Пока наше внимание приковано к попыткам властей подавить Украинскую Церковь, в англоязычном мире бурно обсуждают ситуацию сколь шокирующую, столь и поучительную. Речь идет об 11-летнем мальчике, который, под псевдонимом “Дезмонд Изумительный” переодевается девочкой и выступает с эротическими танцами в гей-клубах Нью-Йорка, а взрослые посетители суют ему деньги – точно таким же образом, которым посетители других злачных мест суют деньги взрослым танцовщицам.
Мальчику 11 лет. Это происходит у всех на виду, и более того, рекламируется на всю сеть. Родители – которые охотно раздают интервью – поощряют его выступления. Прогрессивная общественность аплодирует юному дарованию. Полиция не проявляет к происходящему ни малейшего интереса. Американцы более консервативных убеждений кипятятся на форумах, но пока без каких-либо последствий.
Когда я разместил ссылку у себя в фейсбуке – и кратко пересказал ее содержание – некоторые комментаторы возмутились вопиющей ложью и клеветой. Такого не может быть! Это все киселевская пропаганда! Ссылка англоязычная? Ну, эти американские консерваторы соврут – недорого возьмут.
Ведь такого не может быть! В Америке очень строгие законы против сексуальной эксплуатации детей! Эти гей-клубы были бы давно закрыты, а организаторы всего шоу оказались бы под судом!
Что же, мне трудно их порицать – действительно, переварить эту информацию нелегко. Законы, вроде бы, и есть – причем не просто строгие, а прямо таки свирепые, училок, которые соблазняют здоровых жеребцов из старших классов, сажают на какие-то несообразно огромные срока, а вот выступления “Дезмонда Изумительного” почему-то проходят без каких-либо препятствий. Это полностью легально, а прогрессивная общественность находит, что и морально. Кто тут аморален и заслуживает строгого порицания – так это как раз те интолерантные злыдни, которые находят такое обращение с ребенком недопустимым.
Еще совсем недавно это было бы мрачной страшилкой, из тех, которые любят рассказывать алармисты-консерваторы – и над которыми любят снисходительно посмеиваться либералы. Собственно, процесс так и идет. Когда прогресс достигает стадии А, консерваторы говорят “эдак вы скоро докатитесь до стадии В!” “До стадии В? Бред какой!” – искренне возмущаются либералы. “Вечно у вас, консерваторов, какие-то больные фантазии!”. Потом наступает стадия В, и либералы говорят – “Ачетакова? Свобода! Равенство! Креативность! Позор мрачным закомплексованным фанатикам!” “Эдак вы скоро и до стадии С дойдете” – мрачно предсказывают их оппоненты. “До стадии С? Бред какой!” – возмущаются либералы, и цикл повторяется.
Причем возмущение либералов вполне искренне – большинство из них действительно полагает следующую стадию недопустимой, но когда она наступает, проглатывает ее без особого сопротивления. Большинство людей, которые аплодируют “Дэзмонду” еще некоторое время назад не поверили бы, что они станут так поступать. И это характеризует современный прогрессивный либерализм достаточно ярко.
Есть полезный критерий, по которому можно определить, стоит ли вам втягиваться в какое-то движение – а если вы втянулись, не стоит ли вам его поскорее покинуть. Это критерий того, каких перемен в ваших нравственных оценках движение требует.
Если вы становитесь христианином, и растете в вашей новообретенной вере, от вас ни в коем случае не требуется, чтобы бы признавали чем-то похвальным то, что, в вашу бытность нецерковным человеком, вы сочли бы бессовестным. Напротив, от вас могут потребоваться перемены в обратном направлении – вполне вероятно, что то, что вы раньше считали приемлемым, – “а в чем проблема? все так делают!” – в свете открывшейся вам истины вы захотите отвергнуть, как что-то безусловно дурное.
Обращение к Богу – если оно состоялось – повышает, а не понижает уровень моральной щепетильности. Ваши представления о допустимом и недопустимом становятся более строгими – даже если вы вынуждены покаянно признать, что сами им не соответствуете.
Вера заставляет вас карабкаться вверх.
