В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Большинство россиян хотят совсем другой России, чем ту, о которой мечтает Запад ("Der Spiegel", Германия)

Вечером 14 ноября 2012 года в Москве открылся очередной форум российско-германского "Петербургского диалога". 11 лет назад "Петербургский диалог" был задуман канцлером Герхардом Шредером и президентом Владимиром Путиным как открытый форум и платформа для дискуссий гражданских сообществ России и Германии. В рамках форума проводятся ежегодные встречи представителей общественности двух стран. Последняя встреча состоялась в 2011 году в Вольфсбурге. С российской стороны оргкомитет "Петербургского диалога" возглавляет бывший российский вице-премьер Виктор Зубков, с немецкой – экс-премьер ГДР Лотар де Мезьер.

В день открытия форума в Москве влиятельный германский еженедельник Spiegel опубликовал комментарий Матиаса Шеппа, посвященный проблемам германо-российских отношений и месту "Петербургского диалога" в них. Судя по комментарию, автор является оптимистом, который верит в возможности "Петербургского диалога" именно, как диалога для преодоления разногласий во взаимных отношениях. Однако вечером 15 ноября после первого дня работы форума немецкие участники выразили свое общее разочарование. Этого можно было ожидать. По их мнению, диалога, в частности, в группе "Гражданское общество" не получилось. Примечательно, что из 36 участников рабочей группы "Гражданское общество" 10 были русские. Российских законодателей среди них не оказалось.

Немецкой стороне не понравилось и то, что выступивший на круглом столе "Умение слушать друг друга" председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков отчетливо продемонстрировал незнание принятой на прошлой неделе германским бундестагом специальной резолюции по проблемам российско-германских отношений. После своего выступления Пушков сразу же удалился. Слушать мнение немецких оппонентов он не стал. По мнению германских участников форума, диалог, если он состоялся, все равно получился весьма своеобразным – представители сторон обменялись мнениями, но каждая осталась при своем. В итоге, немецкие участники форума "Петербургский диалог" констатировали разницу в трактовке в Германии и России самого понятия "гражданское общество". Но все-таки, отметим, что вопреки опасениям Шеппа, российские парламентарии не побоялись пожать руку немецким участникам "Петербургского диалога". До состояния войны в российско-германских отношениях все-таки далеко. И поэтому, чтобы окончательно не разочаровывать германскую сторону "Петербургского диалога", мы специально полностью публикуем комментарий Шеппа, которому он дал название "Неудобная правда". Таким способом мы хотели бы донести мнение позитивно мыслящих германских граждан до всего российского общества.

Неудобная правда. Только диалог может ослабить напряженность между Москвой и Берлином

В преддверии "Петербургского диалога", ежегодного форума политиков, бизнесменов и представителей гражданского общества из России и Германии, отношения между Москвой и Берлином особенно холодны. У обеих сторон не остается выбора, кроме как говорить, слушать и постигать некоторые неудобные истины.

12-й "Петербургский диалог" начинается 14 ноября вечером в Москве. В течение следующих четырех дней представители германских политических организаций встретятся с российскими парламентариями, которые вряд ли смогут пожать им руку из-за того, что будут заподозрены в совершении государственной измены. Последнее обстоятельство связано с тем, что президент России Владимир Путин и его окружение скоры в обвинении зарубежных организаций в разжигании антикремлевского протеста.

Обе стороны оказались в абсурдной ситуации, которая подчеркивает нездоровое состояние российско-германских дел. Отношения между двумя сторонами прохладнее, чем они были в любое другое время, начиная с октября 1986 года, когда тогдашний канцлер Германии Гельмут Коль сравнил президента СССР Михаила Горбачева с шефом гитлеровской пропаганды Йозефом Геббельсом.

