Первый человекоподобный робот женского пола (геноид) София получила первую визу в своей жизни и встретилась с...
На этой неделе Закавказье посетил известный персонаж. Но не политик, не музыкант и не спортсмен. В Баку приехал первый человекообразный робот по имени София, разработанный гонконгской фирмой Hanson Robotics. Поездка сразу стала сенсацией в мировых СМИ.
Не только потому, что помимо толп журналистов своим вниманием ее удостоил сам президент Ильхам Алиев, но и благодаря первой визе, которую «гражданке» Саудовской Аравии Софии выдал азербайджанский прототип МФЦ – служба ASAN по прибытии в международный аэропорт Баку.
София похвалила Алиева за то, что он поддерживает инициативу ASAN. «Ваш визит здесь подчеркивает особое внимание, которое вы уделяете электронному управлению и инновационной экосистеме», – сказала она на встрече с президентом, добавив, что впечатлена Азербайджаном и уникальным архитектурным стилем его столицы.
Со своей стороны, Алиев поблагодарил Софию за то, что, «несмотря на ее напряженный график», она посетила страну Южного Кавказа.
В рамках своего турне по миру она уже встречалась с другими лидерами постсоветского пространства, например, с украинским премьером Владимиром Гройсманом и и.о. премьер-министра Армении Николом Пашиняном. После речи на экономическом форуме в Ереване Пашинян в присутствии жены подошел к Софии и попросил ее сделать совместное фото, на что робот ответила: «Конечно!»
Откуда такое внимание глав государств к продукту современной техники? Нельзя ли это расценивать как преклонение человека перед искусственным интеллектом? Пока вроде бы преклоняться не перед чем. «Отец» Софии д-р Дэвид Хансон говорит, что она только к 2029 году достигнет уровня интеллекта годовалого ребенка. Но у андроида уже такая популярность, которой позавидовал бы президент какой-нибудь страны Африки.
Активное проникновение искусственного интеллекта в жизнь общества вызывает разные чувства. Сторонники роботов приводят в аргумент повышение комфорта человеческой жизни, когда машины делают за нас опасные и тяжелые виды работ, как уборка или чистка окон высокоэтажных зданий, исполняют роль аварийно-спасательных служб или могут даже охранять границы и стать настоящей армией.
С другой стороны, роботизация влечет за собой громадные риски. Куда деть десятки тысяч рабочих, работу которых быстрее, качественнее и почти даром исполняют роботы? Есть и другой аспект – семейно-ценностный. По словам Хансона, к 2045 году роботы получат гражданские права, включая право на женитьбу с себе подобными и обычными людьми. В европейских СМИ активно пропагандируют вживление чипов в мозг человека и сообщения о том, что все больше и больше мужчин предпочитают секс-куклы обычным отношениям. Распространение «софий», наряду с гомосексуализмом, ставит под угрозу традиционные ценности. Такими темпами скоро вместо традиционных семей будут появляться пары в составе «хомо сапиенс» и роботов. Понятно, что, как и у ЛГБТ-сообщества, детей у них не будет. А усыновленный ребенок будет расти с психологическим отклонением и пойдет по стопам своих «родителей» вместо естественного воспроизводства.
Развитие технологий и робототехники идет активнее всего в Европе, США и Восточной Азии. Россия – часть глобализирующегося мира, и эти процессы не обойдут ее стороной. Однако в стремлении извлечь экономические, военные или политические выгоды нужно быть готовым к вредоносным последствиям, которые роботизация представляет и для нашей культуры.
Камран Гасанов
Источник: "Царьград"