"Нет больше великой литературы и других искусств."– цитата из ответа от 24.12.08. 12:27 [...] То же самое можно было сказать о времени, когда писалась и Роза Мiра. Нет в продаже? Или вообще – нет? Эту мысль как раз и пытаются внушить те силы, в чьих руках сейчас "книжный рынок". Есть! Она загнана в подполье. Только в Сети можно (при желании!) найти образцы литературы, ничем не уступающие великим образцам прошлого. Не кажется ли вам, что внушать подобное как раз на руку тому, кто очень заинтересован, чтобы в массовом сознании утвердилась установка об окончательной победе зла? Такая установка делает невозможным существование "великой литературы и искусств", обрекая художника на унизительное одиночество: кому это выгодно? [...]
Ответ
Звучит несколько беспредметно, потому что непонятно, о чём конретно идёт речь. Отдельные талантливые (но не гениальные и не почти никогда не вестнические) произведения есть. Но что за таинственная "не уступающая великим образцам" литература, отсутствующая в продаже, но наличествующая в сети? Такие утверждения, вероятно, могут исходить от современных авторов, претендующих на указанный статус, но это не будет объективной оценкой.
Надо понимать, что великие творения почти не могут создаваться вопреки атмосфере времени, в отрыве от неё. Если, конечно, речь не идёт о мифологии, о чистой фантазии (в этой области действительно есть кое-что достойное, хотя в последнее время появилось очень много прямо противоположного). Д.Андреев – исключение из почти всех правил, но и он – застал ещё людей эпохи религиозных исканий, с детства был воцерковлён, воспитан на классике и т.д.
Что касается упадка великой культуры то, да, можно так сказать и о времени Д.Андреева, но сейчас гораздо хуже. Сам же автор "Розы Мира" об этом говорит недвусмысленно:
"Но рубеж XX века как раз и явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя – и чем дальше, тем определённей – не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, не существовавший ещё пятьдесят лет назад, и гипертрофированная наука бессильна его заполнить. Если позволительно подобрать такое выражение, колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда." (РМ 1.1.40)
Всевозможной творческой деятельности сейчас гораздо больше, нежели в прошлые века, количество авторов умножилось невероятно, но духовная направленность, мотивации, качество – совсем не те. Надежду на преодоление этого состояния Д.Андреев связывал с Розой Мира. А поскольку её задачи не осуществлены, то с чего бы положению вещей измениться?
И речь идёт не об установке, а о констатации факта, ради того, чтобы больше людей задумалось, и приложило усилия для изменения "духовно-культурного строя". Утверждение о том, что "эту же" мысль пытаются внушить "те силы, в чьих руках сейчас "книжный рынок"" не выдерживает никакой критики: они как раз об убожестве современной ситуации не рассказывают.
Заявления о наличии великих творений в наше время будут в лучшем случае беспредметными, когда не удастся адекватно их приложить ни к чему. В худшем случае они будут подменять сами критерии "великого в культуре", если соотносить такие заявления с известными всем произведениями современной культуры.