В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Как и почему Голландия может поставить крест на евроинтеграции Украины

2–3 марта спикер Верховной рады Украины Владимир Гройсман посетил Нидерланды вместе с группой украинских парламентариев. Там он встретился с премьер-министром, министром иностранных дел, а также с руководством и депутатами обеих палат парламента. В ходе визита обсуждался единственный вопрос — подготовка к референдуму 6 апреля, на котором голландцы выкажут свое отношение к соглашению об ассоциации Украины и Евросоюза.

Ситуация с референдумом непростая. На сегодняшний день большинство голландцев считают безответственным заключать Соглашение об ассоциации с Украиной — «несостоявшимся государством, которое ведет войну».

Нидерландский референдум часто называют консультативным. Однако это не совсем точно. Слово «консультативный» часто понимают как «не имеющий правовых последствий». А здесь такие последствия предусмотрены. Поэтому правильнее назвать его референдумом непрямого действия.

Начнем с того, что по голландскому законодательству одно начало сбора подписей для проведения плебисцита влечет приостановку действия законодательного акта, который собираются оспорить. И МИД Нидерландов уже уведомил все заинтересованные стороны, что закон о ратификации договора об ассоциации между Украиной и ЕС не является вступившим в силу.

Если на референдум придет менее 30% избирателей, он будет считаться не состоявшимся. В этом случае, как и в случае поддержки соглашения на голосовании, закон о ратификации наберет силу автоматически. Если же большинство проголосует против, то процедура более сложная. Сначала инициатор закона (в данном случае кабинет министров) решает, настаивает ли он на его утверждении. Если настаивает, то вопрос передается депутатам, за которыми остается последнее слово. Пересмотр прошлогоднего решения приведет к срыву соглашения об ассоциации, ибо такие документы требуют консенсуса всех членов ЕС.

Ранее ратификацию договора в нидерландском парламенте не поддержали депутаты от четырех партий, которые имеют 31 из 150 мест в нижней палате. Однако в Европе не принято идти против воли народа. И премьер Марк Рютте и большинство поддержавших ассоциацию партий уже заявили, что будут уважать результаты народного волеизъявления при любом его исходе.

Безусловно, противоречить этому волеизъявлению за год до очередных парламентских выборов будет непрактично, тем более что правящая коалиция явно теряет симпатии избирателей, тогда как партии — противники ассоциации, как правые (Партия Свободы), так и левые (социалисты), набирают поддержку и могут удвоить число мандатов.

Да, эти партии сейчас не получили бы большинство мест. Но история европейских референдумов — это история того, как евроскептики получали на них куда большую поддержку, чем имели в национальных парламентах. Так, в той же Голландии, в 2005-м менее 20% депутатов нижней палаты выступали против европейской конституции, но документ отвергли 62% проголосовавших.

В настоящее время все шесть проведенных соцопросов показывают, что противники ассоциации имеют преимущество перед сторонниками. Наилучший результат у последних — 32% против 38%. Однако, как правило, преимущество евроскептиков относительное, и согласно неоднократным опросам обеих служб, оно несколько уменьшается. Что же касается такого ключевого момента, как порог явки, то, скорее всего, он будет превзойден. Ведь число тех, кто твердо намерен голосовать на референдуме, и тех, кто скорее всего будет голосовать, превышает, согласно всем исследованиям, половину от общего числа избирателей. Кроме того, надо учитывать опыт референдума по евроконституции. Тогда за месяц до голосования лишь 32% голландцев были твердо намерены прийти на участки. В итоге пришло вдвое больше.

О том, как изменится ситуация за оставшийся месяц, мнения расходятся. Так, политолог Симон Отьес из Гронингенского университета считает, что чем информированнее граждане о сути референдума, тем более склонны они голосовать за. С другой стороны, данные опроса проведенного программой теленовостей EenVandaag («Сегодня») показывают, что большинство не определившихся оценивают это соглашение примерно так же, как и его противники. Например, 52% из них согласны с утверждением: «Безответственно заключать договор об ассоциации с Украиной, несостоявшимся государством, которое ведет войну».

Разумеется, оставшиеся пять недель будут жаркими. Так, еще в январе МИД Украины сообщил, что разработал план популяризации страны в Нидерландах. Этот план предусматривает активное участие в нем деятелей культуры и спортсменов. А как выяснил телеканал RTL, такой же план подготовил и голландский МИД. Он предполагает пропагандировать выгоду от доступа страны к украинскому рынку и не выпячивать фактор противостояния с Россией. А ведь именно на противостоянии с Россией зациклены украинские пропагандисты. На днях лидер фракции «Блока Порошенко» Юрий Луценко, выступая в Европарламенте, сказал о готовности украинцев проливать кровь за Европу. Такие выражения скорей насторожат миролюбивых в своей массе голландцев, которые будут опасаться, что ассоциация втянет их страну в вооруженный конфликт.

Разумеется, правящая элита приложит усилия, чтобы создать Украине благоприятный имидж и будет то ли затушевывать ее репутацию как коррумпированного государства, то ли говорить, что коррупция там будет побеждена благодаря одному только сближению с ЕС. Однако любые дебаты в связи с референдумом повышают к нему интерес, а значит, и вероятную явку. В условиях же растущего недоверия к институтам ЕС — а происходит это прежде всего в связи с проблемой беженцев — равнодушный к Украине обыватель скорее проголосует нет, чем да.

Поэтому еврооптимистам стоит надеяться не на симпатии голландцев к Украине и к евроинтеграции, а на низкую явку. Призывать к бойкоту референдума, власть, конечно, не может, ибо это противоречит принципам демократии, но, похоже, она тихо и без лишнего шума работает в этом направлении. Общее число участков для голосования на референдуме оказывается на 10% участков меньше, чем на парламентских выборах. А как утверждает один из лидеров соцпартии Гарри ван Боммель, есть города, где участков меньше втрое…


Алексей Попов
Источник: "Известия "


 Тематики 
  1. Общественное мнение   (150)