Листая ранние тетради. О детском творчестве Даниила Андреева
Размещение в сети: http://rodon.org/sorokina/lrtodtda.htm
Дата написания: ок. 1996; файла: 16.05.2007
Все произведения, написанные Даниилом Андреевым до ареста в 1947 г., были уничтожены на Лубянке и лишь частично восстановлены автором в тюрьме. Чудом уцелели лишь две объемистые тетради (около 600 страниц) его первых детских творений: они оказались у друга поэта, Сергея Ивашева-Мусатова, были им бережно сохранены и затем переданы А.А. Андреевой. К сожалению, они не вошли в собрание сочинений поэта, но заслуживают пристального внимания тех, кому дорого творчество Даниила Леонидовича. В этих детских произведениях, охватывающих период 8-11 лет, – и романах, и рисунках, и стихах – закладывались основы мировосприятия, зародыши будущих творений, "восход души" – как сам автор определил этот период своей жизни. Надеюсь, что и они будут когда-то опубликованы, а пока в мою задачу входит познакомить почитателей творчества Даниила Андреева с его отроческими произведениями.
Самым ранним прозаическим сочинением следует считать повествование о вымышленной стране мышей – Мышинии и ее императорах – "Урасовская династия". Это своеобразная летопись череды правителей (их около сорока), каждому посвящен отдельный параграф в повести, все наделены вымышленными именами и прозвищами, характеризующими особенности их правления: Кровопролитный, Победитель, Поэт, Тихий, Чудотворец или Пророк ("Сер оказался очень странным: он предсказывал погоду, жизнь того или другого мыша и вообще творил "чудеса" – по словам мышей. Его прозвали за это "Чудотворец" или "Пророк")*. Неоднократно Даня подчеркивал религиозную ориентацию своих героев: "Урас Иждыгар славный был император: любил свою родину, заботился о ней и исполнял заповеди Божьи". "Иринарий был набожен и Господь очевидно любил его. Иринарий очень долго жил: около 10 лет и умер в глубокой старости".
* Текст Д.Андреева здесь и далее приводится по рукописи без исправлений.
§ 21 Урас VII Святой.
Долго не хотели мыши брать в цари сына Сера IV – Ураса VII, но делать было нечего. Урас был язычник. Он поехал путешествовать, а правление передал своей матери Морщинке I. Он поехал в Крысию, где исповедовали Христианство. Урасу понравилась эта вера и он принял ее, причем получил имя Крыс. Мать его была этому рада, а мышиная церковь причислила его к святым. Скончался он в 1477 году.
§ 22 Пи вдохновенный IV.
У Ураса осталось 2 сына: Пи и Иждыгар. После долгой смуты и издования законов, возарился Пи IV. В это время в Мышинии появлялось все больше и больше язычество, а Пи IV исправлял его. За это Пи прозвали "Вдохновенный", что значит "исполняющий заповеди Божии". От мышей и у нас это слово. Иждыгару IV было завидно смотреть на Пи. Он убил его, а сам возарился на престол. Но Господь наказал его: он скоро умер".
В конце повести прилагается карта Мышинии и окружающих ее стран.
Немало страниц в тетрадях занимают рисунки Даниила: зарисовки смешных эпизодов из жизни добровского дома и гимназии – карикатуры, как называет их Даня. Они включают от 4 до 12 небольших картинок, последовательно и динамично изображающих то или иное событие – чаще всего очередное озорство Дани, безудержного на выдумки и за свою изобретательность в шалостях, хитрость и смешливость прозванного в гимназии "Рейнеке-Лис"*.
* Рейнеке-Лис – герой одноименной поэмы В.Гете, в которой поэтически пересказан средневековый французский "Роман о Лисе". Лис наделен поразительной хитростью, умом и изворотливостью, позволяющими ему находить выход из самых безнадежных жизненных ситуаций.
Многообразна тематика рисунков Даниила: "Доисторические животные", "Человек на Марсе", "Распятие", "Спортивные игры", "Русский поезд Москва-Севастополь", "Окно", "Ноги нашей семьи" (8 изображений ног всех домочадцев семьи Добровых), "Сатана на земном шаре", "Классные товарищи", "Автопортрет", "Ад. Черт и чертенята", "Гонка яхт", "Господь и Сатана", "Наш стол во время завтрака" и другие. Удивляют его наблюдательность, прекрасные графические способности, а точность и аккуратность линий свидетельствуют о высоком самоконтроле, столь не свойственном этому возрасту.
