Мы живем во времена, когда старые войны с их миллионными армиями, межконтинентальными ракетами и секретностью многочисленных "стратегических объектов" теряют актуальность.
Только подумайте: начнись "горячая" война между СССР и НАТО в восьмидесятые годы, сколько ракет и дивизий пришлось бы истратить нашим противникам на покорение или даже уничтожение такого региона СССР, как Украина?
Мог ли кто-нибудь представить, что на протяжении жизни одного поколения Украина превратится во враждебное России государство, где само слово "Москва" будет употребляться для обозначения вездесущего опасного врага? Что московские планировщики будут вынуждены строить железные дороги в обход Украины – причем без всякой оккупации этого региона хоть одной дивизией НАТО? Что слово "Киев" из "матери городов русских" вдруг превратится для всей России в часть страшного понятия "киевский режим" – понятия еще более пугающего, чем пресловутый "Пентагон" во времена холодной войны? Вот что делает смена идентичности, которой США и Евросоюзу удалось добиться на Украине менее, чем за 25 лет.
Идентичность – это серьезно
Будущие войны будут идти именно на этом поле боя – на поле боя идентичности, сознания человека, его чувства ПРИНАДЛЕЖНОСТИ к той или иной общественной группе. На наших глазах миллионы жителей советской Украины сменили именно это – ГРУППУ, с которой они себя идентифицировали. Вместо понятий "советский народ", "наследники Киевской Руси" пришли понятия сначала "цивилизованного человечества" (это еще во времена Горбачева), а потом и "европейской судьбы", которая якобы несовместима хоть с какой-то дружбой с Россией.
Система ценностей отдельного человека – это система не застывшая, а подвижная. И современные СМИ вместе с Интернетом делают эту систему еще подвижней, постоянно побуждая человека к тому, чтобы не оказаться "немодным", "отставшим", "занудой". Эту истину поняли не только западные мастера пропаганды и пиара – эти мысли можно услышать, скажем, от множества преподавателей размещающейся в Москве Высшей школы экономики. Они заметили, например, что очень большую роль в формировании ценностей человека играет язык. Если какие-то действия, прежде называвшиеся обидными словами, обозначить при помощи слов изящных и необидных, то сами эти действия рано или поздно перестанут быть позорными и даже станут престижными. И напротив, самые прекрасные порывы можно погубить, обозвав их обидным словом.
Слова формируют мир
Проститутку можно назвать "секс-работницей" – и падение женщины становится всего лишь работой, да еще и достойной уважения. И, наоборот, высокое понятие Отчизны, Родины можно обозвать, скажем, "концептом" (так они и называются в некоторых научных работах ориентированных на западные ранты российских социологов). "Концепт" можно разобрать по косточкам, выявляя его "дутость" и "надуманность" – и кто захочет страдать, не говоря уже о том, чтобы рисковать своей жизнью, ради какого-то "надуманного" концепта? Пусть даже этот концепт – Родину – обожали и почитали предки...
Вторая цель вброса в язык СМИ все новых слов, по которым всем читателям и зрителям предлагается "определиться", – это раскол общества, лишение его способности сопротивляться воле глобальных "реформаторов". Эти реформаторы и на Западе, и в России имеют приблизительно одинаковые цели. Главная из них – подчинение человека интересам того, что эти господа называют "экономикой". Хотя при ближайшем рассмотрении выходит, что "экономика" у них – это не все производительные силы, это только лишь крупные транснациональные компании, желающие сэкономить прежде всего на зарплатах своих работников и налогах.
Запад: похищение левой идеи
Кто способен противостоять диктату крупных трансграничных монополий – таких, как Microsoft, Boeing, Amazon.com? Только сплоченные силы их работников, мощные суверенные государства, не приемлющие монополизм потребители. Но вот их-то крупные компании и стараются расколоть. В первую очередь – они хотят расколоть левые силы. Агрессивные феминистки объявляют о коренном расхождении интересов двух полов – мужского и женского, причем для женского пола создаются огромные привилегии. И вот прямо на наших глазах западное левое движение слабеет и раскалывается на закомплексованное "мужское" и агрессивное "женско-трансгендерное". Вместо общих требований о нормальной заработной плате и приличных условиях труда левые в США и ЕС выдвигают экзотические требования о трансгендерных туалетах. Верх их мечтаний – определенный процент женщин в советах директоров эксплуатирующих оба пола без разбора компаний.
Как в ранние большевистские времена от человека требовали "классового подхода" ко всему на свете, от людей в США, ЕС, Канаде, Австралии постоянно требуют открыто определиться со своими сексуальными предпочтениями. С кем вы – с геями или с "традиционалистами"? Считавшиеся прежде частными сферы жизни буквально насильно выталкиваются в публичность. Такой же определенности требуют и в других вопросах – по теме отношений с Россией, по теме с очередным истерическим требованием "смены режима" где-нибудь в Ираке, Ливии, Сирии. И все чаще правильный ответ предлагается на Западе только один, а несогласные объявляются в лучшем случае "полезными идиотами", пошедшими на поводу у "непрогрессивных" российских (или иракских, сирийских, сербских и т.д.) сил.
Отделить русских от России?
