В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

«Российское правительство столкнется с недостатком денег, технологий и рынков» (Синьхуа, Китай)

В субботу ИА Синьхуа опубликовало статью собственного журнала «Обозрение» («瞭望») автора Ли Дуна на своем центральном сайте под заголовком «Российская экономика – тревоги о далеком будущем сильней, чем заботы сегодняшнего дня», которая продолжила серию публикаций агентства о тяжелом положении правительства России. В частности в статье сообщается, что «если в краткосрочной перспективе правительство России способно реагировать на вызовы, то в долгосрочной перспективе оно столкнется с «недостатком денег», «недостаком технологий», «недостатком рынков» и другими тяжелыми препятствиями.

Автор указывает, что «из-за продленных в конце 2015 года западных санкций, продолжающих колебаться на низком уровне цен на нефть, а также застарелых и труднопредолимых проблем структуры российской экономике ее движущие силы попали в безвыходное положение, которое характеризуется отсутствием ресурсов для роста «по всему фронту». Рецессия уже стала для России неизбежной «новой нормой».

"Столкнувшись с ситуацией «внешнего давления и внутреннего беспокойства», жизнь российского президента перестала быть хорошей, он столкнулся с самым серьезным для себя вызовом за последние 16 лет, а российский рядовой народ на себе почувствовал тяготы жизни».

Испытывая влияние дисбаланса собственной структуры и ударов мирового кризиса, в экономике России уже несколько лет подряд ускоряется падение. После украинского кризиса 2014 года, а также под давлением факторов американо-европейских санкций, продолжающегося падения цен на нефть – за два последних года в экономике России «на снег добавилась короста инея».

В 2014 году ВВП России вырос на 0,6%, ее рост вошел в состояние застоя. В 2015 году падение продолжилось, за три квартала ВВП сократился на 3,7%. Ведомство экономического развития России признало, что рост экономики достиг дна, а в третьем квартале появились признаки сокращения падения, однако до сих пор трудно говорить о восстановлении роста. Глава Центробанка России Э.Наббиулина заявила, что 2015 год – это «год уреглуирования» и главная задача России – приспособиться к новым условиям.

Российские эксперты признают, что предполагаемое будущее российской экономики – это колебания графика L-образной кривой рецессии.

Прежде всего макроэкономические показатели мигают «красным цветом». Тройка, тянущая экономический рост – инвестиции, потребление и внешняя торговля – «сбавила скорость». С января по сентябрь 2015 года инвестиции сократились на 5,8%, промышленный рост – на 3,2%, розничная торговля сократилась на 8,5%, внешняя торговля испытала еще большее сокращение, уменьшившись на 34%, достигнув размера 399,2 млрд долларов. Самый большой удар испытала российская торговля с ЕС, сократившаяся на 38,5%, до 293,23 млрд долларов, ее доля в российской торговле упала с 49 до 45,6%, по сравнению с 2014 годом.

Во-вторых, ключевая артерия российской экономики – энергетика – испытала серьезные потери, а восстановление на горизонте не предвидится. С одной стороны, сократились мировые цены на энергоносители в мире, с января по октябрь 2015 года цена на нефть марки «Urals» упала с 103,04 долл за баррель до 53,61 долл за баррель, или на 47,5%. Сократилась и цена на поставляемый в ЕС российский газ – с 349 долл за кубометр в 2014 до 238 долл в 2015 году, или на 32%, достигнув 11-летнего минимума. Мировые цены на энергоносители потянули вниз экономику России вместе с собой. Согласно расчетам экспертов каждое понижение стоимости нефти на 10 долларов означает для российской экономики сокращение ВВП на 0,8%.

С другой стороны, экономические санкции запада постепенно душили потенциал нефте-газовой отрасли России. Американская компания ExxonMobil заморозила сотрудничество с Россией по 90% проектам. В июле 2015 года Минфин США рассширил «черный список» санкций против России, под него подпали экспортные операции из месторождения «Газпрома» Южно-Киринское в Охотском море. Запасы данного месторождения уступают только запасам Штокмановского месторождения (640 млрд кубометров газа и 970 млн тонн нефти), однако сложность его разработки, которая требует американского или европейского оборудования подводного бурения, делает переспективы его запуска в 2018 году смутными.

В-третьих, неспособность свести с концы с концами по финансовым вопросам федерального бюджета. Бюджетный дефицит России уже серьезно вышел за пределы психологичекси допустимой зоны. Страх не оставлял правительство России с 1998 по 2008 год в период экономического кризиса, заставляя всеми силами избежать бюджетного дефицита. Согласно «Поправкам к закону о бюджете 2015 года», цена на нефть должна была составить 50 долл за баррель, курс доллара к рублю 61,5, а бюджетный дефицит – 2,675 трлн рублей или 3,7 процента от ВВП. Согласно последней правке «Проекта закона о бюджете 2016 года», нефть должна стоить от 50 до 60 долл за баррель, курс доллара – 63,3 рубля, бюджетный дефицит 2,3 трлн рублей при инфляции 3%.