Самое значительное место в тетрадях занимает фантазия-эпопея "Юнона", написанная в 10-11 лет. Пожалуй, никто лучше самого автора не сможет раскрыть замысел своего произведения и по праву оценить его, поэтому я полностью привожу предисловие Дани к собственной книге.
Предисловие.
Автор сочинения "Юнона" имел целью позабавить молодежь своеобразной и оригинальной выдумкой "мой собственный мир". Еще никто из деятелей литературы не старался и не пробовал написать хоть небольшой рассказ на эту тему. Лишь некоторые дети придумывали от скуки подобные вещи, но ни одно из этих описаний выдуманных, несуществующих планет и миров не сможет сравниться с гениальным произведением Дааниэля Андроаз. Он внес оживление в литературу, показал новую тему повестей. Мы должны быть ему очень и очень благодарны за то, что он первым сочинил вещь на эту прекрасную, своеобразную и интересную тему.
Автор сочинения "Юнона" фантазирует, что где-то в бесконечных полутемных пустынях вселенной есть уголок с почти такой же, как и наша планетой. Эту планету, которую он окрестил именем "Юнона", т.е. богиня плодородия, населяют такие же люди как мы сами. Они говорят членораздельными звуками, плавают на кораблях через моря, подобные нашим, и летают по воздуху атмосферы, совсем как наша, единственно чем разнится от земли эта планета – это разположением морей, материков, населением, фауной, флорой, историей и государсвами. И о этом то автор и хочет оповестить читателей и вообще всю желающую публику. Это он и будет описывать в разных отношениях: географии, истории, мореплавания, истории одной выбранной страны – государства и ея мифологии. Сзади будет приложены портреты героев этой повести, а так же разсказ, с описанием приключений и деяний однаго из них.
Д.Андреев
На последних страницах обеих тетрадей Даня сделал подробное оглавление всех своих произведений. Содержание сочинения "Юнона" неоднократно переделывалось, некоторые главы вычеркнуты из перечня, а целого раздела, упомянутого в оглавлении, в тетрадях не оказалось. Поскольку одна из тетрадей расшита, сейчас трудно сказать, были ли эти главы написаны, но не дошли до нас, или они остались лишь авторским замыслом. Не оказалось в тетрадях десяти глав, предшествующих географии планеты Юнона, поэтому мне кажется важным привести здесь их названия:
Путешествие по вселенной.
Глава I Шары.
Глава II Первый шаг по небу.
Глава III На луне.
Глава IV Марс и его жители.
Глава V Телескопические планеты. Мимо Юпитера.
Глава VI Сатурн.
Глава VII Уран и Нептун.
Глава VIII К звезде Альфе и ее планетам.
Часть II
Глава IX сестема Альфы
Глава X Что это – рай?
Глава XI – Ай! А это – ад!.. ай!
По одному из оглавлений после предисловия должен следовать астрономический очерк, в котором сообщается, что планета Юнона принадлежит к системе звезды Альфа из Млечного Пути, она меньше Земли по размерам, ее год равен 64 дням и разделен на зиму и лето, быстро сменяющие друг друга. По распространению тепла на планете она разделена на пять поясов, при этом умеренные пояса шире, а жаркие уже, чем на Земле. Материков пять: Анферсамма, Экваториальный, включающий две части света: Андромеду и Гервенею, Райкверсэрский, Альционский, Драконовский, или Верра.
Следующий отдел книги – география Юноны. Всего описано 32 страны двух материков Юноны. Подробно нарисована карта каждой страны и две карты материков. Все карты в масштабе строго соответствуют друг другу. Большинство используемых названий городов и рек вымышлены, часть из них заимствована из греческой и римской мифологии. По стилю изложения этот отдел книги напоминает географический справочник. Вот самое краткое из 32 описаний:
Анегабия.
