Участники праворадикальных группировок говорят, что в их рядах действительно пополнение, а каждую из организаций спонсирует кто-то из власти или бизнеса
После непродолжительного затишья радикалы вновь заявили о себе. Более того, поджог телеканала «Интер», который произошел в воскресенье, выявил в рядах экстремистов бывших бойцов ВСУ.
Как выяснили «Вести», в боевых отрядах действительно произошли изменения, прицел — на горячую осень. Именно к ней сейчас готовятся радикалы на загородных тренировочных базах.
"Настроение тяжелой безысходности"
Источники «Вестей» в радикальных кругах говорят, что расстановка сил там несколько изменилась — к группировкам экстремистской молодежи стали примыкать демобилизованные бойцы АТО. Глава Общества ветеранов АТО Кирилл Сергеев сказал, что о таких случаях не знает, но в целом не удивлен.
«У ветеранов настроение тяжелой безысходности. Боец просыпается каждое утро и не знает, что ему делать: собирать рюкзак и готовиться к вызову в военкомат, открывать бизнес, который будет раскручиваться 2–3 года, вообще мигрировать или идти под Банковую. Это вызывает жуткое раздражение, безвыходность порождает злобу, а злоба порождает непредсказуемое эмоциональное действие. Они превращаются в канистру с бензином, которая может вспыхнуть в любой момент», — говорит «Вестям» Кирилл Сергеев.
Лидер праворадикального «Наждака» Николай Дульский отмечает, что и без того взрывоопасные настроения щедро стимулируют кэшом.
«Сейчас 2016 год, и без денег подписать на что-то нереально. Если кому-то нужно организовать погром, политики или бизнесмены обращаются к определенным людям, которых на весь Киев около 10 человек. Я одно время этим занимался, поэтому знаю. Ни одной самостоятельной организации или акции радикалов сейчас нет. Все они так или иначе кем-то организовываются и финансируются. Просто одни работают на одних людей во власти, другие — на других», — пояснил «Вестям» Дульский.
По его словам, сейчас есть две основные противоборствующие группы: связанные с МВД и, соответственно, «Народным фронтом», и сотрудничающие преимущественно с СБУ. «Но вообще таких структур много — каждый олигарх пытается себе создать боевиков», — продолжает Николай Дульский.
Что нас ждет осенью
Как выяснили «Вести», сейчас радикалы заняты излюбленным делом — «гострять сокири». Так, в киевском «Реванше» каждые выходные обучают рукопашному и ножевому бою, военной тактике и оказанию помощи раненым.
«Такие тренировки регулярно проводит практически каждая организация правого толка. Мы третий год воюем, так что у нас есть инструкторы практически по любому направлению. Мотивация у всех разная. Многие говорят: «А вдруг завтра тотальная война». Другие хотят держать себя в форме», — сказал «Вестям» член киевской организации «ДІЯ» («Державницька Ініціатива Яроша») Владимир.
Неофициально радикалы отмечают, что готовятся к жаркой осени, именно поэтому и активизировали тренировки. Впрочем, на диктофон заявляют, что ничего такого не планируют, хотя настроения есть.
«Власть неспособна взять все под контроль, а радикальные силы занимают позицию народа. Я не исключаю, что если какая-то одна организация пойдет, то и все остальные включатся в какую-то большую стаю. Никто не хочет развязывать войну, но сейчас в Украине пахнет переворотом, но уже в интересах людей, а не политиков», — говорит «Вестям» представитель РПС в Киевской области Юрий Заболотный «Кий» (его называют одним из организаторов акций под «Интером», однако он все отрицает).
Цапля и лягушка
Политологи считают, что во властных кабинетах есть страх перед радикалами. «На вопрос, боится ли власть радикалов, нужно спросить: какая власть? У нас Аваков — власть, и Порошенко тоже власть. Что касается Авакова, он пытается использовать радикалов как один из инструментов в своих действиях. А Порошенко, наоборот, их боится, потому что понимает, что радикалы им неконтролируемы», — сказал «Вестям» политолог Кость Бондаренко.
Его коллега Руслан Бортник считает, что сейчас взаимоотношения между властью и радикалами напоминают картинку, где цапля хочет проглотить лягушку, а та держит ее за горло. «Власть боится радикалов, их массы, их реактивного потенциала. В то же время власть держит всех ключевых игроков на крючке: по делам метания гранат, Мукачево, «Торнадо», «Донбасса», событиям в Одессе и всего остального. И именно поэтому можно предположить, что действия радикалов найдут очень сильное противодействие», — говорит политолог Руслан Бортник.
"Пока "Интер" не закроют"
Cкандал вокруг «Интера» продолжает разгораться. Вчера заблокированным оказался главный офис телеканала на улице Дмитриевской. Около двухсот человек организовали тут бессрочный пикет, перекрыв все три выхода из здания, тем самым ограничив сотрудникам доступ на рабочие места. В ночь на понедельник возле главного офиса возвели двухметровый железный забор, опасаясь нападений и поджогов. Но радикалы, вооружившись баллончиками с краской, расписали забор лозунгами и оскорблениями.
«Будем стоять тут, пока «Интер» не закроют — и завтра, и послезавтра, и всю неделю», — уверил нас один из представителей батальона «Святая Мария» Андрей Ватолкин. Сотрудники телеканала вчера работали дома и частично разместились в пострадавшем здании на Сырце, которое горело в воскресенье. «Те, кто работает на сайт, сидят дома, а телевизионщики расселились по нашим другим зданиям. Пока будем так выходить в эфир», — рассказала «Вестям» одна из журналисток.
Среди протестующих были люди с шевронами 39-й бригады ВСУ, добробатов «Донбасс» и «Айдар». Они спокойно сидели в тени, затягивались сигаретами. Чуть позже им привезли шины (они, правда, уверяли, что жечь их не собираются, дескать, это так, на всякий случай) и провизию: огромные пакеты с большими контейнерами салатов, супа, упакованными приборами. «Ух ты, как в ресторане», — шептались между собой протестующие. Как и в воскресенье, полицию происходящее нисколько не задевало — копы дежурили неподалеку и спокойно наблюдали за «пикником на обочине».
В понедельник президент призвал генпрокурора взять ситуацию с «Интером» под контроль. А телеканал «Интер» подал в ГПУ, МВД, СБУ и Нацполицию заявление о совершении преступления — препятствование законной профессиональной деятельности журналистов.
«Сложившаяся ситуация дискредитировала Украину. Такие события еще больше отворачивают Запад от Украины, который и так разочарован в том, что у нас происходит», — говорит политолог Руслан Бортник.
Ярослав Маркин , Анастасия Кучкина
Источник: "Вести"