложилось определённая идея Бога, где добро и зло были перемешаны, и весь мистический опыт толковался разумом именно через призму этой идеи, а отступление от неё было быстро стало невозможным, поскольку она была зафиксирована в священных писаниях и преданиях, вокруг неё создалась определённая система неверных, искажённых "объяснений" самых разных частных вопросов.

Стоит обратить особое внимание, что у иудеев периода Ветхого Завета не было даже понятия о "различении духов", что создавало почву для подмен.

Бог каратель, ревнитель, мститель – все эти определения из текста Ветхого Завета, разумеется, не имеют никакого отношения к мистическому опыту, источником которого были Провиденциальные силы иудейской метакультуры и её демиург. Также полезно подчеркнуть, что непосредственно с Богом никто из пророков не "общался". Согласно самому тексту Ветхого Завета и общепринятому в иудаизме толкованию пророки общаются не с Богом, а с "Ангелом Господним", который, однако, говорит как Бог в первом лице. Точно так же, в первом лице, как бы "за Бога", пишут и сами пророки. Курьёзный эпизод борьбы Иакова с Богом (Быт 32:24-32) в иудаизме тоже трактуется как борьба с ангелом, представлявшим Бога, несмотря даже на слова "я видел Бога[элохим] лицем к лицу". Считается, что с Богом непосредственно говорил Моисей, когда получал заповеди, но у Д.Андреева по поводу горы Синай более правдоподобное объяснение, как раз на основе представления о смешении различных инспираций (РМ 3.2.54).

У визуальных образов Бога и окружающих Его крылатых херувимов (ангелов) должен быть светлый источник. Смысл – передать людям представление о высшем в формах для них доступных. Но впоследствии, когда эти образы стали традицией, уже не каждый эпизод с их присутствием можно трактовать как высшую правду – это могла быть и работа человеческого воображения, и даже инфернальные подмены.

 Тематики 
  1. Трансфизическое   (183)
  2. Библеистика   (81)