В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Фильм о «матче смерти»: история или «украинофобия»? ("Обзор прессы")

Скандал в Украине вокруг показа фильма «Матч» и сериала «Белая гвардия» СМИ и экспертами воспринят неоднозначно. «Профессиональные патриоты» обвиняют данные российские картины в украинофобии. Вместе с тем многие комментаторы сходятся во мнении, что запрещать фильмы – большая глупость

В Украине разгораются страсти вокруг кинопроката российского фильма «Матч», а также показа нового сериала режиссера Сергея Снежкина по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия». Местные националисты требуют запретить показ картин из-за их якобы украинофобской направленности.

Фильм о «матче смерти» затрагивает болезненные для украинцев темы

Лента «Матч», снятая Андреем Малюковым, рассказывает об известном трагичном событии в оккупированном Киеве в 1942 году – «матче смерти» между футболистами команды «Старт», составленной из киевских «Динамо» и «Локомотива», и немецкой командой Flakelf, после которого девять киевских футболистов были арестованы гестапо. Четверо из них были расстреляны, по легенде – за отказ проигрывать матч. Остальные оказались в концлагерях.

Ранее некоторые националистические организации обратились к министру культуры Украины Михаилу Кулиняку с требованием запретить официальный показ российского фильма «Матч» на территории Украины.

По словам противников показа фильма, сюжет картины грубо искажает исторические факты и пренебрежительно показывает украинцев как нацию, в частности, в картине ложно отражены жизнь Киева во время немецкой оккупации, где все отрицательные герои разговаривают на украинском языке и носят желто-голубые повязки, пишет «Главред».

По их убеждению, в ленте затрагиваются особенно болезненные для памяти украинцев темы минирования Крещатика, расстрелов в Бабьем Яру, самого «матча смерти». «Перечисленные страницы киевской историографии представлены в искаженном виде, что является недопустимым», – отметили авторы обращения, которые назвали данный фильм надругательством над памятью о тех украинцах, которые воевали против фашизма.

Кроме того, отдельные украинские политологи высказывали в прессе мнение, что фильм о матче с нацистами нежелателен перед чемпионатом Европы по футболу, так как может противопоставить украинских болельщиков немецким.

Тем не менее, фильму «Матч» в Украине в апреле решили предоставить прокатное удостоверение с ограничением по возрасту зрительской аудитории, сообщает "Интерфакс-Украина". Экспертная комиссия Госкино хоть и высказала обеспокоенность относительно возможного искажения в фильме исторических событий, присутствия в картине пропаганды и жанровой стилизации, но в свое решении руководствовались соображением, что «запреты служат лишней рекламой». Картина должна выйти в прокат как в России, так и в Украине с 1 мая.

Премьера под зонтиками и градом яиц

Между тем скандальная ситуация получила продолжение. В четверг, 26 апреля, около трех десятков сторонников объединения местных националистов «Свобода» были задержаны в кинотеатре «Украина» в центре Киева, где должна была состояться премьера фильма «Матч». По словам правоохранительных органов, они ворвались в помещение кинотеатра и начали протестовать против демонстрации фильма. Молодые люди бросали в экран яйца, пакеты с кефиром и выкрикивали «Геть москалів».

«Во время акции «свободовцы» держали в руках плакаты с надписями: «Нет – московской пропаганде!», «Матч смерти или матч лжи?», «Долой российский империализм!». После резонного вопроса «Почему вы возмущаетесь, если фильма еще не видели?» «свободовцы» уселись в зале и стали требовать показать им фильм. Бузотеров пришлось насильно выводить бойцам «Беркута», вызванным администрацией кинотеатра, не обошлось без драки», – рассказывает «Комсомольская правда в Украине».

«Чтобы избежать дальнейших эксцессов, пресс-конференция с творческой группой и официальная премьера прошли под бдительным оком многочисленной охраны. Кстати, некоторые из них держали в руках зонтики: а вдруг опять яйцами забрасывать начнут?» – иронизирует газета.