Кроме этого, кризис региональных бюджетов еще более острый. Согласно расчетам Минфина России, общий дефицит региональных бюджетов каждого субъекта федерации должен составить 430 млрд рублей. К 1 октября 2015 года общий долг субъектов федерации составил 2,5 трлн рублей, увеличившись на 3,8%. В «Проекте бюджета на 2016 год» заложен дефицит региональных бюджетов в размере 412 млрд рублей. Standard & Poor’s считает, что из-за того, что регионы не получат своевременную помощь от центра, субъекты федерации столкнуться с угрозой финансовой стабильности. Минфин России запланировал увеличить кредитную помощь регионам с 140 млрд до 310 млрд рублей. Глава комитета Госудумы по Бюджету и налогам А.Макаров отметил, что поддержка региональных бюджетов в 2016 году – это одна из трех главных проблем в рамках планирования федерального бюджета.

Снижение уровня жизни населения крайне очевидно

Рецессия оказывает влияние на снижение уровня жизни российского общества, что гарантирует трудности для жизни народа.

Первое, доходы населения сократились. С января по сентябрь 2015 года средняя зарплата россиян сократилась на 9% по сравнению с 2014 годом, распределённый доход россиян сократился на 3,3%. Согласно «Макроэкономическим прогнозам на 2016-2018 гг» будущие доходы россиян продолжат снижение.

Второе, число безработного населения продолжит расти. С января по сентябрь 2015 года число безработных увеличилось в России на 6,8%. Согласно последним соцопросам, 32% ответили, что хотя бы один из их родственников потерял работу, 23% указали, что таковых 2-3 в их окружении, 9% ответили, что более четверых родственников потеряли работу. В начале года только ¼ опрошенных заявило, что у них есть друг, который потерял работу. Дальнейшее сокращение сильно ударит по банковской сфере, сфере индивидуальных услуг, строительной сфере и СМИ.

Третье. Рост цен на товары. С января по сентябрь 2015 года рост цен на товары потребления в России составил 15,9%, рост цен по отношению к ряду продуктов превысила средний уровень инфляции. Рост на подсолнечное масло составил 32,5%, на рис, рыбу, сахар, яблоки и говядину составил 26%, 22%, 17%, 16% и 15% соответственно. Соцопросы показывают, что рост цен стал самым тревожащим население вопросом.

Четвртое, рост числа бедных. В первую половину 2015 года, число людей за чертой бедности превысило 21,7 млн человек, или составило 15,1%. Этот показатель превысил показатель 2014 года на 2%, чистый прирост составил 2,8 млн человек.

Пятое, сокращение расходов на медицину и образование. Для сохранения приоритета расходов на оборону, согласно «Проекту бюджета на 2016 год» расходы на здравоохранение сократились на 8%, их общий удельный вес в расходах бюджета сократился с 3,6 до 2,4%. Расходы на образование сократились на 8,5%, удельный вес в бюджете сократился с 4,1 до 3,6%. Расходы на высшее образование составили 78% от их объема 2012 года.

Угроза финансового кризиса в определённой степени отступила

После начала украинского кризиса три крупнейших рейтинговых агентства мира понизили кредитный рейтинг России. Инвестиционная среда России непрерывно ухудшалась, рынок финансов испытывал рост негативных настроений, в конце 2014 года два российских фондовых рынка испытали сильное падение, все эти обстоятельства вели к финансовому кризису.

К счастью, с 2015 года российская экономика постепенно справилась с новой ситуацией падения роста и предприняла ряд мер, которые позволили стабилизировать ситуацию на финансовых рынках, угроза финансового кризиса в определенной степени начала снижаться.

Важнейшим является, во-первых, сокращение масштабов внешнего долга. На конец третьего квартала 2015 года включительно, внешний долг России сократился до 521,61 млрд долл против 732,779 млрд на июль 2014 года, что является самым низким показателем за последние 4 года. Небанковские долги составили 339,954 млрд долл, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 9,4%. Банковские заимствования за рубежом составили 138,603 млрд долларов, сократившись на 19,2%. Зарубежные долги правительства сократились на 22,8% и составили 32,135 млрд долл. По заявлению Наббиулиной, Россия уже прошла пиковый период возврата долгов.

Во-вторых, позитивные тенденция в оттоке капиталов. Отток капитала из России в 2014 году составил 153 млрд долларов, удвоившись по сравнению с 2013 годом, а также больше на 20 млрд долл по сравнению с 2008 годом. Отток капитала с января по сентябрь 2015 года составил лишь 45 млрд долл, а в сентябре впервые со второго квартала 2010 года произошел приток капитала, который составил 5,3 млрд долларов.

При этом Россия до сих пор сохраняет определённую способность справиться с финансовым кризисом. Во-первых, потому что способности финансовой системы бороться с кризисом – велики, в ближайшие годы Россия сохраняла высокую степень бдительности по отношению к кризису в банковской системе, ЦБ России продолжает политику усиления контроля и управления в банковской и финансовой сферах, за последние 2 года у более сотни банков и инвестиционных компаний аннулирована лицензия, остановлена деятельность финансовых структур, спекулирующих на рынках ценных бумаг.

