В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Национальная недополитика

Первое заседание Совета при президенте по межнациональным отношениям, приуроченное к визиту Владимира Путина в республики Поволжья, засвидетельствовало повышенное внимание Кремля к проблемам национальной политики. Между тем на фоне череды громких преступлений, направленных против духовных лидеров ряда национальных республик, становится все более очевидным, что серьезных новаций в принятых решениях нет, как не видно пока и новых идей, как погасить межнациональные и межрелигиозные (в последнее время все чаще внутриконфессиональные) конфликты, имеющие свойство перерастать в локальные гражданские войны.

Комментарии «оппонентов»

В то время как на Кавказе убивают ежедневно в боестолкновениях и в террористических актах, в то время как религиозная война перекинулась уже и в Татарстан (вспомним недавнее убийство помощника муфтия и покушение на жизнь муфтия в Казани), Москва ведет себя легкомысленно. Ни власть, ни оппозиция не обращают должного внимания на кавказскую войну. Власть впала в законотворческий идиотизм. Оппозиция пялит на себя балаклавы... В недалеком будущем, разделавшись с Сирией, западные страны и монархии Персидского залива устроят нам Ливию и Сирию на Кавказе. (Эдуард Лимонов, писатель, политик)

Лидеры ваххабитствующих спокойно живут в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Махачкале и т.д. Они вкусно едят, сладко спят и ходят на приемы в посольства и высокие чиновничьи кабинеты. Им не угрожают, их машины не взрывают, в них не опустошают пистолетные обоймы. Еще им раздают награды за заслуги, в том числе на поприще «межнационального согласия», что выглядит просто как явная насмешка над здравым смыслом. (Айрат Калимуллин, Агентство политических новостей)

Всё чаще посещают меня мысли, что Путин втягивает Россию в мясорубку гражданской войны. Почему именно сейчас, а не через пять лет или не пять лет назад? Сразу отвечу: не знаю. Но, вполне возможно, это связано с большой просьбой их западных друзей, вполне возможно, дестабилизация на территории России и вследствие этого во всей средней Азии и даже в КНР – является жизненно важной, а может и единственной возможностью для выживания и дальнейшего процветания США, да и Европы. … Из-за этого всё чаще взрывы на Кавказе, столкновения тех, кто за пусси и против тех, кто против, обострения религиозного шовинизма в Татарстане, православные патрули и т.д. В общем, всё делается для накрутки всех против каждого. (Леонид Развозжаев, Форум.мск.ру)

Комментарии «апологетов»

Идею создания совета по межнациональным отношениям при президенте РФ я приветствую обеими руками. Не исключаю, что после утверждения основных направлений программы по национальной политике и создания совета будет принят закон по нацполитике. А где закон, там и до министерства по делам национальностей недалеко. Ведь, как известно, там, где министерство, там и деньги, а это важно. (Гаджимет Сафаралиев, председатель комитета Госдумы по делам национальностей, член фракции «Единой России»)

Владимир Путин очень правильно сделал, что фактически начал свою деятельность на посту президента с формирования подходов к решению национального вопроса. Считаю, что в рамках Совета по межнациональным отношениям и создаваемых там рабочих групп нам удастся находить эффективные варианты решения проблем. При сбалансированной национальной политике межнациональные противоречия и конфликты уйдут сами собой. Развитие России как единого многонационального государства будет продолжаться вопреки попыткам подорвать основу нашего единства, вопреки внешней финансовой и организационной поддержке как русского, так и антирусского национализма. (Евгений Федоров, член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция «Единой России»)

Уже с первых шагов Совета по межнациональным отношениям при президенте стало ясно, что он станет не бюрократическим, а по-настоящему рабочим органом. (Василий Лихачев, член комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками, фракция КПРФ)

Радует уже сам факт создания Совета по межнациональным отношениям. Это говорит о том, что в вопросах национальной политики у нас не будет превалировать единоличное мнение, что здесь будет учитываться мнение общественности и экспертного сообщества. Думаю, к работе этих структур обязательно нужно привлечь представителей партий и общественных организаций, пропагандирующих умеренный национализм. (Владимир Овсянников, член комитета Госдумы по обороне, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР)

Это орган, который действительно необходим нашей стране. Определять национальную политику должен непосредственно сам глава государства, который и возглавил этот совет, а не какое-то министерство. … (Михаил Старшинов, первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей, фракция «Единой России»)

