В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Ненужные дети: новая мода

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к. соц., н. Надежда Хвыля-Олинтер
Ежегодно в западно-европейских странах увеличивается количество взрослых людей, которые отказываются от родительства. Отказываются не по состоянию здоровья, не из-за материальных трудностей или временной неустроенности, а по причине осознанного выбора «свободы от детей». Мотивы их самые разные – от беспокойства из-за возможных сложностей с карьерой и проведением досуга, до страха перед рождением больного ребенка и даже заботы об экологии планеты.

Идея добровольной бездетности активно распространяется на Западе с начала 70-х годов ХХ века в русле движения феминизма. Популярность она приобрела в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых групп чайлдфри –the Childfree Network.

На сегодняшний день в США насчитывается уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них включает в себя несколько тысяч участников.

Движение успело стать частью индустрии развлечений – появилось множество отелей, клубов, кинотеатров и ресторанов, в которые не пускают детей; политическим лозунгом – повод отказаться от выплаты налогов на детскую медицину и школьное образование; консолидирующей идеей – множатся соответствующие социальные группы, сообщества и даже секты.

В России жизненная позиция, включающая отказ от рождения детей, начала распространяться примерно 10 лет назад. Причины в большей степени носили экономический характер и приводили к так называемым «отложенным рождениям». Эта модель демографического поведения заключается в том, что молодые люди предпочитают сначала получить образование, устроиться на хорошую работу и реализоваться в профессиональном плане, обеспечив определенный уровень материального благополучия себе и своим будущим детям.

Однако, известно, что обретя устойчивые привычки и привыкнув к определенному ритму и образу жизни, очень сложно решиться на кардинальные перемены. Кроме того, с возрастом снижается вероятность реализации репродуктивной функции.

Есть еще масса факторов, воздействующих на сознание потенциальных родителей и заставляющих их отказываться от рождения детей – временно или навсегда. Во-первых, асинхрония ритмов работающих женщин и инфраструктуры дошкольных и школьных учреждений. Во-вторых, низкий уровень государственной поддержки молодых семей. В-третьих, возрастающие требования к качеству жизни. Последний пункт имеет огромное значение и связан с ценностными установками, как на индивидуальном, так и на государственном уровне.

Для нашей страны набирающая популярность идея добровольной бездетности опасна в связи с демографическим кризисом. Посчитано, что для простого воспроизведения поколений необходимо 2,5 – 2,6 детей в расчете на одну супружескую пару. Это число может сложиться из такой модели распределения, когда 10% семей с детьми имеет одного ребенка, 30% – двух, 60% – трех и более детей. На рисунке 1 видно, насколько далека современная Россия от предотвращения демографической катастрофы и насколько преждевременны заявления чиновников о том, что ситуация с рождаемостью нормализуется и демографическая политика приносит позитивные результаты.



Рис.1. Распределение семей по количеству в них детей (в процентах к числу семей, имеющих несовершеннолетних детей). [1]

На первый взгляд кажется, что приближение к идеальной модели семьи невозможно, но такие примеры в России есть.



Рис.2. Распределение семей по количеству в них детей в Чеченской Республике и Ингушетии (в процентах к числу семей, имеющих несовершеннолетних детей). [2]

Но в целом по России в большинстве регионов репродуктивные установки изменяются, и все более распространенной становится европейская модель семьи. В большинстве европейских стран женщины, как правило, рожают первого ребенка в возрасте от 24 до 29 лет. В России в 1993 году возраст рождения первенца составлял 21,5 год, в 2003 – уже 23 года, на сегодняшний день – 24,5 года.
Потребность в детях определяется системой ценностей человека и его образом жизни.

Для определенной доли семей, особенно проживающих в крупных городах, значимость детей уступает ценности карьеры и досуга. Они не желают менять свой образ жизни и жертвовать, пусть даже и ради чего-то великого и важного, своим комфортом и желаниями. В сегодняшней России идеи чайлдфри пока не столь популярны, чтобы всерьез говорить о приносимом ими вреде. Это, скорее, иллюстрация, показывающая, что существует гораздо более опасная тенденция – замещение традиционных моделей поведения на западные суррогаты, которые распространяются и укореняются в системе ценностей россиян. О причинах этого мало кто не знает – отсутствие государственной идеологии, защищающей национальные интересы; кризис морали и духовности; популяризация западного образа жизни.

Но ключевая причина того, что с такой легкостью приживаются у нас идеи, подобные чайлдфри, в том, что в стране, а, следовательно, и в головах ее граждан, правит либерализм, по сути противопоставляющий интересы отдельно взятого человека интересам общества игосударства.

Источник: "Центр научной политической мысли и идеологии"

[1] Данные переписи населения 1989, 2002 и 2010 года.
[2] Данные переписи населения 1989, 2002 и 2010 года.


 Тематики 
  1. Семья   (77)