С момента своего возвращения в Кремль президент Путин пропустил множество авторитарных законов через парламент. В минувшую пятницу (9 ноября) немецкий Бундестаг отреагировал на это принятием резолюции, требующей жесткого подхода к России – шаг, который кремлевская элита считает оскорблением, сознательно направленным на подрыв отношений между двумя странами. Русские жалуются, что подобное поведение не демонстрировалось в предшествующие визиты канцлера в Китай или во время посещения ею диктатур в развивающихся странах.

Но именно по причине этого спора будет гораздо лучше для обеих сторон поговорить открыто, а не отворачиваться друг от друга, или, повернув известное обеим сторонам выражение с ног на голову, сказать: молчание – серебро, но слово – золото.

Неудобная правда

Отношения между Москвой и Берлином охлаждались в течение последних месяцев. Причиной этого стало то, что назначенец Меркель, курирующий российско-германские отношения Андреас Шокенхофф, критикует Кремль так, что российское министерство иностранных дел теперь отказываются говорить с ним. В то же время в Германии зазвучал все громче призыв к гражданскому обществу о разделении "Петербургского диалога" таким образом, чтобы правительственные консультации, в которых участвуют на совместном заседании министры обеих стран, проводились в иное время, чем общая часть форума. Когда Меркель полетит в Москву в пятницу, ее будут сопровождать восемь членов ее кабинета, включая министра финансов Вольфганга Шойбле и министра иностранных дел Гидо Вестервелле. Россияне планируют направить на встречу 14 министров.

Но отделение "Петербургского диалога" от межправительственных консультаций может стать плохим знаком.

Путина и его правящую элиту, вероятно, устраивает эта идея, поскольку он больше не будут вынужден слушать доклады рабочих групп "Диалога", которые часто содержат критику его политики. Но "Петербургский диалог" без возможности прямого обращения к президенту быстро потеряет свой смысл. Он распадается на простое обсуждение в отдельных нишах с участием только тех, кто уже и так говорил друг с другом: российские оппозиционные группы и немецкие экологи зеленые, с одной стороны, и руководители российских и германских корпораций, с другой. Главная цель "Петербургского диалога" будет утрачена.

Правда, с более чем 200-ми представителями политики, бизнеса, научно-исследовательских, религиозных кругов и сектора неправительственных организации "Петербургский диалог" имеет свои слабости, в том числе, – это преклонный возраст большинства его участников и большое количество должностных лиц. Он нуждается в реформе и "новой крови". Тем не менее, часть очарования этого формата заключается в том, что он объединяет диаметрально противоположные мнения: экологов и менеджеров Газпрома, критиков Путина и руководителей компаний, зарегистрированных на бирже DAX.

Это помогает каждой стороне получить более реалистичную картину их страны-партнера. Обе вынуждены разбираться, что выводит их из зоны комфорта своих заветных предрассудков. У русских есть возможность открыть для себя, что не каждый немецкий критик Путина хочет вредить их стране, и что это связано с решением своих собственных внутренних проблем, а не с претензией на предполагаемое иностранное вмешательство.

Но немцам придется столкнуться с некоторыми неудобными истинами тоже. Например, что на по-настоящему честных выборах в России не обязательно победят прозападные политики, но с большей вероятностью – националистические шовинисты. Или то, что большинство россиян считают судебный приговор на двухлетнее тюремное заключение, вынесенный членам феминистской группы Pussy Riot, слишком мягким. Или то, что большинство россиян предпочли бы вновь ввести смертную казнь, и сделать это как можно раньше, чем позже. Другими словами, что большинство россиян, вероятно, хотят совсем другой России, чем ту, о которой мы мечтаем у себя на Западе.

Честность и интеллектуальная целостность пойдет на пользу обеим сторонам. Реалистичная картина представлений о партнере является лучшей основой для подлинного партнерства, а иллюзии могут привести только к разочарованию и вредной политике.

Экологи и кремлевские чиновники Немцам не следует тратить много времени на жалобы, что слишком многие члены российской делегации имеют тесные связи с Кремлем. Скорее, они должны воспользоваться возможностью для открытого разговора, наконец-то, и с ними. В то же время многочисленным поклонникам Путина в российской делегации следует сесть с немецкими критиками Кремля за стол для разговора.