Анегабия маленькое государство, расположенное на Анегабских островах и занимающее на Алченском п.-о. маленькое пространство суши. Это государство торговое; благодаря морю, и отнюдь не военное. За одну большую войну с Пценией, она потеряла всю горную часть Алченского полуострова, которая раньше принадлежали ей и в которых находили большие золотые прииски. Эта ея часть называется Алченс-ни-Анигабс/т.е. Алченский п.-о. Анегабии/ и там стоят 3 города: Иб, Роги, Ансаб.
Всего Анесабских островов – 5: Северный, Юно, Пато, Грэн и Лосья. На Юно находится столица государства – Юно и течет небольшая речушка Пэнис, считающиеся, однако, главной, за неимением болие обширных рек. У ея истока находится городок Ас. На о-ве Северном есть два города: Минос и Арвейкс, на о-ве Пато – Покроди, на о-ве Грэн – Пэта и Грэн, а на Лосьи – Эне и Еу.
Жители острова занимаются земледелием, охотой и рыбной ловлей, а Алченс-ни-Анигабс изобилует золотом и другими металлами. В Анегабии скотоводство развито мало и встречается только на о-ве Грэн и в Алченс-ни-Анигаб. Анегабия управляется президентом, который выбирается на 7 лет, и власть которого ограничена Белым советом.
Интересно отметить, что среди стран есть и Урания, а в одном из государств – Палладе – на главной реке расположены города: Роза, Аура I, Аура II, Аура III. Это просто названия, никаких пояснений к ним не дается.
Даня придумал даже особый алфавит для одной из стран, встречается и подзаголовок "Язык Ондо", но раздел не был написан.
Далее по оглавлению (но не по расположению в тетради) следует раздел "История мореплавания". В нем речь идет о том, как жители Анферсаммы открывают все новые и новые земли своей планеты и убеждаются, что их планета – шар. Даня подробно описывает маршруты мореплавателей, их приключения и указывает даты географических открытий. Один из наиболее прославленных мореплавателей Арабэль Дюран ("это был предприимчивый, энергичный, добрый и справедливый человек, высокого ума и прекрасной души") основал Общество географов, которое объединяло географов всех стран, чтобы исследовать неизвестные части Юноны и "пополнять круг народного и своего знания географии". Был установлен "престол мореплавания", возглавляемый королями мореплавания – мэвингами, которые сами должны были много плавать, стараясь открывать новые земли.
Арабэлль Дюран перед смертью произносит трогательную речь, в которой Даня подчеркивает каждое слово: "Братья! Прекратите войну и раздор! Обратите ваше тело, душу и глаза на таинственную Гервенею! Поезжайте в нее, изследуйте ее, расширяйте круг знаний географии! Человек до тех пор не будет человеком, пока не узнает всей своей планеты... Пожалуйста... Прощайте..." и умер.
Мореплаватели знакомятся с туземцами открываемых стран и проповедуют им свою религию – Однобожие.
В Южной Гервенеи исследователей поразила наружность местных жителей: "синяя кожа с фиолетовым оттенком, ярко-лиловые глаза, черные или коричневые волосы, горбатый нос и небольшой рот между пухлых щек, все это очень удивляло анферсамцев, которые и назвали этот народ синей расой".
За свершенные открытия мэвинги благодарят прежде всего Бога, и открывший целый материк король мореплавания устанавливает камень с надписью: "Здесь был Мэвинг-мореплаватель Р.Зиттенгер, первый объехавший всю Гервенею вокруг с помощью Бога! Затем он сослужил благодарственный молебен и расположился отдохнуть на берегу моря".
Спустя некоторое время отважные путешественники решаются перелететь через открытые ими материки на аэропланах.
В Географическом Обществе начинается вражда между королями-мэвингами из-за престола, измены, заговоры, убийства и казни, и, чтобы прекратить смуту в Обществе, король отправляется в путешествие, чтобы своими открытиями заслужить право престола, но по возвращении экспедиция мэвинга вновь встречает смуту на родине, готовящуюся войну и козни врагов. Затем начинается массовое переселение жителей на другой континент.
Вся эта продолжительная история (72 стр.) заканчивается открытием нового материка – Андромеды.
