В ходе споров о театральном режиссере Кирилле Серебренникове, задержанном по подозрению в хищениях, не мог не возникнуть вопрос — почему вообще подобные гомоэротические (если о еще худшем умолчать) изыски должны получать поддержку государства? Большинству налогоплательщиков это все неинтересно, а то меньшинство которое полагает это достойным поддержки искусством, могло бы оплачивать его за свой счет, покупая билеты.
Один из ответов кажется интересным — Петр Первый проводил необходимые для выживания государства реформы, и вывел Россию в число мировых держав, и, в ходе этой деятельности заставлял людей брить бороды, носить парики и вводил европейское платье, что в России того времени вызвало ужас и возмущение, намного большее, чем в нынешней России вызывают попытки гей-парадов.
Идя по стопам Петра, те, кто желают России модернизации и полноценного включения в современный мир, также полагают, что должны продвигать западные моды — даже если замшелые ретрограды встречают их в штыки. Да, люди у нас холодно, даже враждебно настроены к публичной демонстрации извращений — но «надо, Федя, надо».
Петр Великий проводил необходимые реформы государства и армии — что можно поставить ему в заслугу. Но были ли необходимы при этом бритье бород и европейское платье? Едва ли. Бородатые воины сражаются ничуть не хуже бритых, а способность человека служить государству мало зависит от принятой для государевых людей формы одежды. Ломание людей через колено, принуждение их к чужой культуре не было необходимым — и никак не может быть поставлено Петру в заслугу.
Более того, «вестернизатор» Петр был крайне жестоким правителем внутри страны, подавлял любую оппозицию с чрезвычайной суровостью, и вел кровопролитные войны с целью расширения территории Империи, совершенно не интересуясь, что по этому поводу писали тогдашние аналоги The New York Times.
Его правление — это история жестокой военной конфронтации с Западом, и, проецируя эпоху Петра на наше время, мы могли бы представить себе грандиозную битву между Россией и НАТО под Полтавой — чего, я надеюсь, наши вестернизаторы ничуть не желают. Петр Великий был немного не тот человек, которого вы были бы сейчас рады видеть в президентском кресле.
Примерно также мы можем сказать, что индустриализация страны перед Великой Отечественной Войной была необходима — но вот проводить ее с такой избыточной, и, часто, просто бессмысленной и контрпродуктивной жестокостью было незачем.
Из того что в истории петровские реформы или индустриализация проводились именно так, как это произошло — с ломанием страны об колено, безоглядным израсходованием народа, массовыми казнями, уничтожением крестьянства — никак не следует обоснованности всех этих особенностей процесса.
То и другое можно было провести гораздо более бережно к стране и людям.
Когда люди считают принуждение к брадобритию и европейскому платью чем-то принципиальным, они впадают в такую логическую ошибку, как смешение случайного и необходимого.
Например, мой внутренний вестернизатор, полный оптимизма, говорит мне, что если я выкрашу волосы и сделаю себе прическу в точности как у Дональда Трампа, я сделаюсь миллионером и президентом. Внутренний же скептик, говорит, что я просто буду выглядеть полным идиотом, и все.
Кто из них прав? Чтобы разобраться в этом, нам понадобится научиться различать случайные и необходимые черты. Прическа Трампа — черта случайная. Она никак не связана ни с его политическим, ни с его финансовыми достижениями. Совершенно другие причины привели его к успеху. Некоторые из них невоспроизводимы — если вы не родились в семье миллионеров, это едва ли можно исправить. Некоторые требуют больших вложений времени и сил — надо учиться вести дела, накапливать опыт и связи, проявлять энергию и изобретательность.
Попытки подражать прическе Трампа не приведут ни к чему — кроме насмешек.
Приведу другой пример — известный турецкий государственный деятель Ататюрк был алкоголиком. Следует ли мне сделаться алкоголиком, если я желаю быть успешным политиком? Это вряд ли будет мудро — я просто разрушу свою жизнь и все. Алкоголизм — не только не причина политического успеха Ататюрка, но и тяжкая и пагубная болезнь.
На смешении необходимых и случайных черт работает карго-культ — бедные туземцы полагают, что имитируя некоторые черты деятельности белых, они приобретут их богатство. Примерно так же функционирует и симпатическая магия — предполагается, что предметы, сходные по внешнему виду якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.
То есть работает все это, конечно, только в воображении — а не в реальности. Имитируя прическу, или одежду, или болезни и пороки успешных людей, вы не сделаетесь успешным.
Приведу еще один известный пример — индейцы, столкнувшись с белыми, не могли не заметить их несомненного технологического превосходства. Ружья, стальные инструменты, а главное, технологии, позволявшие все это производить, давали белым огромное преимущество. А еще у белых была огненная вода, и они охотно ее продавали индейцам. Значит ли это, что технологическое превосходство белых — результат употребления ими огненной воды, и что индейцам, чтобы догнать их, следовало употреблять ее как можно больше? Идея, которая могла показаться индейцам привлекательной — но сейчас мы не сомневаемся в ее ложности.
Вообще, когда вы имеете дело с чужой культурой, заимствовать болезни и пороки гораздо легче, чем достижения. Учиться полезному — это карабкаться вверх, подражать порокам — значит катиться под уклон, что гораздо менее энергозатратно.
Но эти болезни и пороки вообще никак не связаны с успехами той культуры, которой вы хотели бы подражать. Причины успеха Запада лежат — уж поверьте — не в половых извращениях. Запад выбился в наиболее динамичную и успешную цивилизацию на земле в эпоху, когда гей-парады никому и в страшном сне не снились, а господствующее мировоззрение запада было христианским.
Принимать симптомы распада за причину успеха было бы невероятной глупостью; впрочем, в мире нет настолько глупой идеи, чтобы у нее не нашлось горячих адептов.
Нельзя однако, не прийти в недоумение, что адепты этой идеи получают немалую государственную поддержку, как будто государство (или конкретно те, кто распределяет эти деньги) верят в симпатическую магию — мол, доведем число гомосексуалистов до калифорнийского уровня, так у нас немедленно и силиконовая долина случится. Я боюсь, что не случится, и что технологическое, научное и социальное развитие обусловлено совершенно иными причинами.
Сергей Львович Худиев
Источник: "Радонеж "