Как согласовать следующие слова Д. Андреева с тезисом, что Бог никаким образом не присутствует в агге, но лишь в сиайре?
1. "Без Него не может существовать НИЧТО, даже то, что мы называем мертвой физической материей. И если бы Дух Божий покинул её, она перестала бы быть... совершенно"
2. "Господь – это ... [
духотворящая; характерный пропуск – прим. ред.] власть, действующая во всех душах, не умолкающая даже в глубине демонических монад и направляющая миры... к чему то ... высшему, чем блаженство"
Ответ
По поводу второго пункта – см. предыдущий вопрос
http://rodon.org/qout-090826142358
У Д.Андреева речь идёт об благой природе сознания всех монад, изначально творимой Богом (поэтому там же и пишет Д.Андреев о
духотворящей "власти" Бога). Даже у демонических монад, совершивших богоотступничество и изменивших сущность своего сознания в направлении омрачения злом, сохраняется основа изначально благой природы, через которую духотворящая "власть" Господа действует даже в них. Не навязывается извне, а действует как неотъемлемая часть их самих.
Если бы Бог извне влиял на сознание демонических монад вопреки их воле (т.е. не через творение изначальной их природы), то это противоречило бы утверждению об абсолютной свободе (независимости от внешнего "управления") всех монад (
РМ 2.3.55).
Богоотступнические монады не созданы из агги; агга, как разновидность материальности, творится богоотступническими духовными монадами. Но тогда при чём тут вообще вопрос о присутствии Бога в агге?
Что же касается первого пункта, то такой вопрос уже был, см.
http://rodon.org/qout-070712155954
Когда преподаватель говорит о нерадивом студенте, что тот "ничего не знает", то ведь он не имеет в виду буквальный смысл? Студент ничего не знает в пределах курса предмета, который пытается сдать, но других областей это не касается. Вот так и тут – по контексту видно, что речь идёт о необходимости присутствия Бога во всей материи, творимой богосотворческими монадами, но не в самих этих монадах (что очень хорошо понятно из контекста, где присутствие Духа Божьего и духовных монад рассматривается по отношению к материи), и, также, не о демонической материи, которой нет места в провиденциальном мироустроении.
Общая беда таких вопросов – 1) игнорирование непосредственного контекста цитат, который надо читать
внимательно; 2) непонимание общей логики концепции, где всё взаимосвязано; 3) незнание существования большого количества других утверждений в текстах Д.Андреева, с которыми ошибочные интерпретации элементарно несовместимы, зато правильные интерпретации – совмещаются хорошо.
Главное: в вопросе о вездеприсутствии Бога в материи нельзя игнорировать смысл этого вездеприсутствия – животворение материи, которую Он зиждет (тогда как монады не "зиждет", а "объемлет" – постольку, поскольку они пребывают в материальном мироздании; см.
РМ 1.2.25). Но ведь агга – мёртвая материя, и создавалась именно для того, чтобы создать собственную вселенную, отделённую и независимую от Бога, о чём Д.Андреев пишет вполне недвусмысленно. Поэтому и необходимого присутствия Бога в агге по смыслу быть не может, и демонические монады, творившие аггу, этого присутствия предусматривать не стали бы – в отличие от светлых монад, которым присутствие Бога в мировой материи нужно как животворящая сила, дающая материальности всех творимых ими миров возможность восходящего совершенствования.