В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Российская цивилизация: историческое наследие и стратегии развития

Русская цивилизация сегодня представляет собой реально существующую общность и культуру, в том числе политическую и хозяйственную. Она сохраняет специфический менталитет, имеет свой язык, православную традицию и гигантские возможности для саморазвития. Однако отмечаются принципиальные изменения в культуре, почти исчерпанный потенциал для пространственной экспансии и крайне слабая устремленность к использованию собственных возможностей. Кроме того, сокращается численность ее населения, постепенно утрачиваются цивилизационные ценности. Такую, далеко не позитивную для нашей цивилизации, картину нарисовал главный научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Владимир Лексин.

Что должно сделать государство и общество, чтобы русская (российская) цивилизация развивалась устойчиво и была привлекательной? В чем ее сила и слабость? Эти и многие другие вопросы обсудили ведущие эксперты по цивилизационистике на Всероссийской научно-практической конференции. Мероприятие было проведено Институтом культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева при участии Научного Совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра философии политики и права) и Всемирного русского народного собора.

«Русская» или «российская» цивилизация?

Как правильно называть нашу цивилизацию – «русской» или «российской»? Единого мнения на этот счет у отечественного экспертного сообщества нет. В равной степени используются оба прилагательных.

Так, например, генеральный директор Института ЕАЭС, руководитель Дискуссионного клуба ВРНС Владимир Лепехин называет Россию страной-цивилизацией, поэтому он пользуется термином «российская цивилизация». Исполняющий обязанности директора Института Наследия Евгений Бахревский также использует данный термин, считая, что российская цивилизация может быть представлена, как система, вмещающая в себя несколько локальных цивилизаций (алтайскую, финно-угорскую, кавказскую, мусульманскую, буддистскую и другие), которые образуют собой целый ряд культурно-исторических типов.

Однако главный научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Владимир Лексин скептически относится к термину «российская цивилизация», поскольку не находит в ней признаков, традиционно характеризующих любую цивилизацию (ментальность, язык, религия, навыки хозяйствования, культура). Отдельные субъекты Российской Федерации имеют достаточно выразительные признаки локальных цивилизаций. Исходным пунктом концепции цивилизационной идентификации современной России В. Лексина является доказательное представление о ней как о «цивилизационном конгломерате», который образовался в результате спрессованных (в историческом времени и в географическом пространстве) и соединенных общим связующим звеном нескольких зарождавшихся или состоявшихся цивилизационных компонентов. Самым масштабным компонентом этого конгломерата и, одновременно, скрепляющим субстратом, ученый считает русскую цивилизацию, при том, что другие цивилизационные компоненты современной России, независимо от их масштабов, пассионарности, силы притяжения и отторжения, самоценны и необходимы для того, чтобы такой «конгломерат» образовался.

По словам Владимира Лексина, носителем русской цивилизации является русский народ, понимаемый как сообщество той части этнических русских и людей других национальностей, которую отличает специфическая русская ментальность, русский язык как родной, подсознательное единство с миром русской истории, русской культуры и русского православия (что совсем не означает личную принадлежность к православной церкви).

Особенность русской цивилизации

Заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский считает должным знать особенности нашей цивилизации, интегрирующей различные культурные типы, без синтеза и ассимиляции. По его словам, это подтверждается тем фактом, что за последние 300 лет на территории России не исчезло ни одного языка (не считая отдельных диалектных форм). На сегодняшний день более 90 языков присутствует в системе российского образования.

В остальном же мире наблюдается совершенно иная картина. По словам заместителя председателя Научного совета при Президиуме РАН по изучению и охране природного и культурного наследия Валерия Расторгуева, развитие процессов глобализации, рост темпов в сфере производства и потребления оборачивается резким и катастрофическим уничтожением этнокультурного и языкового многообразия планеты. Идет существенное сокращение количества языков и наречий. По самым «оптимистическим» прогнозам ученых, в ближайшие десятилетия их число сократится более чем наполовину, а по пессимистическим прогнозам – на 90 и более процентов.

Еще одна особенность для российской цивилизационной общности, по мнению Евгения Бахревского, связана с тем, что в отличии, например, от Китая, Индии или арабского мира вопрос цивилизационной идентификации России стоит достаточно остро. Китайцам свою оригинальность и уникальность не нужно доказывать ни себе, ни окружающему миру. Однако с российской цивилизацией дела обстоят сложнее. Русские – индоевропейцы по языку и носители христианской культуры. Кроме того, в XVII-XIX веках Россия была вынуждена перед лицом военно-технической конкуренции с Западной Европой усердно проводить модернизацию экономического и социального уклада, которая неизбежно принимала формы вестернизации. На тот момент, по мнению ученого, отождествление себя с западноевропейской цивилизацией выглядело вполне естественно. Очевидное отличие России от западного мира издавна было принято объяснять присутствием на определенным историческом этапе ордынского ига, православным христианством, а также сословным менталитетом.

Снижение жизнеспособности русской цивилизации

Российская Федерация успешно сохраняет культурную идентичность входящих в нее народов, однако при этом ее основообразующий компонент – русская цивилизация – находится в кризисном состоянии. К этому выводу пришли многие эксперты.

