В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Есть ли смысл в понятии "Тело Христово"?

Здравствуйте.

В мировоззрении православия и других христианских конфессий большое значение уделяется осмыслению Церкви как тела Христова, спасительному пребыванию во Христе. Если говорить не о Логосе Вселенной, а непосредственно о Христе, имеет ли в контексте Розы Мира эта часть мировоззрения какой-либо смысл?



Ответ

По-видимому, нельзя сопоставить какой-либо глубокий мистический или нравственный смысл понятию "Тело Христово", введённому в употребление Павлом Тарсийским (упоминается только в его посланиях и более нигде в Новом Завете). Отождествление "Тела Христова" с той или иной земной христианской церковью лишь придаёт последней замкнуто-самодовольный характер, лишая всех остальных причастия и спасения. Попытка же размыть границы, включить в "Тело" всех добрых и духовных людей, кто на деле мало чем объединён друг с другом, лишает смысла сам образ, который по идее указывает на нечто очевидное, плотно-зримое, цельное.

Существует в церковном предании, с опорой на Откровение Иоанна Богослова и качественно иной образ, где Церковь понимается как "невеста", а Христос как жених, причём это уже не просто вторичные чьи-то придумки: "женихом" Иисус сам себя называет (Мк 2:19), говоря о "чертоге брачном", "сынами" которого являются его последователи. Именно этот образ и является адекватным в контексте Розы Мира, и Даниил Андреев на него ссылается и прямо, и косвенно.

Может ли, однако, невеста быть ещё и "телом", а "тело" – невестой? Можно ли символы Откровения Иоанна соединить с неэстетичными, неуклюжими (1 Кор 12:24) россуждениями Павла Тарсийского? Крайне сомнительно. Даже если опуститься до применения к духовным реалиям аналогий типа "да будут двое одна плоть" (1 Кор 6:16), то говорить о таком "состоянии" нельзя было бы ранее осуществления "брачной вечери" (Отк 19:9), описанной в Апокалипсисе.

Надо обратить внимание ещё на следующий момент. Павлова идея "Тела Христова" может быть понята как параллель к словам в Евангелии Иоанна:

Ин 17:21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, {так} и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.

Но учитывая, что это Евангелие написано намного позже посланий Павла, и что предположить незнакомство автора с теориями Павла трудно, неупоминание евангелистом выражения "Тело Христово" и, одновременно, "мистическое" упоминание тела Иисуса совершенно в ином смысле, по аналогии с храмом (Ин 2:21), следует, видимо, понимать, как несогласие c Павлом в рассматриваемом терминологическом вопросе. Что касается "будут все едино", то тут подразумевается духовное единство и единство воли. Немаловажно и то, что использование в речи от лица Иисуса выражений типа "вы во Мне, и Я в вас" соответствует не иерархической (как в случае с Телом), а симметричной структуре отношений, и, похоже, передаёт идею духовно-мистической связи с учениками. В синоптических же Евангелиях в словах Иисуса нет намёков даже и на эту идею, которая скорее всего у евангелиста Иоанна является производной от его личного мистического опыта спустя много десятилетий после Христа, на основании чего родилось всё богословие 4-го Евангелия.

О материальном мироздании как Теле Мирового Логоса говорить можно, для объяснения слов Христа о причастии. Но – безотносительно темы земных церквей и даже небесной Церкви.

 Тематики 
  1. Богословие   (96)
  2. Библеистика   (77)