Важно отметить, что повествование этой главы было остановлено почти посередине текстом "Великого Договора", ни по времени, ни по местности не связанным с описываемыми событиями (1752 год – географические открытия и 2332 г. – время заключения договора), да и нумерация страниц была прервана. На полях договора крупными буквами было написано: Андреев. Поскольку договор был так важен для автора, привожу его текст полностью:
Великий договор.
Еще со времен Стефана I Победного сердца В Морене собирались представители всех самостоятельных государств для решения мировых вопросов. Такое Мировое Сборище назначалось каждое 1-е число.
Однажь, в 2332 году, на нем был заключен Великий Договор. Он состоял:
1) – прекратить все войны и стать на общий путь развития в науках, авиации и искусстве, а
2) – все колонии по желанию могут образовывать самостоятельные государства.
Следующий раздел книги – история Морены (Морена – одно из государств континента Гервенеи). Это объемное сочинение – около 80 стр., разделенное на несколько частей и множество параграфов, каждый из которых, за небольшим исключением, состоит строго из трех страниц. По стилю изложения "История Морены" напоминает "Урасовскую династию" в стране Мышинии – это довольно монотонная хроника смены императоров, войн, смут, революций, дворцовых заговоров и народных восстаний. С большой тщательностью прослеживаются генеалогические линии. Приведу здесь один из фрагментов этой огромной летописи.
§ 24. Лидия, Стефанида Суровая, Стефан III.
Петр III сделал еще одно великое дело. Очень интересуясь механикой и другими науками того же рода он изобрел орудие, по форме похожее на винтовку. Оно была зеленого цвета, потому что сделано было из цумания (металл такой). При помощи вещества в роде пороха (лункиасс) из этого орудия высылались огненная искра, которая попадая в цель, ее воспламеняла и этот предмет горел. Петр ввел его в своей стране, но не позволил открывать устройства его иностранцам. Через 1 год после этого он скончался. На престол вступила по выбору Совета его жена принцесса венелийская императрица Лидия. В своем 18 тилетнем царствовани она не сделала ничего замечательного. Она только сторалась о своей дочери молодой Стефаниде, наследнице престола. Она выдала ее замуж за молодого и красиваго принца Клафрита Минервского, но он очень скоро умер. Вслед за этим умерла и Лидия, на ступенях трона быстро мелькнула Стефанида суровая, прозванная так за свою жестокость, но была арестована и казнена. На престол вступил ея 10 летний сын Стефан III, который продержался на престоле до 25 тилетнего возраста – так же, как и Лидия, он не внес ни какого разнообразия в будничную жизнь Морены, а отдал всю власть Совету Выборных Племен, а сам спокойно возседал на позолоченном троне в мягких подушках. Недовольные властью Совета составили заговор и, хотя Стефан III несколько раз избегал ихния покушения, но в конце концов был убит. На престол был выбран его единственный сын – Ричард II".
Интересно отметить, что среди императоров встречается и Иоанн VI "Богопосланник", он оказался пророком и предсказал будущие политические события Морены. Народ прозвал его "Богопосланником" или "Боговестником", а правящая верхушка – еретиком и лжепророком, он был мученически казнен, а "Божеский дом (церковь) причислил Иоанна VI к лику Святых".
Следующая часть сочинения "Юнона" – мифология одной из стран Юноны – Церреры.
36 богов Древней Церреры "разделялись на добрых и злых. Каждая из этих партий имела свою высокую неприступную гору и на ея самой верхушке замок" <...> "Эти два замка вечно враждовали и ссорились, их главной целью было захватить Херргену, богиню земных богатств, которая жила одна на одиноком Острове Мольоу". В каждой партии есть главный бог. Отчасти церрерский пантеон напоминает греческий, но немало и новых богов, например, Говэльций – бог смелости, мужества и великодушия, Нера – богиня благородства, Терртамбр – бог веселья и музыки, Денганея богиня лжи и обмана, Балльдорэна – богиня кутежа и грабежа, Гуддольд – бог молодости. В целом этот раздел "Сказки и легенды о чудесных богах и богинях церрерских" занимает совершенно обособленное место в сочинении и никак не соотносится с другими главами книги.
Через все литературное творчество Д.Андреева ясно прослеживается рыцарский склад самого автора. Воспитанный на рыцарских легендах, Даниил часто и своим героям приписывает рыцарские черты: мужество, благородство, великодушие. Среди императоров Морены встречается имя Парсиваль, упоминаются и другие рыцари.