Думаю, такая целенаправленная работа будет во благо. Идея создания мобильной группы, которая оперативно бы реагировала на решение межнациональных вопросов, это правильно. Потому что регионы не очень-то склонны выносить сор из избы, они отчитываются перед федеральными главами, будто у них все хорошо, при этом район скрывает проблемы перед регионом, село – перед районом, а потом вспыхивают конфликты. (Альбир-хазрат Крганов, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России)


Независимый комментарий

Первое заседание Совета при президенте по межнациональным отношениям, приуроченное к визитам Владимира Путина в республики Поволжья, засвидетельствовало повышенное внимание Кремля к проблемам национальной политики. Совет создан на основании президентского указа «Об обеспечении межнационального согласия», который предусматривает принятие целого ряда мер «в целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития».

Совет создан для совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений, он также призван обеспечить взаимодействие федеральных, региональных и местных властей, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений. Всего в состав нового органа вошли около 50 человек, в том числе представители общероссийских национально-культурных объединений, научного и экспертного сообществ, руководители федеральных органов государственной власти; заместителями председателя стали первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин и вице-премьер Дмитрий Козак.

Владимир Путин на правах главы Совета в своем выступлении заявил, что «поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти». Президент поручил провести в рамках Совета широкую общественную дискуссию по выработке стратегии национальной политики, и в частности – разработать планы работы по этому направлению в вузах, школах и дошкольных детских учреждениях.

Эксперты отмечают изменения в акцентах, расставленных в заявлениях Владимира Путина по национальному вопросу,
сделанных в ходе этого мероприятия. Если раньше власти обвиняли в обострении ситуации неких полумифических «разжигателей», националистов (преимущественно русских, умалчивая о роли иных), а также иногда СМИ, то сейчас
президент частично возложил ответственность на местные власти и коррумпированных правоохранителей.

«Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить права людей становятся питательной базой и почвой для межнациональной напряженности, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта», – заявил Путин.
Поскольку власть по понятным причинам не может признать собственные просчеты в национальной политике, она ищет конкретных виновных на низших уровнях своей иерархии.

Такое изменение риторики Путина можно объяснить двумя причинами. Во-первых, в рамках тактики опоры на «простой народ» верховная власть должна выступать защитником рядового населения, которое уже разочаровалось в поиске защиты у местного руководства, заключившего коррупционные альянсы с этническими диаспорами. Поэтому власть пытается реагировать на новый запрос населения – в противном случае ее заменят на местах альтернативные центры силы.

Во-вторых, речь идет о форсировании этно-конфессиональной мобилизации населения, когда уже не только радикалы, но и лица, наделенные государственной властью, инициируют процесс создания «отрядов по поддержанию правопорядка». Кремль явно этим озабочен и пытается найти ответ на новый вызов.

При этом, по сложившейся привычке, власть предпочитает направлять свою энергию на устранение последствий, но не исходных причин существующих проблем. Представляется очевидным, в частности, что многие из перечисленных выше проблем вызваны постоянно нарастающими потоками трудовой миграции, как внутренней, так и внешней. Однако из выступления президента на совещании Совета становится ясно, что власть не склонна усматривать в этих процессах фундаментальную угрозу социальной и политической стабильности.

Говоря о миграционных процессах, Владимир Путин сделал акцент на адаптации увеличивающегося потока мигрантов, не ставя при этом в повестку дня необходимость его сокращения: именно адаптация способна снизить межнациональную напряженность, возникающую при массовом скоплении мигрантов в принимающем их регионе, полагает президент. Путин также подчеркнул, что крайне важно обеспечить условия для интеграции мигрантов, защиту их прав и социальную защищенность. О том, что реализация этих мер на практике будет лишь способствовать росту привлекательности трудовой миграции в Россию и как следствие дальнейшему нарушению исторически сложившегося этно-конфессионального баланса в стране, участники дискуссии предпочли не упоминать.

Совет по межнациональным отношениям, как сообщается, начал разделять зоны ответственности. Договорились о формировании мобильных рабочих групп: по миграции, по гармонизации межнациональных отношений, по предупреждению межнациональных конфликтов, по законотворчеству. В состав групп войдут специалисты по национальному вопросу, в основном «привлеченные» эксперты. Среди тех, кто возглавит эти группы, называют хорошо известные имена тех, кто уже не первое десятилетие возделывает поле межнациональных проблем: экс-министра по делам национальностей Владимира Зорина, директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, заведующего кафедрой национальных, федеративных и международных отношений Российской академии госслужбы Вячеслава Михайлова.

