Сейчас в Америке резко меняется в том числе и язык экономической стратегии – исчезает представление о безальтернативности определенных всем известных рецептов. Ясно, что в эпоху Трампа невозможно продолжать говорить о борьбе с инфляцией как единственной цели деятельности экономистов. Однако это оказывается ясно далеко не всем.
Гайдаровский форум прошел в первой декаде января, сразу по окончании священного месяца драбадан. По выходе из священного месяца чертовски хочется поработать с важной и свежей информацией – а тут и форум. Внимание публики, казалось бы, гарантировано.
А внимание – это всё. Посовещаться, какой бы налог еще ввести, можно в рабочем порядке, не светясь перед зоилами. Если же просто имеется в виду мероприятие «Как здорово, что мы все здесь собрались», то проще устроить банкет для своих. Реформаторам вполне по карману, раз в год можно себе позволить.
коллаж из фотографий экспертов Гайдаровского форума-2017 и галереи Zooportraits
Причем добро бы таким малоконцептуальным был только Гайдаровский форум этого года – ну, так получилось, номера газеты тоже бывают одни лучше, другие хуже. Невозможно гарантировать постоянную высокохудожественность. Тем более, что в этом январе последние дни Барака Обамы были необычайно красочны – сроду такого цирка не было – и это серьезно отвлекало внимание общественности от прочих событийных поводов. Но беда в том, что и в 2016, и в 2015 г. форум привлек такое же внимание общественности – т. е. никакое, при том, что никакого Трампа не было.
Но что с Дональдом Трампом, что при отсутствии Трампа публике предлагали стандартную панихиду, которую все и так знают наизусть: институциональные реформы, борьба с инфляцией, упразднение собеса – и будет вам счастье.
Тут, конечно, можно возразить, что и текст обедни не отличается новизной, тем не менее в церквях его исправно и каждодневно воспроизводят. Здесь, правда, есть то различие, что суть литургии это причастие Св. Тайн, а на экономических форумах разве что кофе-брейк. Впрочем, можно сравнить Гайдаровский форум с какой-нибудь протестантской деноминацией – там тоже нет таинств, но поучения воспроизводятся исправно и стереотипно.
Или – чтобы отвлечься от конфессиональной темы – стандартные ежегодные поучения можно сравнить с советами доктора. Не пить, не курить, не есть жирного, сладкого, соленого, острого, мучного, гимнастически упражнять члены – и будет вам счастье. Поскольку все (или почти все) эти полезные рекомендации нарушают, их можно повторять вновь и вновь. Алексей Кудрин тогда – это доктор Айболит, неустанно ведущий пропаганду медицинских знаний.
Санпросвет – дело хорошее (мы сейчас даже не будем вдаваться в вопрос, так ли полезны и целительны рекомендации форума, допустим, что полезны), но вполне рутинное, не требующее звучных мероприятий.
Представим себе ежегодный съезд санинструкторов, на котором будут стереотипно повторяться рекомендации не есть жирного, соленого, острого etc. – ну, разве что если денег некуда девать.
Хотя будем точны. Да, общий смысл мероприятия – «Заветам Ленина верны», а равно «Все кузни обошел, а некован воротился». Никакие не только внутренние события, но и внешние потрясения не могут ни йоту поколебать уверенность в догме. Все говорят про Трампа и кризис общей модели глобального либерализма – и все СМИ об этом просто кричали в дни форума, — но что нам Трамп, мы мыслим институциональными реформами и вечным бюджетобесием. Если мертвые встанут из гроба, то кто о чем, а мы опять про институциональные реформы.
Тем не менее, на мероприятии была не только привычная скука, но и выдающиеся высказывания.
Алексей Кудрин, произнеся стандартную ектенью про реформы, затем уже нестандартно заметил, что таргет инфляции пора сдвигать с 4 до 2%. В общем-то почему не до нуля? Или не до отрицательного процента? Возможно, вообще настала пора таргетировать дефляцию. Причем первоисточник кудринской мысли никакая не Айн Рэнд и никакой не Милтон Фридман, а практика времен великого перелома.