Наряду с общей увлеченностью географией, путешествиями и приключениями, свойственной многим детям, Даниил обладал удивительной страстью к систематизации, строгостью и четкостью в изложении материала, что большинству детей уже совсем не свойственно и свидетельствует об особой одаренности. Сама позиция автора по отношению к описываемым событиям несколько отстраненная: он не участник всех приключений, он творец собственного выдуманного мира и его бесстрастный летописец.
Насколько мне известно, до Д.Андреева задачу создания и описания "моего собственного мира" в русской литературе не ставил никто из писателей, в этом отношении Даня совершенно адекватно оценивает свое сочинение "Юнона" как оригинальную и гениальную выдумку. Интересно отметить, что подобную задачу создания вторичных миров или историко-художественного моделирования ставили в 30-40-х гг. ХХ в. крупные английские писатели и филологи Дж.Р. Толкиен и К.С. Льюис.
По оглавлению Дани целый отдел книги должны составлять рисунки. Это 21 рисунок богов, 19 мэвингов (королей мореплавания), 100 портретов императоров Морены – итого 140 портретов – настоящая картинная галерея! Портреты удивительно разнообразны и отражают в чертах лица и костюме особенности характера каждого героя.
Одна из тетрадей завершается Сборником стихов Даниэля Андрэ "Вдохновение" или "Фиалка".
Сборник включает 17 стихотворений, написанных с 1915-го по 1918 г., то есть в возрасте от 8 до 12 лет, каждое из стихотворений датировано, в отличие от эпических сочинений, и имеет посвящение кому-либо из добровской семьи. В конце тетрадей Даниил приводит полный список своих стихов, их к тому времени насчитывается 36 (до нас дошло только 17), и каждое довольно строго оценивается автором: "хорошо", "так себе", "довольно плохо", высшим баллом оценены только 8 стихотворений.
Самое первое стихотворение Даня написал в 8 лет (с последующей строгой оценкой: "для 1-го – хорош").
Сад
Где цветет кустами жасмин,
Где порхают стрекозы гурьбою,
Где сады хризантем, георгин
Распластаются цепью немою,
Там теперь уже лето другое:
Там построен громаднейший дом;
Не цветет уже больше левкоя:
Там огромнейший город кругом.
весна 1915 г.
За небольшим исключением все детские стихи Даниила посвящены родственному общению с природой и столь же живому ощущению Бога
Синяя даль убегает волнами,
Чудится запах далеких лесов
Как приятно быть там, в этой дали лесов,
В этой дали лесов, далеко
Как приятно вдыхать ароматы лугов,
Ароматы лугов глубоко!
Как приятно быть там и лететь высоко,
Словно птица над морем полей
О, как там хорошо-хорошо!
И душа там как будто живей!
август 1918 г.
Буду Богу я молиться,
Людям помогать,
А чудесная Жар-Птица
Мне тоску свивать.
январь 1917 г.
Отрывок из стихотворения "Субботний вечер":
Вечер нисходит на землю;
День ускользает от взгляда;
Церковному голосу внемлю.
И светлая в сердце отрада.
ноябрь 1918 г.
Отрывок из стихотворения "Весенняя заря":
Леса и нивы, росой окраплены
Блестят и искрятся во пурпуре небес...
Природа радостно так улыбается,
И будто-бы смеется темный лес
ноябрь 1918 г.
И довольно необычное для девятилетнего возраста стихотворение, посвященное смерти:
Новый год
К двенадцати близится стрелка
И тихо идет новый год;
Сидит у больного сиделка
И глазу с него не сведет.
Большой умирает спокойно
Под самый под новый он год
И тихо минутная стрелка
Идет все вперед и вперед.
осень 1915 г.
Как мы видим из этого стихотворения, идея смерти очень рано начала привлекать Даниила, она не пугала, а скорее притягивала мальчика как некая таинственная черта. У него была прямо-таки фиксация на теме смерти, что ярко видно в его эпических сочинениях: он часто рассказывает о смерти своих героев, от чего они умерли, что говорили перед смертью, часто наследники престола умирают малолетними. На 32 страницах "Урасовской династии" слова, связанные со смертью, встречаются 55 раз!
