У предстоящей приватизации не финансовые, а политические цели
По российским СМИ прошла волна публикаций о том, что, по словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, его министерство работает в закрытом режиме над подготовкой сделок по продаже, в том числе, и иностранцам, части принадлежащих государству пакетов акций госкорпораций. Размер пакетов и названия компаний не оглашаются. Подготовка ведётся в тайне, так как до заключения сделок не объявляют ни имён участников, ни условий купли-продажи.
При этом вице премьер министр финансов Антон Силуанов заявил, что средства от продажи пакетов акций не закладываются в бюджет 2019-2021 годов. То есть продажа части госпакетов организуется не в фискальных целях, не для того, чтобы получить деньги в казну под какие-то плановые статьи расходов. Тогда для чего готовится приватизация части госимущества?
Причина приватизации именно сейчас может носить не экономический, а политический характер. Правительство в таких случаях лишь технический исполнитель, а принципиальное решение такого рода всегда принимается выше.
Есть все основания утверждать, что на этот раз продажи пакетов акций не преследуют цели привлечь могущественных иностранных акционеров в целях помочь повлиять на правительства Запада и снизить объёмы санкций. Пределы такого лоббизма мы вполне увидели тогда, когда рокфеллеровская Exxon-Mobil, подчиняясь санкциям Конгресса США, вышла из проектов с Роснефтью. Это несколько ломает все шаблоны относительно того, что Рокфеллеры вертят американскими политиками как хотят, но факт остаётся фактом – даже Рокфеллеры не смогли остановить санкции.
А это значит, что нынешняя приватизационная волна не имеет целью получить западных партнёров-лоббистов в число акционеров. То есть, ни деньги в бюджет, ни лоббисты в Советы Директоров госкорпораций Минэкономики не интересуют. Тогда зачем всё делается?
Из всех версий наиболее вероятной может служить следующая: приватизация готовится для российского бизнеса в рамках программы возвращения денег из офшоров на Родину. Именно поэтому Максим Орешкин говорит фразу "в том числе и иностранцы". Из этих «иностранцев» большая часть будет отечественного происхождения.
Приватизация пакетов госкорпораций среди российской элиты накануне выборов как мера консолидации правящего класса обсуждалась давно. Десятки миллиардов долларов, не потраченных на недвижимость и автомобили, лежат на офшорных счетах, и из-за санкций не могут найти себе применения нигде в мире.
Кроме России. Не спешите сказать, что в России стало прибыльно вести бизнес. Нет. По-прежнему не прибыльно. Высокие налоги, дорогие кредиты, низкая покупательная способность населения. Высокий риск рейдерства, высокая коррупция. Низкая деловая культура, отсутствие привычки к высокоинтенсивной длительной работе. Словом, много чего в России делает её далеко не раем для инвесторов. Так почему же сейчас вдруг элиты проснулись и захотели завести деньги в страну?
Разумеется, приватизация госпакетов затеяна не для инвестиций в долгосрочные проекты, требующие инженерной подготовки кадров и совершенства логистических схем. Нет. Всё это возникнет позже. Деньги вкладываются в высоколиквидные ценные бумаги, в акции так называемых "голубых фишек" – сырьевых компаний, имеющих высокий экспортный потенциал. То есть, это чистой воды фондовые операции, никак не влияющие на качество основных фондов и компетенции персонала. Для чего это делается?
Запад вложил огромное количество сил и средств в раскол российской элиты и власти. Элита выводит деньги из России в офшорные юрисдикции ради поиска спокойного места хранения. Но отъём начал Запад, а не Россия. И приватизация – это создание предложения для вложения денег, ибо вывод был обусловлен не столько рисками, сколько отсутствием сферы прибыльных инвестиций. Деньги просто было некуда вкладывать.
Своим предложением по приватизации части госпакетов власть проводит консолидацию элиты накануне выборов, куда мощно стремится вклиниться Запад. Власть показывает капиталу – передела собственности не будет, вот вам сферы для увеличения капитализации бизнеса. Это формирование армии лояльных сторонников накануне трансфера власти-2024. Победят лишь те группы, которые обладают способностью аккумулировать большие капиталы на нужные политические цели. Для этого нужно укореняться в российской политической системе и совершенствовать её, а не ломать.
Российская элита по мировым меркам бедновата, и ей трудно тягаться с западными конкурентами. Помощь в виде продажи акций, котирующихся на бирже, усиливает заинтересованность элиты в политической стабильности. Теперь им нужен суверенитет больше, чем деньги.
В преддверии выборов нашей элите делают предложение, от которого она не может отказаться. Именно этим реальнее всего объясняется готовящаяся в тишине кабинетов приватизационная компания. Госдеп на них уже не сможет использовать крупный российский бизнес против интересов нашей страны в тот период, когда в России будет идти предвыборная борьба. Теперь этим людям есть что терять и ради чего быть не в том, а в этом окопе. С такой точки зрения предстоящая приватизация – очень сильный политический ход.
И, главное, момент продажи выбран очень грамотно. Сначала акции падали, и государство их по дешёвке скупало. Довело свою долю до 70-ти с лишним процентов. Так много не надо, для контроля хватит и 51-го, а где-то и блокирующего пакета в 25%. То есть можно продать часть немного дороже, чтобы бюджету что-то внеплановое заработать, и в то же время недорого, чтобы цена для российского бизнеса, прячущего себя под офшорной юрисдикцией, была ниже спекулятивной рыночной.
Офшоры закрываются, и российских владельцев действительно начали преследовать. Избиение Абрамовича и Дерипаски – лишь верхушка айсберга, наплывающего на «Титаник» российской офшорной аристократии. Но процесс национализации элиты накануне выборов начался. Вот что пишет один из новостных ресурсов о начале заката офшорной эры:
«На днях стало известно, члены совета директоров ПАО "Челябинский трубопрокатный завод" Андрей Комаров и Александр Федоров стали прямыми владельцами акций завода. Группа ЧТПЗ входит в десятку крупнейших производителей трубной продукции России. Ранее акции принадлежали офшорным компаниям.
В рамках реструктуризации Комаров стал владельцем 49,4% акций, принадлежавших Arbordeen International Limited, Федоров – 6,9% акций, принадлежавших Poweredge Holdings Ltd. Учитывая косвенное владение акциями ПАО "ЧТПЗ" через АО "Первоуральский новотрубный завод", Андрей Комаров и Александр Федоров совместно контролируют свыше 80% ПАО "ЧТПЗ".
Таким образом, опережающая реакция российской власти на начавшиеся процессы поиска надёжного убежища для российских офшорных капиталов проявлена очень вовремя. Бежать нашей офшорной аристократии действительно некуда, кроме Родины, и тут спешат не отпугнуть наметившийся перелом в отношении нашего офшорного капитала к российской юрисдикции.
Это уже второй сильный ход Владимира Путина. Первый был тогда, когда Дмитрий Козак на совещании зарубил на неопределённый срок идею поднять энергетические тарифы. Это не только пощёчина Чубайсу. Это указание не ниже президента, и все это заметили, хотя крика в СМИ и не было. Заметили – и перевели дух с облегчением – повышения цен на энергетику не будет. Рейтинговое решение, грамотное. Хотя бы не добавят проблем к уже имеющимся.
Вообще в преддверии трансферта власти-2024 нужно все решения и все известия рассматривать именно в предвыборном контексте. Ибо именно так можно будет лучше всего понять происходящее. Ничего другого, вне связи с выборами, теперь в России происходить не будет. Можно не сомневаться, что и этот перевал будет преодолён. Перевал, после которого должна начаться новая глава истории России.
Александр Халдей
Источник: "ИА REX"