В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Круговорот предательства в природе

23 апреля в приветственной телеграмме к участникам вечера «Мир без геноцида» Владимир Путин назвал 24 апреля 1915 года «скорбной датой, связанной с одним из самых страшных и драматических событий в истории человечества — геноцидом армянского народа».

Реджеп Тайип Эрдоган довольно резко отреагировал на это и другие заявления российских политиков, язвительно напомнив нам об украинских проблемах.

Каждое 24 апреля Турция переживает неприятные моменты — международное сообщество напоминает ей о полутора миллионах армян, зверски убитых в Османской империи. В этом году юбилейная дата: первому зафиксированному геноциду исполнилось сто лет.

Для России, которая давно выстраивает партнерские отношения с этой динамично развивающейся державой, ситуация выглядит неоднозначно. Естественно, возникает закономерный вопрос: а будет ли после высечения столь яркой искры построен «Турецкий поток»?

По мнению главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, руководителя Центра восточных исследований Дипломатической академии МИД России Андрея Володина, «политика и экономика, в том числе и газопровод «Турецкий поток», пойдут своими параллельными, непересекающимися курсами».

Примерно в том же ключе высказался сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников: «У нас есть собственные национальные интересы, и они соответствуют тому, что, несмотря на противоречия, которые могут быть во внешнеполитических аспектах, Турция — наш стратегический партнер, с которым мы активно развиваем экономические отношения».

Однако я не думаю, что турецкий президент проговорился просто в раздражении. Скорее всего, условия сотрудничества будут уточнены не в нашу пользу. И вот почему.

Владимир Путин уже не первый раз выражает сочувствие армянскому народу. В 2013 году он посетил мемориальный комплекс скорби «Цицернакаберд» и возложил венок в память о жертвах геноцида в Османской Турции. Еще раньше, в 2001 году, оставил запись в книге почетных посетителей: «Россия всегда воспринимала боль и трагедию армянского народа как свою собственную. Низко склоняем головы перед памятью жертв геноцида армянского народа».

С 1995 года Россия входит в список стран, признавших геноцид армян.

То есть, отношение Москвы к событиям вековой давности новостью для Анкары не является.

Поэтому мне кажется, Реджеп Тайип Эрдоган, сакцентировав внимание на российской позиции по отношению к геноциду, который Турция отрицает, дал понять, что условия сооружения газопровода не окончательны. И назвал причину.

Другими словами, он продолжает торговаться, и сейчас важно, какой будет цена вопроса. А то, что новая цена будет объявлена, у меня, например, сомнений нет — грех не воспользоваться ситуацией и не попытаться увеличить прибыль, измеряемую в миллиардах долларов.

Надо сказать, «армянский вопрос» уже не первый раз оказывает негативное влияние на развитие Россией выгодных партнерских отношения. Достаточно вспомнить демонстративную поддержку Еревана Москвой по Нагорному Карабаху, которая не позволяет нам договориться с Баку о совместном строительстве трубопроводов в Европу, о согласованной позиции по Каспию. Ильхам Алиев на нас так же обижен, как был обижен его отец.

Но если мы оставим Армению без защиты, то Нагорный Карабах, скорее всего, очень быстро вернется в состав Азербайджана. И не без помощи Турции, между прочим. А возможно, в недалеко будущем эти две страны, между которыми есть полное взаимопонимание, на спорной территории не остановятся, а просто поделят между собой остатки Армении, когда-то занимавшей половину нынешней Турции. И сопровождаться эта «операция возмездия» будет той же жестокостью.

Таким образом, речь может идти о трех миллионах человеческих жизней — такова сегодня численность маленькой страны, зажатой между враждебно настроенными соседями и перманентно подвергающейся опасности. И мне кажется, Владимир Путин принимает во внимание эту грустную перспективу.

Вернемся, однако, к Турецкому потоку.

На мой взгляд, выбор у нас невелик: или по-прежнему признавать очевидный для всех геноцид армян и потерять несколько миллиардов долларов, или поддержать по этому вопросу Турцию и получить в благодарность лишние дивиденды от строительства трубопровода и от других совместных проектов. То же самое относится и к Нагорному Карабаху.

Разумеется, народам и нациям свойственна забывчивость — мы помним о недавних колебаниях Армении по поводу вступления в Таможенный союз. Грузины, которые избежали геноцида, подобного армянскому, лишь благодаря российскому «зонтику», раскинувшемуся над ними 200 с лишним лет назад, тоже сегодня вальяжно рассуждают о вековой оккупации. Как и современные украинцы, попросившие 360 лет назад у православного царя защиту от поляков.

Это их проблемы, им с этим жить и разбираться в собственном когнитивном диссонансе. Они обязательно будут переписывать историю, выставляя себя в выгодном свете, плясать лезгинку с заезжими президентами и называть в их честь свои улицы, воспитывать детей в ненависти к стране-спасительнице.

Ибо есть государства, решающие свою и чужую судьбу, а есть те, кто вечно озабочен поиском хозяина. Чтобы решить сиюминутные экономические или политические проблемы, не заглядывая далеко вперед.

Россия переживет любое предательство — дело привычное. А через несколько десятилетий, когда нас всех, читающих и пишущих этот пост, уже не будет, простит всех — и Грузию, и Украину, и даже, подозреваю, прибалтийские страны. И наверняка опять возьмет под свою защиту. Чтобы через некоторое время опять быть преданной.

Круговорот предательства в природе неизбежен и легко может быть просчитан. С ошибкой в сроках, разумеется.

И все же я за справедливость, даже если она стоит больших денег и разочарований, которые мы предвидим уже сейчас. Хотя вполне допускаю, что могу оказаться в меньшинстве.


Источник: "pavel-shipilin.livejournal.com "

 Тематики 
  1. Нравственный выбор   (203)