В продолжение темы:
... суждение:
"По поводу гордыни ещё можно сказать, что это, конечно, отрицательная черта характера, но далеко не самая худшая, и, конечно же, не "корень всех грехов", как зачастую принято считать в православном богословии," – у меня вызывает некоторое непонимание.
Не сказано ли у Д. Андреева, что эйцехоре (тёмное начало в природе человека) первично проявляет себя двояко: через стремление к самоутверждению себя за счет других (установка воли) и через сложную противоречивую структуру сексуальной сферы (в сфере чувств).
Аналогию находим и у православных авторов: "корень всех бед плоть и гордыня" (где гордыню можно трактовать многоаспектно, в том числе и как установку воли к самоутверждению за счет других).
В амартологии Д. Андреев и православные авторы, кажется, близки друг другу. Или нет?
Ответ
Упоминаемое место "Розы Мира" на самом деле подтверждает уже сказанное о гордыне, потому что стремление к самоутверждению за счёт других никак не тождественно гордыне, и, следовательно, автор "Розы Мира" говорит о другом. Трактовать "многоаспектно" можно, но тут сам дух существенно иной, чуждый наследия древней парадигмы "раб-господин", и это надо почувствовать. И не зря же Д.Андреев замечает, что гордыня никак не более опасна, чем творческое бесплодие человека (
РМ 1.2.21).
Нельзя прямо связывать самоутверждение за счёт других с гордыней – как по смыслу слов, так и учитывая, что Д.Андреев об этом не пишет, при том, что православный подход был ему, конечно же, прекрасно известен, и он склонен отмечать всё, согласное с традицией. Разумеется, демоническим существам гордыня весьма свойственна (кстати, признание этого факта ставит под сомнение универсальность утверждения "бесы... трепещут" Иак 2.19), но в принципе гордыня может порой совмещаться и с любовью, и с бескорыстием. Поэту Ю.М.Лермонтову, например, гордыня была свойственна, бесспорно нанесла ему и его вестнической миссии большой вред, привела к гибели в молодом возрасте, но разве можно сказать, что в нём было стремление к самоутверждению за счёт других? – Нет, нельзя.
С другой стороны, можно указать множество примеров злодеев самого худшего вида, серийных убийц, садистов и проч., у которых не отмечается особой гордыни.
Гордыня – это ненужный акцент на оценке самого себя. Обычно к такому акценту примешивается какой-то элемент неадекватности – личность может становиться неспособной к видению достижений всех остальных и неверно оценивать свои способности относительно их способностей. Гипотетически, не исключена и гордыня в сочетении с адекватной оценкой – незавышенной в отношении себя, и не заниженной в отношении других (не всех "других" в мироздании, а только тех, кто доступен наблюдению; например, среда, в которой рождаются и живут гении, иногда бывает весьма убогой). В реальности такое встречается очень редко, и обычно всё же присутствует некая помутнённость. Но даже если помутнённости нет – гордыня всё равно будет отрицательной чертой характера.
Однако гордость, не переходящая в гордыню, отрицательным, злым качеством не является. В ортодоксальном богословии (по крайней мере у древних отцов) эти понятия не разделяются. Тут интересно было бы посмотреть греческие оригиналы их текстов, т.к. в русских переводах есть оба слова – гордость и гордыня, и оба – в осудительном контексте. Латиноязычный Августин пишет:
"И гордость ведь прикидывается высотой души, хотя Ты один возвышаешься над всеми, Господи. Разве честолюбие не ищет почестей и славы? Но Тебя одного надлежит почитать больше всех и славить вовеки. И жестокая власть хочет внушить страх, – но кого следует бояться, кроме одного Бога? Что можно вырвать или спрятать от Его власти?" (Августин. Исповедь)
Здесь чувствуется влияние ветхозаветной парадигмы: людям гордость запрещена даже не потому, что она сама по себе плоха, а потому что несовместима со "страхом Божиим". Д.Андреев допускает существование такой гордости, которая совмещается с высотой души и с благоговейным отношением к Богу как к предельной
высоте (а не всевластной
силе), об этом есть в "Русских богах", когда отмечается участие в вечной небесной литургии бывших демонов, обратившихся к Свету:
http://rodon.org/andreev/rb/04.htm#14
Для понимания всесторонней сбалансированности позиции Д.Андреева, также стоит обратить внимание на обличение им гордыни и самоупоения некоторых поэтов Серебряного века, нашедшей выражение в их стихах (
РМ 10.1.8).