Интересно, что разделение в рамках соответствующих национальных лагерей также проявится. Илья Пономарев, думский депутат от оппозиционной партии "Справедливая Россия", встретится с членами прокремлевской партии "Единая Россия", которые недавно выдали ему месячный запрет на выступления за нарушение порядка в Государственной Думе – российском парламенте. Между тем, немецкая делегация включит в свой состав политиков, которые представляют как идеалистов, так и прагматиков. В этом кругу также необходимо больше, а не меньше диалога.

Один из круглых столов "Петербургского диалога", запланированного на четверг, называется "Искусство слушать друг друга". Это обсуждение пройдет под совместным председательством Вячеслава Никонова – думского депутата путинской партии, и Рольфа Фукса – главы фонда Генриха Белля в Германии, мозгового центра, связанного с партией зеленых. Никонов – внук министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, проявляет способность своего блестящего сарказма в обличении двойных стандартов Германии до тех пор, пока это не становится больно. Фукс – красноречивый муж Марилуизе Бек, представителя партии зеленых в области восточно-европейской политики. Эту женщину Кремль презирает.

Если Никонов и Фукс смогут договориться друг с другом, то это означает, что не все потеряно для Германии и России. Я пожелаю им удачи!


Источник: "ИА REGNUM"
Оригинал публикации: "Only Dialogue Can Ease Moscow-Berlin Tensions "






В. Третьяков: Моя резолюция на резолюцию Бундестага о России

В среду, ближе к вечеру, мне позвонил один из организаторов Петербургского диалога (в работе которого я давно не участвовал) и попросил непременно приехать в четверг и выступить на одной из секций этого форума, а именно на той, которая называется "Острые вопросы". Я приехал.

Именно там я узнал (из выступлений немецких коллег) о содержании недавней резолюции Бундестага по России. И услышал выступление г-на Шокенхофа, который, как я понял, накануне выступил (кажется, являясь одним из авторов этой резолюции) с целым рядом претензий к России – и именно в духе этой резолюции.

На заседании секции г-н Шокенхоф, раз пять подчеркнув свою озабоченность благом России, пытаясь быть предельно корректным, бегло повторил все эти претензии.

Далее выступали и наши ораторы (одни иронично, другие – вполне серьезно и логично, но всякий раз крайне вежливо опровергая доводы этой резолюции и иные претензии Запада), и немецкие (эти в основном солидаризировались с резолюцией).Но в любом случае немцы говорили только о России и ни слова не произнесли (до моего выступления) об "острых вопросах", которые существуют, например, в ЕС. Наконец, в начале второго часа дискуссии, выступил я.

Моё выступление состояло из следующих тезисов.