В «Поднятой целине» секретарь райкома (впоследствии разоблаченный правый уклонист) спрашивает двадцатипятитысячника Давыдова: «Есть кулак, выполнивший задание по хлебозаготовкам… Как бы ты, примерно, с ним поступил?». Давыдов подумал: «Я бы ему — новое задание». На что секретарь-уклонист замечает: «Это здорово! Нет, товарищ, так не годится. Этак можно подорвать всякое доверие к нашим мероприятиям. А что скажет тогда середняк? Он скажет: «Вот она какая, советская власть! Туда-сюда мужиком крутит». Давыдов, впрочем, был непоколебим: «Я буду проводить линию партии, а тебе, товарищ, рубану напрямик, по-рабочему: твоя линия ошибочная, политически неправильная, факт!». Не только по-рабочему, но также и по либеральному. Дать кулаку новое твердое задание – это был палладиум коллективизации. А теперь – институциональных реформ и гражданских инициатив.
Наступление социалистической в сельском хозяйстве вспоминается и в связи с другим пассажем лучшего министра финансов. Алексей Кудрин указал: «Важнейший ресурс — это доверие. У людей высокое доверие к президенту. Но если мы посмотрим уровень доверия к таким институтам, как правительство, парламент, полиция, отдельные министерства, — оно ниже даже 15%. При таком низком доверии к институтам власти сложно проводить реформы».
То, что доверие граждан к социально-экономическому блоку правительства невелико (и это еще очень мягко сказано) – это прискорбная очевидность
Если бы на нее указал кто-то другой, не являющийся творцом бывшей и нынешней экономической политики, возразить было бы нечего. Но когда лучший министр финансов, по заветам которого правительство работало и работает, обвиняет правительство в непопулярности, он повторяет практику мичуринского агробиолога Трофима Лысенко. «В 1934 году псковские агрономы посеяли лен по снегу точно, как велел Лысенко. Семена набухли, заплесневели и погибли. Обширные поля пропустовали год. Лысенко не мог сказать, что снег — кулак, или что сам дурак. Он обвинил, что агрономы — кулаки и извратили его технологию».
Прошло восемьдесят с лишним лет, а мичуринская агробилогия по-прежнему живет и побеждает.
Другой авторитетный реформатор, бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко – «Сей старец дорог нам, он славен средь народа священной памятью 98-го года» – упрекнул лично Дмитрия Медведева в небрежении форумом, на который он зашел чисто формально, произнес дежурную речь и ушел. Точно президент парламентской республики, открывающий цветочную выставку. Между тем, полагает Алексашенко, ему следовало посвятить больше времени слушанию того, что умные люди говорят – и брать у них полезные уроки.
Одним из таких уроков могла бы быть речь отставного австралийского премьера (2010 – 13 гг.) в которой тот рассказал о ценном опыте, который нехудо бы и русским перенять. А именно: Австралия «ввела законодательно закрепленную норму об обязательном направлении каждой семьей 9% своего текущего дохода на сбережения, что позволило создать четвертую в мире по объему индустрию управления активами и решить проблему пенсионных накоплений». А также «Для решения демографической проблемы (старение населения) и снижения нагрузки пенсионной системы на экономику был принят лозунг «keep the country young» (страна должна быть молодой), что подразумевает проведение активной иммиграционной политики по привлечению в Австралию молодежи».
Алексашенко замечает: «Сознайтесь, неплохой набор. И, самое главное, абсолютно применим к российским условиям».
Что до «keep the country young», сейчас мы наблюдаем это «keep» уже не в далекой Австралии, а прямо в Европе, особенно в Германии. Результаты очень впечатляют.
Что же до 9%-й нормы, то зачем же нам учиться у Австралии, когда в точности такая практика существовала при т. Сталине. Обязательная (формально добровольная, но желающих проверить не наблюдалось) подписка на заем в размере одного месячного оклада в год (т. е. 8,3% — даже гуманнее австралийских 9%) – это либеральная практика, существовавшая более двадцати лет — аж до Хрущева.
Чем внимать таким полезным советам, лучше манкировать мероприятием.
И во всяком случае великое счастье участников форума, что публика мало интересуется совещанием реформаторов-ударников. Если бы всерьез заинтересовалась, последствия могли бы быть всякие.
С другой стороны, явное несчастье нашей страны в том, что совершенно герметические сектанты-начетчики (Михаил Суслов на их фоне кажется изрядным вольнодумцем) направляли, направляют и собираются направлять экономическое развитие (точнее – экономическую стагнацию) нашей страны вплоть до 2035 г. По крайней мере, до этой даты все просчитал прозорливый Алексей Кудрин.
Максим Соколов
Источник: "УМ+"