Если может случиться все, тогда надо описывать и то, какой будет денежно-кредитная политика, если Земля налетит на небесную ось.
Доклад ЦБ РФ о денежно-кредитной политике – дело рутинное и довольно скучное. Все больше о том, как ЦБ с переменным успехом таргетирует инфляцию. Но очередной доклад, выпущенный в конце июня, кроме дежурного "Моя борьба с инфляцией" содержал и мрачные – мрачнее некуда – прогнозы.
Если, согласно оптимистическому сценарию, все будет идти, как идет, т. е. ни шатко, ни валко, то, согласно рисковому сценарию, во втором полугодии 2019 г. (которое уже началось) – первом полугодии 2020 г. возможно снижение цены на нефть до 20 доллларов за баррель. Это будет низшая точка, затем последует отскок до 35 долларов.
То есть, нефть, дающая от 30 до 40% доходов федерального бюджета, может подешеветь в 3,5 раза, а после отскока будет стоить в два раза меньше против сегодняшнего уровня.
Разумеется, Россия – не какое-нибудь княжество Залива, которое одной нефтью кормится, есть иные доходы бюджета, но все равно тряхнет изрядно.
"Ухудшение внешних условий в конце 2019 г. в рамках рискового сценария станет причиной кратковременного экономического спада. Темп прироста ВВП становится значимо отрицательным в 2020 году. В 2021 г. по мере адаптации к изменившимся внешним условиям экономика перейдет к восстановительному росту", -- говорится в докладе.
Говоря проще, в случае сценария с обвалом нефтяных цен нас ждет в течение года-полутора существенное падение экономики и только через два года начнется (если начнется) какой-то рост.
В докладе делаются обязательные реверансы бюджетному правилу, смягчающему удары стихии, но из прогноза явствует, что даже при всем благотворном действии чудесного правила все равно мало не покажется. А как это будет сочетаться с обещанным уверенным ростом, нацпроектами, борьбой с бедностью etc. – все вопросы к Э. С. Набиуллиной.
Вероятно, она ответит, что форс-мажор ломает все проекты.
Но надо уточнить некоторые существенные моменты.
Положим, ЦБ закладывается на худшее. Всякие сценарии должны учитываться, в том числе и самые неблагоприятные. Генштаб, имеющий только планы того, как он малой кровью, могучим ударом разгромит любого неприятеля – плохой генштаб. Все так.
Но все же: какова хотя бы примерная вероятность 20 долларов за баррель, причем в самое ближайшее время? Да, все знают, что предсказывать нефтяные цены – дело неблагодарное и к тому же самый верный способ утратить всякую репутацию экономиста. Аксиома та, что нефть может изобразить любую загогулину – такой ж товар зловредный.
И тем не менее какая-то вероятность в прогнозе должна присутствовать. Если может случиться все, тогда надо описывать и то, какой будет денежно-кредитная политика, если Земля налетит на небесную ось. А равно если на густонаселенную европейскую часть России упадет метеорит калибра Тунгусского. Если влияние эвентуального метеорита на денежно-кредитную политику в докладе не описывается, значит, вероятность события все же играет роль.
Тогда как в докладе причина 20 долларов (откуда можно сделать и вывод о вероятности) если раскрыта, то весьма неопределенно. С одной стороны, указывается, что цены могут рухнуть, когда перестанут действовать картельные соглашения между странами-нефтедобытчиками и каждый станет качать нефть что есть мочи.
В принципе, это возможно, но почему именно сейчас соглашения разрушатся? На это ответа не дается.
С другой стороны, причиной может быть общий кризис капитализма – "существенное снижение темпов роста мировой экономики, носящее характер выраженного циклического замедления с длительным восстановлением. Оно может сопровождаться усилением волатильности на мировых финансовых рынках, значимым снижением глобальной склонности к риску".
И это возможно. О грядушем глобальном кризисе говорят все, кому не лень. У эстрадных экономистов вроде М. Л. Хазина это вообще коронный номер, представляемый почтенной публике уже не первое десятилетие.
Но эстрадные экономисты и экономисты ЦБ – это несколько разный жанр. В последнем случае желательна большая ответственность за свои слова и большая доказательность.
Ведь слово банкира в буквальном смысле на вес золота. В речах главы ФРС – кстати, весьма нечастых и весьма осторожных – все, до кого это касается, ловят мельчайшие оттенки смысла. Тогда как Э. С. Набиуллина скорее выступает в роли агитатора, горлана, главаря, об осторожности совершенно не заботящегося. Амплуа нечастое у центрального банкира.
К тому же далеко не обо всем банкиру должно говорить. Цена его слова столь велика, ибо есть такое явление, как самосбывающийся прогноз. Если сообщить, что рубль обвалится (а что он еще будет делать при столь сильном падении цен на важный экспортный товар?), агенты рынка будут реагировать соответственно.
А доклад ЦБ равносилен призыву: "Граждане, скупайте валюту!".
При том, что возможно, Э. С. Набиуллина знает то, чего мы не знаем и о чем в докладе не говорится. Так ведь и начальник Генерального штаба тоже много чего знает, и порой весьма неприятного. Он обязан докладывать об этом главе государства, но публикация докладов на тему "Нам настает полный капут!" свидетельствовала бы, как минимум, о полном служебном несоответствии. Если не о государственной измене.
Объяснение таких странностей может быть, впрочем, весьма тривиальным. В докладе слышны тревожные нотки: "Сейчас, по сути, предлагаются изменения правила. Они могут привести к прямому или косвенному изменению цены отсечения, что приведет к реальному укреплению рубля. Может быть ослаблен стабилизирующий механизм бюджетного правила, что способно вновь повысить уязвимость российской экономики к колебаниям внешней конъюнктуры".
И вообще "Для ограничения масштаба отклонения инфляции от цели потребуется ужесточение денежно-кредитной политики. При условии своевременной реакции денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России вблизи 4% к началу 2021 года".
Т. е. скрижали бюджетного правила должны быть священны, снижение ссудного процента недопустимо, скорее нужно повышение (экономику при этом хоть волки кушай, но это неважно), таргетирование инфляции превыше всего. Ради сохранения во всей чистоте этих принципов не грех и двадцатью долларами за баррель припугнуть.
Максим Соколов
Источник: "ForPost "