1. Я уже давно не обсуждаю на встречах с западными коллегами проблемы и недостатки России. У меня претензий к нашей власти, к парламенту, к Путину больше, чем у вас. Хотя бы потому, что я лучше знаю жизнь России. Но с западными коллегами я обсуждать это не хочу, так как за двадцать лет мне надоели ваши нравоучения. Я со своими студентами так не разговариваю, как вы с Россией.
2. Кто смеет говорить, что Россия с её тысячелетней историей ныне оказывается не на той стороне истории, пусть даже по сирийскому вопросу? Почему мы должны уже 20 лет подряд и сегодня слушать эту ахинею?
3. Неблагодарное дело, но брошу упрек организаторам Петербургского форума. Эта секция называется "Острые вопросы" и можно было предположить, что разговор пойдет не об острых вопросах в России и в Германии, а об очередных нравоучениях России, что прямо сейчас и началось. А разве нельзя было разделить это заседание на две части с перерывом? Чтобы в первый час мы обсуждали, какая отвратительная страна Россия и как её сделать лучше. А во второй час – какая замечательная страна Германия и как исправить её отдельные мелкие недостатки?
4. Спасибо, что мне немецкий коллега в очередной раз объяснил, что Россия европейская страна. будто я без него этого не знал. Правда, в иных случаях и в иных местах вы почему-то говорите, что русские недоевропейцы.
5. Я смею утверждать, ни у кого на это не спрашивая разрешения, что я тут ничуть не меньший европеец, чем любой находящийся в этом зале. И мне дорога европейская цивилизация. И я считаю, что легализация гомосексуальных браков ведёт к исчезновению европейской цивилизации. Я в этом убежден и мне всё равно, что по этому поводу думает Бундестаг. Больше того, если и Путин вдруг выступит за однополые браки, а Дума примет такой закон, то даже я, желая сохранить европейскую цивилизацию, выступлю, несмотря на то, что давно уже не являюсь сторонником революций, за свержение такого президента и такого парламента.
6. Мне совершенно безразлично, какие резолюции по поводу России принимает Бундестаг. Я его не избирал. Путина-то я избирал, посему то, что говорит и делает он, мне небезразлично. Но и Путин не сможет изменить моё отношение, например, к однополым так называемым бракам.
7. Вообще-то главные претензии у меня к нашим властям, к нашим официальным лицам, к нашей интеллигенции. Почему они так внимательно относятся к тому, что о нас говорят на Западе? Почему постоянно говорят, что мы сами ориентируемся на какие-то европейские нормы? Половина этих норм России вовсе не нужна.
8. Не знаю, существует ли по модели Петербургского диалога какой-нибудь Нью-Йоркский диалог, где политики, общественные деятели и журналисты США и Германии обсуждают свои "острые вопросы". Но хотел бы я там поприсутствовать. И послушать, в каких выражениях немецкие коллеги высказывают претензии американцам. И в каких выражениях американские коллеги своим немецким друзьям отвечают.
9. Во многом виноваты наши власти, наша интеллигенция. Они боятся ставить те вопросы, которые действительно остры. И речь не о вмешательстве во внутренние дела стран Запада или ЕС. Речь о том, что является острым вопросом у нас, но касается и Европы. И вот тут бы как раз немцам нас понять. Кто был до 1989 года самым большим разделенным народом Европы? Немцы. И они не смирились с этим. И в конце концов – не без помощи России – воссоединились. А кто сейчас является самым большим разделенным народом Европы – знают ли это немцы? Говорю вам, если не знаете: русский народ. И мы не меньше немцев имеем право на воссоединение. А пока этого не произошло, мы имеем полное право задать Германии и вообще Евросоюзу вопрос: а почему сотни тысяч русских в таких странах ЕС, как Латвия и Эстония, например, лишены права избирать своих депутатов не только в парламенты своих стран, но и в Европейский парламент? Кто здесь мне ответить на этот острый вопрос? Или он менее важен, чем мишура вокруг Пусси райот?
10. Тут упоминали ОБСЕ и ПАСЕ. Когда-то только такие серьёзные (вы, конечно, назовёте нас маргиналами) люди, как я и некоторые другие, говорили, что Россия должна выйти из бессмысленной организации ОБСЕ и из Совета Европы, членство в котором делает нас неравными с этой самой Европой. А сегодня, на этом заседании, вы слышите уже от представителя нашего МИД и депутатов нашей Думы, что некоторые в России правомерно ставят вопрос о выходе России из ОБСЕ и Совета Европы. Уверяю вас, и до реального выхода дело дойдёт.
11. Господин Шокенхоф, объясняя логику последней резолюции бундестага по России, назвал Россию европейской страной, а дальше долго объяснял, что Россия – по благому и исключительно доброжелательному указанию Европы, должна сделать, чтобы стать лучше. Я предлагаю начать следующую вашу резолюцию со следующего утверждения: Россия, по мнению Бундестага, имеет право существовать в этом мире. А далее всё повторить по вашему тексту.


Источник: "v-tretyakov.livejournal.com"

Официальный перевод резолюции Бундестага


 Тематики 
  1. Россия   (1237)
  2. Германия   (332)