Сильное раздражение, высказанное в определенных СМИ в связи со словами Патриарха о том, что Церковь возводит три храма в сутки, сопровождалось хором менее резких голосов, которые выступали, как будто, с позиций осторожности и благоразумия – раз строительство церквей воспринимается с раздражением, давайте от него откажемся.
Как и сделали власти Екатеринбурга – просто отказавшись от строительства храма где бы то ни было, признав, таким образом, что уступили людям, выступавшим не за сквер – а именно против храма.
Впрочем, большинство из тех, кто призывает не раздражать активистов, люди вполне благонамеренные, которые хотят избежать смуты. Но позвольте заметить, что это грубая – и, потенциально, дорогостоящая – ошибка. Люди, желающие возбудить в России смуту и мятеж, не оставят своего намерения, даже если совершенно прекратить строительство каких бы то ни было церквей. Пытаться задобрить противников, которые прямым текстом обозначают свою цель, как смену не устраивающего их режима, делая им уступки, которые в то же время отталкивают лояльную часть населения, бессмысленно.
В некоторых ситуациях уступки могут приводить к устойчивому компромиссу – когда цели оппонентов достигнуты или полностью, или они готовы принять, что они будут достигнуты лишь частично. Но когда цель ваших оппонентов состоит в том, чтобы ввергнуть страну в смуту – которая, как говорит, например, доклад RAND Corporation, могла бы “отвлечь или дестабилизировать российский режим и снизить вероятность того, что он будет осуществлять энергичные действия за границей”, – вы не можете отделаться половинчатыми уступками.
Претензии к существующему режиму со стороны его могущественных недоброжелателей не начинаются и не заканчиваются строительством церквей. Конечно, Русская Православная Церковь всегда и неизменно, и независимо от каких-либо своих действий или бездействий будет вызывать враждебность у противников исторической России. Но вообразим на минуту, что Церковь как-то перестала раздражать и вообще пропала с поля конфликта.
Желание “валить режим” у революционеров и их спонсоров никуда не пропадет, просто им придется избрать другие мишени – скорее всего, уже напрямую государство и его представителей. Сделает ли это ситуацию более благоприятной с точки зрения сохранения политической стабильности? Напротив.
Церковь – это “твердая цель”, один из столпов национальной и цивилизационной идентичности, нападки на нее могут вызвать ответный разогрев религиозного и национального чувства – который сыграет не в пользу революционеров. У враждебности революционеров к Церкви есть глубокие мировоззренческие причины – но с точки зрения политической целесообразности они добились бы большего, если бы оставили Церковь в покое и сосредоточились именно на государстве.
Русской Церкви уже больше тысячи лет, это несущая опора национальной идентичности, и она уже продемонстрировала сверхъественную устойчивость даже к самым яростным попыткам ее сломать. Если революционеры (вообразим) скажут, что этой опоре они ничуть не враждебны, а враждебны только к одному из политических режимов, которые приходят и уходят, а сам режим в это время выкажет свое равнодушие к Церкви, это очень сильно повысит шансы революционеров.
Когда человека побуждают восстать против тысячи лет отечественной истории, и того, может быть, смутного, религиозного чувства, которое свойственно большинству даже нецерковных людей – это одно, когда против текущей власти – это другое. Второе несравненно легче.
Говорят, что активных прихожан у нас немного – где-то несколько процентов от населения, данные расходятся. Но сколько у нас активных противников Церкви? Давайте, хотя бы, на глаз сопоставим число людей, каждое воскресенье встающих с дивана, чтобы пойти в церковь, и число людей, которые готовы встать с дивана ради антиклерикальных акций. Те и другие составляют, в общей массе населения, меньшинство – но история и творится активными меньшинствами, которые встают с дивана. Однако антиклерикальное меньшинство гораздо меньше православного. Более того, православные – государственники, принципиально лояльные граждане, которым их вера предписывает “Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся” (Прит.24:21), в то время как антицерковные настроения прочно коррелируют с антигосударственными.
Православные – растущее меньшинство, и вокруг активных прихожан есть еще очень широкий круг людей, которые приходят в Церковь в важные для себя моменты, считают ее своей, отождествляют себя с православной традицией и порожденным ей цивилизационным миром.
Если бы, в итоге, спорный Храм был возведен – хотя бы и в другом месте – это бы означало, что достигнут компромисс. Но когда оказывается, что после трех попыток власти вообще отказываются от строительства – это означает решительную победу екатеринбургского майдана, и такая победа означает не успокоение, а напротив, дальнейшее наступление.
Антицерковные акции по всей стране будут только усиливаться – они оказались эффективным средством “шатания режима”, а средства, доказавшие свою эффективность, обязательно будут использоваться дальше. Чем дальше вы будете отступать – тем дальше вас будут гнать. И чем больше вы будете шататься, тем сильнее вас будут шатать
В этой ситуации отталкивать друзей в тщетной попытке задобрить врагов было бы очевидной ошибкой. Вы и врагов не задобрите, и без друзей останетесь.
СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Источник: "Радонеж "