Предполагается, что группа по предупреждению конфликтов, например, будет выезжать на место межнациональных столкновений и изучать, что привело к подобной ситуации.
Все это напоминает практику поздней горбачевской перестройки (к тому времени уже перешедшей, по меткому выражению А.Зиновьева, в последнюю, завершающую стадию «катастройки»), когда разнообразные комиссии, в первую очередь, правда, парламентские, мотались по стране, выясняя, «что привело к подобной ситуации». Там, где эти комиссии, благодаря статусу и лидерским качествам их руководителей, в состоянии были приватизировать хоть немного полномочий, конфликты иногда удавалось гасить. Но в большинстве случаев речь шла не о профилактике конфликтов на межнациональной почве, а скорее о расследовании обстоятельств очередной трагедии постфактум (с чем вообще-то должны справляться уже правоохранительные и судебные органы, а не эксперты и ученые). Не лишним будет напомнить, что зачастую результатом деятельности подобных комиссий оказывались лишь дальнейшее усугубление конфликта и дестабилизация положения в стране, как это имело место в случае с комиссией Анатолия Собчака по событиям в Тбилиси 9 апреля 1989 года.

Заявленные амбиции Совета по межнациональным отношениям стать центром по оперативному разрешению конфликтов на сегодня, по оценкам экспертов, выглядят бесперспективными. По-прежнему остается принципиально (на уровне концептуальных подходов, методологии и методики, не говоря уже об организационно-техническом воплощении) не решенной задача превентивного реагирования на зарождающиеся конфликтные ситуации, анализа потенциальных горячих точек и предупреждения тех конфликтов, которые могут там возникнуть. Разнообразные наработки, в том числе с использованием современных методов математического моделирования и компьютерного программирования, предлагавшиеся исследовательскими коллективами на протяжении последних двух десятков лет, как показывает практика, остались не востребованными на уровне принятия политических решений и в большинстве своем утрачены в чехарде бесконечных бюрократических реорганизаций и преобразований.

Между тем межнациональные конфликты, как известно, на практике тесно переплетаются с межрелигиозными,
однако в озвученных в ходе заседания Совета предложениях какие-либо конкретные механизмы взаимодействия между этими двумя областями проблем обозначены не были.

Правительственной комиссией, ответственной за контакты с религиозными объединениями – то есть фактически за выработку религиозной политики государства, – руководит вице-премьер Владислав Сурков. Его задачей, как утверждают источники, будет принятие закона, устанавливающего наказание (вероятнее всего уголовное и весьма строгое) за «оскорбление чувств верующих».

Однако эта задача явно проще и приятнее и решается давно знакомыми бывшему первому замглавы президентской администрации средствами, нежели, скажем, идеологическая борьба с радикальными исламистами (салафитами), развязавшими настоящую охоту на духовных лидеров традиционного ислама в Татарстане и Дагестане.

Депутатов выстроить проще, чем религиозных радикалов, взявшихся за оружие по идеологическим соображениям.
Ими и дальше будут заниматься ФСБ, полиция, прокуратура и армия, для которых вице-премьер Сурков – не указ.

На фоне череды громких преступлений, направленных против духовных лидеров ряда национальных республик, становится все более очевидным, что серьезных новаций в прозвучавших рекомендациях и поручениях нет, как не видно пока и новых идей, как погасить межнациональные и межрелигиозные (в последнее время все чаще внутриконфессиональные) конфликты, имеющие свойство перерастать в локальные гражданские войны.

С учетом сказанного на сегодня преждевременно говорить о наличии у страны четко сформулированной программы действий по национальной политике. Налицо по преимуществу попытки какими-то отдельными решениями локализовывать те или иные возникающие конфликты и проявления межнациональной розни. Однако все хорошо понимают, что для решения проблем необходим комплексный, системный подход, в рамках которого учитывались бы одновременно особенности исторического развития России и нынешние политические и социально-экономические реалии. Стоит ли ожидать появления такого подхода с принятием в конце этого года стратегии государственной национальной политики России? Станет ли Совет при президенте по межнациональным отношениям тем локомотивом, который потянет за собой груз соответствующих усилий и комплексных решений? Время покажет.


Источник: "Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования "

 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)