Каковы признаки кризиса русской цивилизации? В первую очередь ученые обратили внимание на тот факт, что уменьшается число русскоязычного населения как на территории нашей страны, так и за ее пределами. Кроме того, снижается качество изучения и использования русского языка внутри России. По прогнозам некоторых специалистов, к 2025 году число знающих русский язык в различных странах сократится до 215 миллионов человек, а в 2050 году – до 130 миллионов человек.

По словам Владимира Лексина, язык – это мощное системообразующее основание русской цивилизации, что подтверждено исследованиями таких ее характеристик, как языковой менталитет, языковая картина мира и специфическая языковая аксиоматика. В этой связи становится очевидным, что без языка нет и цивилизации.

Еще одна проблема – количественное уменьшение русского народа в пределах Российской Федерации. Владимир Лексин отметил уменьшение доли русских на территориях их традиционного доминирования, например, в Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Костромской, Курской, Липецкой и других областях. В России появились и моноэтнические государственные образования с «выдавленным» русским населением,например, республики Ингушетия и Чечня (русских соответственно 1,2 % и 1,3 %). Менее трети русских проживают в республиках Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Калмыкия. Русские вытесняются из всех сколько-нибудь значимых сфер и этажей экономики и управления, – от государственного и муниципального, до корпоративного. Все более моноэтнический состав населения большинства национальных республик России приводит к явному ослаблению воздействия системообразующей русской цивилизационной основы на территории страны. Ситуацию, по мнению ученого, осложняет низкий уровень рождаемости среди русского населения, если сравнивать с другими республиками.

И наконец, важный признак кризиса русской цивилизации – низкая национальная самоидентификация современных русских. Кроме того, генеральный директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин отметил наличие раскола в нашей стране на сторонников западных ценностей и приверженцев традиционных ценностей, связанных с ценностями защиты и укрепления национального суверенитета России.

Причины цивилизационного кризиса

Многие эксперты сходятся во мнении, что основной причиной сегодняшнего кризиса российской цивилизации являются внешние факторы, а именно – процессы глобализации и обострившаяся конкуренция с «западниками». В частности, Валерий Расторгуев отмечает, что Запад, стремясь к экспансии и навязывая свой цивилизационный путь развития остальному миру, не принимает уникальности традиционных культур, своеобразие цивилизационных миров и права народов на идентичность. Вместе с тем он же отмечает: «Важно учитывать и то обстоятельство, что на всех этапах становления наиболее ценные цивилизационные достижения и приобретения были обязаны своим появлением межцивилизационным контактам, взаимному влиянию, в том числе конфликтам и конкуренции между отдельными государствами и между цивилизациями».

По словам Владимира Лексина, изучение универсальных причин кризисов и гибели цивилизаций доказывает, что они происходят не из-за силы нападающих, а из-за собственной слабости. «Это в равной степени относится и к цивилизациям Запада, и Востока, и к нашей русской цивилизации, слабость которой, по моему убеждению, состоит в презрительно-скептическом отношении многих русских людей к складывающемуся столетиями защитному поясу русских цивилизационных ценностей, в небрежении языком русской цивилизации, в безразличии к агрессии иноцивилизационных экспансий, в легкомысленной неразборчивости русских по отношению к иноцивилизационным заимствованиям, в их стыдливости по отношению к собственной национальной ментальности и в равнодушии к русской православности», – считает ученый.

По мнению В. Лексина, судьба русской цивилизации будет зависеть только от осознанного стремления самих русских к ее сохранению и развитию, к восстановлению утраченного русского самосознания.

Решение проблемы

Евгений Бахревский считает, что в случае, если русские осознают себя как самостоятельная цивилизационная система и излечатся от традиционной русской болезни – одновременно использовать две различные «операционные системы» (местную – евразийскую и импортную – западную/глобалистскую), – то автоматически решатся многие проблемы.

Председатель Правления АНО ФПА «Институт региональных исследований», помощник руководителя управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Алексей Вайц считает необходимым сформулировать национальную цель, которая должна иметь качественные и количественные показатели, дорожную карту и образ будущего. В качестве такой цели он предложил народосбережение. Для ее реализации, на его взгляд, необходимо утвердить на государственном уровне институт семьи как центральный объект государственной политики и стратегии, а также уделить особое внимание воспитанию, образованию и безопасности (физической, информационной и духовной) российского человека.

Михаил Лермонтов, Президент Ассоциации «Лермонтовское наследие», отметил что многое, в том числе народосбережение, уже закреплено в правовых актах. Однако проблема заключается в том, что положения не реализуются, так как отсутствуют конкретные программы действия.

Владимир Лепехин, считает важным выявить и сформировать оптимальную для российского народа ценностную систему. По его мнению, она должна вмещать в себя и православные ценности, выступающие в качестве базового элемента российской ценностной матрицы, и некоторые светские ценности, которые также являются основаниями российского культурно-исторического типа. К православным ценностям он отнес святость (веру), совесть, справедливость, самоограничение, свободу и семью, а к светским – солидарность, самобытность, созидательность и суверенитет.

«Для России сегодня важно разобраться в своем ценностно-нравственном коде и понять, какие конкретно моральные нормы и духовные факторы позволят нашей стране выжить в условиях нарастания внешних угроз, а также могут стать основаниями для ее конкурентного развития», –сообщил эксперт.


Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"
Источник: Журнал "Международная Жизнь"


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Русский мир   (167)
  3. Россия   (1237)