В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Константинопольский патриарх назвал войну в Украине братоубийственной"

На сайте Константинопольского патриархата опубликовано послание патриарха Варфоломея украинским журналистам, содержание которого говорит о возможных изменениях в тактике этой Церкви. Интересный момент месседжа патриарха Варфоломея – признание вооруженного конфликта в Донбассе братоубийственной войной: "Мы шлем благословение и выражаем беспокойство о каждом украинце, без всякого исключения. Мы молимся о единстве украинского народа. Мы молимся за мир в Украине. Наша надежда состоит в том, чтобы братоубийственная война прекратилась". В патриаршем обращении не содержится ни слова о "российской агрессии" или "внешней оккупации" страны.

Интересно посмотреть на реакцию украинских журналистов и политиков на данное признание Вселенского патриарха. До недавнего времени авторы большинства аналитических материалов в украинских СМИ, посвященных церковной ситуации в Украине, позиционировали Варфоломея как едва ли не единственного арбитра церковных споров. Именно глава Фанара (так еще называют Константинопольскую кафедру по древнему району Стамбула, в котором расположена резиденция патриарха), согласно идеологам и сторонникам создания "единой поместной Церкви", должен предоставить автокефалию Украинской церкви.

За последние 25 лет многие политические деятели Украины предпринимали попытки вовлечь Константинопольский патриархат в урегулирование церковного кризиса. Только в течение последних трех лет с Варфоломеем в его стамбульской резиденции встречались экс-премьер Арсений Яценюк, спикер украинского парламента Андрей Парубий, действующий премьер-министр Владимир Гройсман и, конечно же, президент Украины Петр Порошенко. Последний в ходе аудиенции на Фанаре в марте 2016 года выразил благодарность патриарху Варфоломею "за огромную помощь, которую украинский народ получает от патриарха – постоянную заботу, постоянную молитву об Украине, о ее процветании, о мире на украинской земле, за постоянную помощь, которую мать-Церковь предоставляет Украине".

Скандальное обращение депутатов Рады в июне 2016 года к патриарху Варфоломею с просьбой вмешаться в церковную жизнь Украины, созвать объединительный Собор и предоставить автокефалию Украинской церкви обосновывалось помимо прочего наличием "российской агрессии". И этот "факт" Варфоломей должен был хорошо усвоить.

И вот теперь Константинопольский патриарх, получив в свой адрес столько любезностей и благодарностей от высших государственных лиц за оказываемую им "поддержку" Украине, выдает тезис о братоубийственной войне.

Однако еще интереснее вопрос, какую в действительности цель преследовал патриарх Варфоломей.

После евромайдана Фанар стал активно вмешиваться в церковные дела Украины. Его представители принимали участие в объединительных процессах Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) в июне 2015 года. Сам патриарх неоднократно подчеркивал свои притязания на церковные приходы Украины, подвергал сомнению законность вхождения Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году. После упомянутого обращения депутатского корпуса к Варфоломею Синод Константинопольской церкви создал специальную комиссию по изучению "украинского вопроса", фактически оставив за собой возможность вернуться к активным действиям в украинском направлении в более удобных для себя обстоятельствах. На фоне открыто экспансионистских шагов Фанара подобное обращение представляется на первый взгляд нелогичным.

Однако нужно учитывать несколько моментов. В последние месяцы в Украине с новой силой началось давление на Церковь. В мае с.г. депутаты Рады планировали проголосовать за два законопроекта – № 4128 и № 4511, дискриминирующих УПЦ МП. В случае их принятия под удар попадет прежде всего каноническая Церковь – продолжающиеся захваты храмов со стороны религиозных организаций, не признанных православным миром, приобретут законный характер (законопроект № 412 "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях"), а сама УПЦ МП окажется под плотным контролем государственных структур (законопроект № 4511 "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой Украины страной-агрессором").
Угроза утверждения данных законопроектов вызвала крупный резонанс как внутри страны, так и на международном уровне. Обеспокоенность по поводу открытого вмешательства государства в дела Церкви официально высказали предстоятели большинства поместных православных Церквей, Всемирного совета Церквей и даже Ватикана. Проблема притеснений УПЦ со стороны украинского государства все чаще поднимается на международных площадках по линии ОБСЕ. А вот со стороны Константинопольского патриархата не прозвучало ни одного слова поддержки в адрес Киевской митрополии. Естественно, в такой ситуации молчание Варфоломея, претендующего на то, чтобы выражать интересы всей православной ойкумены, выглядит как минимум не комильфо.

С другой стороны, прямо последовать примеру международного сообщества и обратиться непосредственно к органам власти патриарх не решился. Это было бы логичным, поскольку именно от руководства Украины зависит как судьба названных законопроектов, так и перспективы дальнейшего развития всей системы церковно-государственных отношений в целом, и положения УПЦ МП в частности. Однако в таком случае главе Константинопольской кафедры пришлось бы если и не отказываться от лакомого "украинского пирога", то по крайней мере на время умерить свои аппетиты. Поэтому выбор журналистского корпуса в качестве адресатов послания понятен – это попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

Есть еще один интересный момент. Дело в том, что положение Константинопольского патриархата в самой Турции в условиях происламистской правой политики Реджепа Эрдогана довольно тяжелое. Состоявшееся 21 июня с.г. чтение Корана в соборе Святой Софии в Стамбуле в присутствии официальных лиц и трансляция церемонии по государственному телевидению в очередной раз подтвердили тот факт, что Константинопольский патриархат на своей исконной канонической территории практически не обладает политическим весом. Такое положение вещей никак не соответствует статусу Вселенского патриарха.

К этому нужно добавить состояние геополитической неопределенности, в котором в последнее время оказался Фанар. Созванный патриархом Варфоломеем в прошлом году Всеправославный собор проигнорировали четыре поместные Церкви, представляющие большинство православного населения мира.

Традиционный для Фанара покровитель в лице США в последнее время не является более таким уж надежным. Та же позиция Госдепа США по вопросу чтения Корана в Святой Софии имела неоднозначный характер. С одной стороны, американское внешнеполитическое ведомство призвало турецкое правительство сохранить музейный статус храма с учетом его сложной истории, а с другой – отмежевалось от идеи невозможности превращения собора в мечеть, отметив особую значимость Софии и для других вероисповеданий.

Эксперты отмечают, что протекающие на макроуровне политические процессы указывают на постепенный переход от однополярного к многополярному мироустройству. События в Сирии выступают одним из маркеров глобальных перемен. Роль России в определении будущего Ближнего Востока является одной из ключевых. В церковно-политическом контексте это означает, что ближневосточное христианство все сильнее будет ориентироваться и тяготеть не к Константинополю, а к России как более устойчивому мировому христианскому центру.

На Фанаре, возможно, приходит понимание того, что Константинопольский патриархат может оказаться на обочине международной политики. В таком случае можно предположить, что обращение патриарха Варфоломея является еще и сигналом Московской патриархии о желании Константинополя начать диалог и добиться улучшения двусторонних отношений. Вопрос только в том, насколько готов Вселенский патриарх идти на компромиссы и поступиться своими амбициями.


Андрей СЕРЕБРИЧ
Источник: "НГ-Религии"


 Тематики 
  1. Православие   (768)