Открытое письмо Павла Лунгина Никите Михалкову по поводу "Ельцин-Центра", к сожалению, в концентрированном виде выражает то неизбывное, глухое, глубинное непонимание элементарного русского патриотизма, которое столь свойственно нашим "либералам".
И Наина Ельцина, и Павел Лунгин не ответили на главную претензию Михалкова – претензию к тому самому пропагандистскому мультфильму об истории России, раскрывающему смысл всей экспозиции. Для тех, кто не в курсе: речь идет о
8-минутном анимационном ролике, который весь день прокручивается на автореверсе в отдельном зале на большом широком экране, как это принято на современных мультимедийных выставках. Не заметить этот ролик нельзя, это ключевая часть всей экспозиции и игнорировать претензии к нему можно только при полном непонимании русской истории.
Год назад, когда мы с Алена Малер (Elena Maler) читали лекции в Миссионерском институте Екатеринбурга, то, вопреки полному отсутствию свободного времени и ослепительному буйству уральской зимы, мы все-таки добрались до "Ельцин-Центра", чтобы своими глазами увидеть эту федеральную достопримечательность. В тот момент я был уверен в том, что раз уж этот центр открывали Путин и Медведев, то авторы экспозиции постарались сделать все для того, чтобы максимально оправдать и облагородить Бориса Николаевича, отношение к которому в нашем народе до сих пор не превышает днища. Я полагал, что Ельцин здесь будет представлен как созидатель Новой России, способствовавший возрождению Русской Православной Церкви и давший свободу право-консервативным настроениям,* год за годом преодолевающий влияние радикальных западников, сохранивший хотя бы Российскую Федерацию от распада и, в конце концов, назначивший преемником самого Путина, а не какого-нибудь Немцова. В свою очередь, зло коммунизма будет представлено именно как опасность антинациональной, антигосударственной и антихристианской идеологии, от которой мы, наконец, избавились в 1991 году и избежали ее реванша в 1996 году. Понятно, что в этой апологии будет много умолчаний, недоговорок и перегибов, но это единственный путь политического оправдания первого президента России, игнорировать которого сегодняшней элите совершенно невозможно...
Вместо этого мы увидели выставку, где Ельцин представлен исключительно как разрушитель прошлого и это разрушение преподнесено как его единственная заслуга, где ельцинизм полностью редуцирован к либерализму, а единственной ценностью общественной жизни объявлена Свобода – безусловно, важнейшая ценность, но никак не единственная. Вместо возрождения православия акцент поставлен только на свободе вероисповедания, так что благодарить Ельцина за нее должны, скорее, какие-нибудь раскольники и сектанты. Вместо возрождения национального самосознания и сохранения территориальной целостности сплошная мультикультурность и парад суверенитетов. В общем, все то, за что обвиняют Ельцина и что для наших "либералов" не составляет никакой проблемы. И апофеоз всего – примитивный во всех отношениях историософский мультик, выставляющий Россию беспросветной многовековой деспотией, удерживаемой только железными цепями, протянутыми через всю страну, и только приход либерального "мессии" Бориса Николаевича смог положить конец этому многовековому кошмару. Алена тогда сняла этот ролик на телефон, выставила в Ютубе и с тех пор там уже 118 378 просмотров, но хотя прошел уже целый год и возмущенных этим кощунством было довольно много, только заявление Михалкова стало достаточно резонансным.
Никита Сергеевич абсолютно прав – "этот ролик ежедневно разрушает национальное самосознание сотен детей", как разрушали его большевики и как пытались разрушать "либералы" в 90-е годы. Итог того разрушения – не то, что массовое непонимание истории России, а даже элементарное незнание ее основных событий и имен, не говоря уже о религиозных и цивилизационных корнях. А поскольку одна крайность всегда порождает только другую крайность, то именно от этого русофобского нигилизма возникает запрос на известное ура-патриотическое мифологизаторство, потому что тезис "в России все было плохо и русские всегда во всем неправы" может породить только антитезис – "в России всегда все было хорошо и русские всегда во всем правы". И именно в этой вилке проходит большинство публичных исторических дискуссий, где правым оказывается тот, кто больше перекричал.
Мне очень странно, почему Наина Иосифовна и Павел Семенович, при всем их жизненном опыте, закрыли глаза на объективные претензии к этой выставке и решили занять самую невыгодную и контрпродуктивную позицию в защите "Ельцин-Центра" – позицию нерассуждающей и глухой к любым аргументам "демшизы".
Но еще более странно, как наше государство, давно уже преодолевшее антинациональный радикализм 90-х, допустило именно такую версию музея своего первого президента? (выд. ред. Родон)
Аркадий Малер
Источник: "Страница Аркадия Малера в сети Facebook "
* Напомню, что в 1996 году за Ельцина был не только сам Никита Михалков, но и общество "Память", и РНЕ, и НБП, о чем сейчас многие плотно забыли.