Бывают движения, увлекающие вас в противоположном направлении – следуя в их потоке, вы должны будете признать приемлемым, даже хорошим и одобряемым то, что еще некоторое время назад считали возмутительным и недопустимым. Причем чем дальше, тем более решительный отказ от прежних убеждений будет от вас требоваться. Вы-сегодняшний вызовете отвращение у себя пятилетней давности, а если бы вы сегодня могли увидеть себя через пять лет, вы бы содрогнулись. Это движения, которые тащат вас вниз по скользкому склону.
Это не значит, что такое движение нельзя покинуть, и вы обречены катиться до самого дна. Можно – и разные люди ведут себя по разному. Кто-то с радостью несется вниз, как на санках с горы, кто-то притормаживает, торгуется, оговаривается, поправляет сбившиеся одежды, даже решается немного поворчать – но, в конце концов, катится дальше. Хотя у любого человека есть выбор – он может просто уйти.
Автокефальный проект на Украине тоже является примером такого нисходящего движения. Люди, которые симпатизировали автокефальному проекту, либералы, западники, суровые и принципиальные критики российского государства и Русской Православной Церкви, провозглашали определенные ценности и порицали определенные пороки. Среди таких пороков назывались милитаризм, ксенофобия, национализм, и, конечно, “слияние Церкви и государства”. Это слияние усматривалось в проявлениях сотрудничества, совершенно обычных для любой развитой страны, в любых проявлениях присутствия Церкви в обществе – или даже просто в отсутствии у Церкви энтузиазма к революционному ниспровержению существующего режима.
Но потом этим же людям пришлось столкнуться с реальным огосударстливанием Церкви – государственные чиновники (в том числе иноверцы и неверующие) занимаются устроением церковного сообщества, глубокие перемены в церковном управлении производятся с открыто заявленными государственными целями, президент теоретически светского государства сидит в президиуме церковного собора. Более того, спецслужбы государства дергают на допросы, устраивают обыски, фабрикуют дела и вообще оказывают давление на духовенство, которое уклоняется от участия во всем проекте.
Если бы подобное происходило в России, мы бы услышали множество честных, бесстрашных, принципиальных голосов, обличающих произвол и беззаконие, попрание базовых моральных и юридических принципов, которые давно приняты во всем цивилизованном мире, мы услышали бы почти-пророческие обличения вопиющего насилия над Церковью. Когда я представляю себе бурю возмущения, которая бы непременно разразилась и в стране, и в мире, мне хочется спрятаться под стол.
Но это происходит не в России, а Украине, и оказывается, что в данном случае принципы далеко не так принципиальны, как мы могли подумать. Люди оказываются перед требованием одобрить что-то, что еще недавно считали крайне дурным.
Понятно, когда весь проект горячо поддерживает Госдеп – государство это холодное чудовище, у него не бывает принципов, а бывают только интересы. Люди, состоящие на государственной службе США будут защищать интересы США – точно также, как государственные служащие России защищают интересы России. А постоянное провозглашение высоких принципов – ну, это пора бы уже привыкнуть, чистая обрядность.
Но вот частные лица, которые не на службе, и могут позволить себе частные убеждения, оказываются перед неприятным выбором. И тут либо сворачивают, и говорят – дальше без нас, мы в этом не участвуем – либо начинают вертеться и изобретать что-то, что должно примирить ранее заявленные принципы с поддержкой нынешних изяществ. Ну подумаешь, вызвали в СБУ! Ну подумаешь, дело завели! Ну подумаешь, государство под себя устраивает Церковь! Ну подумаешь, насильственное переименование! Мелочи какие! Гонения, ха-ха! А вот в России кровавый режим! Как вы можете порицать что-то на Украине, когда в России такие ужасы!
И тут выбор тот же – вы либо спрыгиваете с этого поезда, либо едете на нем до конца. То, во что вы превратитесь к концу поездки, очень не понравилось бы вам еще недавно. Но еще можно соскочить. И с либерального поезда, и с автокефального. Тем более, что они едут в одном направлении.
СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Источник: "Радонеж "