М. В. Мишустин без всякой ЧК истребил недоимки, и казна пухнет от налоговых поступлений.
В соответствии с горькой истиной "Несть пророка в отечестве своем" граждане России не устают выражать свое недовольство состоянием экономики и ее перспективами, тогда как иностранцы, напротив, давно уже увенчивают руководителей социально-экономического блока почетными лаврами.
А. Л. Кудрин в бытность его министром финансов неоднократно удостаивался звания "лучший министр финансов в мире", Э. С. Набиуллина была объявлена лучшим центральным банкиром в мире, а ранее, в сентябре 1997 г. (менее, чем за год до дефолта) лучшим министром финансов в мире был признан А. Б. Чубайс.
Теперь чрезвычайных заграничных похвал удостоился и глава Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин. Газета "Financial Times" с восхищением и придыханием рассказала об успехах российского фискального ведомства, по степени эффективности оставившего далеко позади мытарей Ее Величества.
"Прежде разница между планируемыми и реальными доходами от НДС в России составляла около 20 процентов, а в Британии – 9,1 процента. Теперь же этот показатель в России снизился до одного процента. В период с 2014 по 2018 год сумма поступлений от НДС выросла на 64%, в то время как номинальное потребление домашних хозяйств возросло лишь на 21%".
То есть совершеннейшие геракловы подвиги.
И восхищаясь, британская газета не фантазирует, но опирается на реальные данные: в консолидированный бюджет РФ в 2018 г. поступило на 23 % больше, чем в 2017-м, федеральный бюджет получил на 30,2% больше по сравнению с 2017 г. В 1997 г. А. Б. Чубайс даже учреждал Чрезвычайную Комиссии по борьбе с недоимками, но дело кончилось ничем, тогда как двадцать спустя М. В. Мишустин без всякой ЧК истребил недоимки, и казна пухнет от налоговых поступлений.
Пожалуй, Мишустин с большим основанием заслужил звание лучшего мытаря в мире, нежели Кудрин – лучшего минфина или Набиуллина – лучшего банкира. С большим, ибо Кудрин и Набиуллина претендовали и претендуют на роль экономических архистратегов, и это получается у них неважно – хозяйство стабильно, как утопленник на дне. Тогда как Мишустин не стратег, но лишь блестящий исполнитель (эффективный менеджер). Ему велено поднять налоговые поступления – он и подымает, стратегией пусть занимаются другие, а он исправно отвечает за свой фронт работы.
С него нет спроса, как нет его, например, с оружейника, создавшего безукоризненно работающее изделие. Кто, как и зачем использует это изделие – другой вопрос.
Поэтому другим надо отвечать на то, хорошо ли, когда при мертво упершейся экономике налоговые изъятия за год увеличились на четверть, или все-таки не очень хорошо. История разных стран, например, Германии, где в 1931 г. экономическая политика была на той же линии, отчего кризис только усугублялся, показывает, что не очень.
Есть вопросы и насчет фантастического всеведения ФНС.
В ходе беседы с журналистом "Financial Times" "Глава ФНС возле интерактивного экрана с картой поинтересовался, где в Москве остановился журналист. После того, как Джайлс ответил, что он живет в отеле "Будапешт", карта увеличивается до гостиницы. "Вы ведь пили кофе, так?", – интересуется Мишустин. После этого открывается окно отеля с чеками на еду и напитки. "Всего было продано три капучино, один эспрессо и один латте. Один из них – ваш", – резюмирует глава ФНС".
При таком скрупулезном знании, кто, чего и где пил, легче собирать налоги, но ведь можно знать не только насчет чашек кофе, описанная система позволяет много чего рентгенить. Не будем говорить: "цифровое рабство" и прочие страшные слова, но заметить, сколь далеко простирает ФНС свои руки в дела человеческие, будет поучительно.
Но в рассказе о Мишустине, меняющем мир, есть одна странность.
Положим, что блистательный технолог идеально наладил работу всеведущего ведомства, видящего в огромной стране каждую копейку. Так это или не совсем так, но репутация главы ФНС в правительственных (а также иностранных) глазах именно такова. Ученый волшебник при короле, исполняющий любое его пожелание насчет денег. Допустим.
Но вспоминаются два сюжета, когда, согласно мнению того же правительства, М. В. Мишустин не зорок, как горный орел, а слеп, как подземный крот.
Во-первых, дискуссия о прогрессивном налогообложении физических лиц. Тогда кроме, казалось бы, исчерпывающего дискуссию либертарианского довода, что прогрессивный налог душит экономику и вообще есть народное стесненье, гнуснейшее меж всеми преступленье, приводился еще и дополнительный аргумент. Мишустин-де столь слаб, что ФНС ни за что не управится с администрированием прогрессивного налога. С которым справляются налоговые службы весьма многих стран. Включая, кстати, Британию.
И второй (хотя и не столь популярный) проект. Если вы в самом деле хотите демократию, либерализм и прочее, как на Западе, то есть верное средство. Установить такой порядок (именно как на Западе), когда граждане сами обязаны подавать декларацию о доходах и сами нести деньги в налоговую, отрывая их от сердца. А кто не хочет отрывать, с тем поступать немилосердно. Тут гражданственное сознание берется само собой, ибо налоги оказываются не вообще как-то собранными, а своими кровными. Что порождает очень сильное желание как-то контролировать расход этих кровных. А это и называется демократией.
Здесь те же контраргументы – "ФНС не справится". С кофием справляется, с увеличением налоговых поступлений на четверть справляется, но с этим – никак.
Такое отсутствие начальственных заказов гениальному Мишустину – при том, что начальство вообще-то бурно фонтанирует разнообразными смелыми проектами – служит изрядным доказательством, того, что ни социальная справедливость, ни работающая демократия высших начальников не интересует нимало.
Максим Соколов
Источник: "ForPost "