А.А. Андреева упоминает в своем предисловии к собранию сочинений Д.Андреева о его попытке к самоубийству в шесть лет, чтобы повидать в раю мать и недавно скончавшуюся бабушку.
В тетрадях есть и очень короткая, двухактная пьеса под названием "Самоубийство", в которой два главных героя – жених и невеста – от невозможности быть вместе делают попытки к самоубийству, одна из которых – невесты – заканчивается смертью. Эта тема переходит и в зрелое творчество: три попытки самоубийства героев в романе "Странники ночи", одна из которых тоже закончилась смертью. На грани смерти находится и пленник немеречи. Кстати, поэма "Немереча" создавалась в 1937 г., тогда же, когда и роман "Странники ночи", и именно в "Немерече" Д.Андреев дает объяснение своему пристрастию к смерти:
Смерть не страшна, я с детства с нею дружен
И понял смысл ее бесплотных черт.
Да, с детских лет: с младенческого горя
У берегов балтийских бледных вод
Я понял смерть, как дальний зов за море,
Как белый-белый, дальний пароход.
Там, за морями – солнце, херувимы,
И я, отчалив, встречу мать в раю,
И бабушку любимую мою,
И добрую Волшебницу над ними.
Я возмужал. Но часто, как весна
Грядущая, томила мысль о смерти;
За гулом дней, за пеной водоверти
Страна любви была порой видна,
Где за чертой утрат и бездорожья
В долины рая проходила -
Ты Царица ангелов, Премудрость Божья,
Волшебница младенческой мечты.
В целом сочинение "Юнона" носит описательный характер. По жанру оно ближе всего к историческим хроникам хотя включает в себя и подробные географические сведения, и мифологические легенды. Ни один из героев для Даниила не важен сам по себе, хотя он и описывает их определенные черты, подчеркивая благородство и великодушие одних и низость и злодейство других, важна для него именно смена исторических лиц, династий и социальных катаклизмов, то есть сам исторический процесс. Его хроники включают целые эпохи жизни Морены.
А какой надо было обладать усидчивостью для столь озорного мальчишки, чтобы описать в деталях 32 страны и к каждой из них нарисовать просто филигранной работы карту! Кажется, что вся страстность натуры Даниила устремилась именно к созданию системы – описания жизни целой планеты с ее огромными географическими пространствами и эпохальной протяженностью во времени, а его тихая и тонкая душевная эмоциональность находила свое выражение в стихах.
От написания Даниилом этих тетрадей до первого озарения в августе 1921 г., которое определило развитие его внутреннего мира, прошло всего лишь около трех лет, но масштаб мышления, основные его координаты: время – история, пространство – география и Бог, устремленность за пределы Земли – в космос, все это закладывалось, вызревало, осмыслялось уже в детском творчестве. Это была своеобразная подготовка к миссии вестника. Не нуждается в доказательствах ранняя многосторонняя одаренность Даниила. Удивляют его чуткость, впечатлительность и отзывчивость на все грани бытия – достаточно взглянуть на его рисунки – как тут не вспомнишь пушкинское "Эхо"!
В заключение мне бы хотелось обратиться к зрелому творчеству Даниила Андреева, чтобы посмотреть, какими воспоминаниями отразилось детство в его взрослых произведениях.
О детстве Андреев пишет и в упомянутой уже поэме "Немереча", и в "Железной мистерии", и в отдельном сборнике стихов "Восход души", отрывками из двух стихотворений которого я хочу завершить рассказ о детском творчестве поэта.
Нет, не юность обширная,
В грозе, ветрах и боренье:
Детство! Вот – слово мирное,
Исполненное благодаренья.
1936 г.
За детство – крылатое, звонкое детство,
За каждое утро, и ночь, и зарю,
За ласку природы, за тихий привет Твой,
За всю Твою щедрость благодарю.
. . .
И если бывало мне горько и больно,
Ты звездную даль разверзал мне в тиши;
Сходили молитвы и звон колокольный
Покровом на первые раны души.
И радость да будет на радость ответом:
Смеясь, воспевать Твою чудную быль,
Рассыпать у ног Твоих перед рассветом
Беспечных стихов золотистую пыль.
1949 г.