Во-вторых, экономика еще сохраняет «подушку безопасности». ЗВР России к 1 декабря 2015 года составляли 364,7 млрд долларов, государственные фонды – 59,4 млрд долл, фонд благосостояния страны – 72,2 млрд долл. В то же время, активное сальдо внешней торговли сохраняется на высоком уровне, уровень валютных поступлений был стабилен, достигнув за первые три квартала 127,5 млрд долл.

Беспокойства за будущее сильнее забот текущего дня

Столкнувшись с трудной ситуацией в январе 2015 года, правительство России направило 35 млрд долларов на реализацию «антикризисного» плана, состоящего из 60 задач, главными из которых стало: сокращение бюджетных трат, которые предполагают сокращение расходов значительной части бюджетных программ на 10%, сокращение бюджетных трат на 5% ежегодно в 2016-2017 годы, понижение тарифов на пригородные железнодорожные перевозки и авиаперевозки с 18 до 10%, поддержка малого и среднего бизнеса, акцент на тендеры и закупки правительства у микропредприятий, разрешение местным правительствам самостоятельно понижать налоги по отношению к малому и среднему бизнесу. Поддержка социальной стабильности, в рамках которой 3,4 млрд долл и 0,95 млрд долл будут направлены для обеспечения пенсионного фонда и фонда занятости.

Усиливая поддержку государства, правительство решило направить 300 млрд рублей для поддержки важнейших системообрзаующих предприятий, для активного развития импортозамещения Минпромышленности и торговли России разработал план 18 отраслей импортозамещения, согласно которому к 2020 году зависимость от импорта в экономике России сократится с 88 до 40 процентов. Кроме этого, согласно распоряжению Путина, с 1 марта этого года у части госслужащих сократят зарплату на 10%.

Однако «пожарный план», принимающийся, когда горят брови, в условиях рецессии – «стакан воды, которым не потушишь загоревшийся воз дров».
Первый вице-премьер российского правительства Шувалов признался, что нынешний кризис более серьезный и долгосрочный по сравнению с кризисом 2008 года, однако размер антикризисной поддержки гораздо меньше объема мер 2008 года. По мнению российских экспертов, антикризисный план, который не затрагивает коренных преобразований в структуре экономики, вряд ли имеет шансы на успех.

После года после введения плана, мнения различных ведомств разошлись, а его реализация столкнулась с серьезным сопротивлением. 21 октября правительство сделало доклад в Госдуме об эффективности выполнения плана: к 1 октября «60 пунктов плана» осуществлены только 17, частично выполнен 21, не выполнены 22 пункта. Из выделенных 2 трлн рублей одна треть к данному моменту не израсходована. Премьер Медведев обрушил свой гнев на Минэкономразвития, Минэнергетики, Минфин и Минпромторг, а также заявил, что необходимо провести расследование в отношении данных ведомств. Первый вице-премьер Шувалов заявил, что в 2016 году не будет нового «антикризисного плана».

Но что более серьезно, российская экономика столкнулась с застарелыми труднопреодолимыми проблемами развития. «Инерционная зависимость» российской экономики от нефтяного производства становится все глубже по мере ее усиления. В 2014 году доходы от экспорта нефти в России составили 345 млрд долл, составив 66,3% от всего экспорта страны, 52,2% от поступлений бюджета, 18,7% ВВП, явив новый исторический рекорд. Экспорт нефти служил хорошим и быстрым способом гарантировать финансовые поступления для российского правительства, защитить систему социальных трат и стабильность политической власти. Однако также и привел к ситуации, когда «при хорошей обстановке нет желания что-то менять, а при тяжелой обстановке нет на это сил», став тяжелым препятствием для инновационного развития. Разговоры об урегулировании структуры производства все больше оставались на бумаге, а для развития серьезно не хватало «поддержки тыла».

В ноябре 2015 года Путин еще раз подчеркнул, что если продолжить сохранение инвестиций в энергетический сектор, тем самым реализовав его роль как «локомотива» развития экономики, то это приведет к дальнейшему закреплению формы развития, ориентированной на энергетический экспорт, а с учетом санкций Запада, колебаний цен на нефть на низком уровне, дальнейшая стратегия развития российской экономики будет все более и более неустойчивой, а возможностей мер реагирования будет не так много.

В этой ситуации надо подчеркнуть, что тревоги о будущем развития российской экономики куда сильней, чем заботы нынешнего дня. И если российское правительство способно реагировать на краткосрочные вызовы, то в долгосрочной перспективе проблемы будут куда более острей. Россия столкнется с «недостатком денег», «недостатком технологий», «недостатком рынков» и другими тяжелыми проблемами.

Вошедшая в состояние рецессии российская экономика, полагаясь на самообеспеченность ресурсами столкнулась с неисчислимыми проблемами, и избавление от них не представляется легким.


Ли Дун, Китайский институт исследования международных отношений, отдел России
Источник: «Южный Китай»
Оригинал публикации: "Xinhua"


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Россия   (1237)