Если западные манипуляторы так активно раскалывают западное общество, то неужели они пощадят общество российское? Попытки расколоть наше общество через слухи о некоей всеобъемлющей коррупции, через выделение так называемых региональных идентичностей, через искусственное раздувание различий между православием и исламом – все эти попытки очевидны. Когда Кирилл Родионов, сотрудник Института экономической политики имени Гайдара, пишет в центральной газете о "цивилизационной пропасти", которая якобы отделяет русское население России от "приезжих" из Средней Азии и других регионов бывшего СССР, – это только начало.
Очень скоро тот же автор Кирилл Родионов позитивно отнесется к идее создания "русских национальных республик" на территории нашей страны и посетует по тому поводу, что межнациональные отношения в нашей стране строятся "на старых имперских принципах" (ему, очевидно, хотелось бы построить эти отношения на принципах "крови и почвы", убийственных для многонационального государства).
К каким последствиям для единого государства и для межнационального согласия может привести доминирование в СМИ таких мнений, как у господина Родионова, предсказать нетрудно.
Опасный путь медиа-истерики
Как показывает опыт, любое, даже самое гомогенное общество можно быстро разорвать по множеству "швов". На наших глазах некоторые СМИ раскалывают наше общество мощными медиа-скандалами – не только вокруг реальной и болезненной проблемы отношений с новым украинским режимом, но и вокруг проблем надуманных или умышленно спровоцированных (таких, как требование определиться с отношением к фильму "Матильда"). Впрочем, за кампанией ненависти в некоторых СМИ к депутату Наталье Поклонской можно легко увидеть ненависть намного более глубокую и опасную – касающуюся отношения в "либеральной" части нашего общества к Русской Православной Церкви. Это отношение порой заставляет вспомнить даже не брежневские времена, когда церковь изолировалась по "инерционному" принципу. (При застое, несмотря на отсутствие религии на телевидении и в других СМИ, библейские ценности и мудрости активно защищались в произведениях всенародно признанных Чингиза Айтматова и Валентина Распутина.) Выражения наших "либералов" в адрес Натальи Поклонской ("юродивая", "психованная", "мракобесная") и церковных иерархов заставляют вспомнить ранних большевиков: это их стиль, их лексикон. Увы, пока что это необольшевистское хамство не встречает достойного отпора ни со стороны государства, ни со стороны общества.
"Раскольники" как материал для революции
Очередная симптоматичен и даже комичен в какой-то степени взрывной интерес российских либеральных СМИ к теме старообрядчества, "оживленной" весьма сомнительными писаниями и высказываниями доктора исторических наук Александра Пыжикова, бывшего помощника экс-премьера Михаила Касьянова. Симптоматично, что и в своей книге "Грани русского раскола", вышедшей в 2017 году в издательстве "Концептуал", и в интервью радио "Эхо Москвы" Пыжиков подчеркнуто называет старообрядцев раскольниками. При этом слово сие употребляется в положительном контексте: мол, раскол – это и была "вера предков", "освященная мученическим подвижничеством". ("Грани русского раскола", М., "Концептуал", 2017, стр. 84-85)
Эту героизацию и вправду пострадавших старообрядцев можно было бы принять, если б не раздувание господином Пыжиковым роли староверов в революции 1917 года, осуществленной, по его описаниям, на деньги "московского старообрядческого капитала". Еще большие сомнения вызывают его догадки о борьбе внутри сталинского ЦК ВКП(б) "никониан" (возглавляемых якобы Ждановым) и раскольников (им в вожди Пыжиков определил Маленкова). Зато вот что не вызывает сомнений, так это интерес (пусть ретроспективный) к творчеству Пыжикова со стороны радиостанции "Эхо Москвы", постоянно ищущей болезненные разрывы в нашем обществе.
Еще бы – Пыжиков относит к "русским людям, не считавшим себя приверженцами официальной церкви и крайне враждебно относившимся к официальной власти", не 2 процента населения (в такую силу оценивала старообрядцев официальная статистика). Пыжиков определяет в "раскольники" десятки миллионов человек из дореволюционного населения России. Им он приписывает попытку "построения рая на земле" (коммунистическую революцию 1917 года) и даже разрушение церквей "никониан" в 1920-е годы. Это гипотеза весьма сомнительная, но понятны ностальгические мотивы интереса к ней наших "либерально-революционных" СМИ: вот бы нам сейчас такую силищу, "враждебно относящуюся к официальной власти".
Запрос на единство
Подводя итог, хотелось бы сказать, что вопросы идентичности – религиозной, этнической, исторической – не стоит недооценивать. Не стоит считать эти вещи подчиненными марксистскому "базису" – экономике. Пример – Украина, где из-за раскола в обществе, из-за крушения общей советской и восточно-славянской идентичностей и ставшего их следствием разрыва с Россией экономика просто рухнула. Хуже того – украинский социум втянулся в гражданскую войну, раны которой в любом случае не затянутся еще минимум полвека.
Есть надежда, что российское общество делает выводы из украинской ситуации – причем делает их намного быстрее и четче, чем официальные власти в России. Как свидетельствует социолог Ольга Крыштановская, после украинских событий на спад пошли исламофобские настроения в России: люди увидели, на что способны "братья-славяне" в состоянии ссоры и раскола в социуме. Со стороны общества к власти возникает запрос: помогите нам сохранить единство! Не допустите повторения украинского сценария в России. Очень важно, чтобы власть этот запрос услышала.
Дмитрий Бабич
Источник: "RELIGARE"