Представители «Свободы» однако не шутили и потребовали назвать причину задержания их однопартийцев. «Мы просто пришли в кино, чтобы выразить отношение к режиссеру этого фильма и к актерам, которые в нем снимались. Почему же наших людей вытаскивали прямо из кресел, почему их задержали?», – высказал свою версии случившегося один из руководителей партии «Свобода» Игорь Мирошниченко.

Через день всех активистов отпустили, но «шумовой эффект» был достигнут. «В кинотеатре «Украина» была продемонстрирована новая технология – PR-цирк: представители ВО «Свобода», пытавшиеся сорвать пресс-показ и премьеру фильма «Матч», своего не добились, но нашумели на десятки статей и телевизионных сюжетов», – резюмирует портал «Медианяня».

Кроме того, активисты города Ровно при поддержке заместителя городского головы Галины Кульчинской вообще заблокировали показ фильма «Матч», который должен был демонстрироваться уже семь дней. Там запретить показ фильма призвали в обращении к руководителям местной власти Ровненское областное объединение Всеукраинского общества «Просвіта» имени Тараса Шевченко и областная организация Украинской народной партии.

Причем, согласно договоренности сторон, если на киноцентр будут наложены штрафные санкции в связи с расторжением соглашения на трансляцию фильма на сумму 10 тысяч гривен, то городская власть компенсирует их за счет бюджета, сообщает УНИАН.

История или миф?

«Этот фильм – откровенно украинофобский. Все украиноязычные персонажи в нем отрицательные. Они – нацистские калаборнанты, которые помогают расстреливать евреев. Одного из них сыграл Остап Ступка. Хотели посмотреть на это ничтожество, но он нам на глаза показываться боится», – сказал корреспонденту «Газеты по-украински» «свободовец» Владимир Калугин.

«Наш фильм – антигитлеровский и антинацистский, что тут еще обсуждать? – отмел претензии в предвзятости сценарист и продюсер фильма Тимофей Сергейцев. «Исторические консультанты работали год, чтобы изучить то время до мельчайших подробностей. Поэтому теперь странно слышать обвинения в свой адрес. Мы давно показали фильм украинским экспертам Госкино. После просмотра они мне пожали руку, сказали, что хорошая картина и у нее будет хорошая прокатная судьба. А потом через две недели все начало резко меняться в угоду политическим предпочтениям. Некоторые даже предположили, что это все мы затеяли ради пиара. Это просто смешно! И то, что большинство украинских героев показаны в негативном свете, – тоже неправда», – сказал он в комментарии «Комсомольской правде в Украине».

«Так называемый «матч смерти» – это, по сути, миф, – поясняет, в свою очередь, историк Михаил Кальницкий. – Начнем с того, что матчей было десять, и все они были «Стартом» выиграны. Но футболисты не были сразу расстреляны: прошло некоторое время, и кто попал в лагеря, а на кого-то было заведено дело о краже на хлебозаводе. То есть все равно их судьба сложилась трагически. Эпизод, где украинские полицаи расстреливают пациентов Павловки, – дискуссионный. Скорее, они могли стоять в оцеплении. Но расстреливали людей немцы. В фильме есть момент, в котором киевлянки наряжались и ходили под ручку с оккупантами. Не скажу, что это делала каждая вторая женщина, но такие случаи были».

«Если считается изначально, что фильм абсолютно художественный, то следует подальше уходить от исторических параллелей. А если это – художественный фильм, полностью основанный на реальных исторических событиях, то его создателям следовало изучить исторический материал. Ведь, на самом деле «матча смерти», как такового, не было», – утверждает украинскому филиалу портала «Однако» нардеп Верховной Рады Тара Чорновил .

«Некоторые из игроков киевского «Динамо» уже после освобождения Киева были расстреляны органами НКВД за коллаборационизм с оккупантами, каковым считалось участие в любых проявлениях общественной жизни – тот же матч с немецкими летчиками. Некоторые из тех динамовцев умерли в оккупированном Киеве от истощения и болезней. Другие, на самом деле, попали в немецкий концлагерь, но не из-за игры, а за связи с советским подпольем. То есть, идея фильма на сто процентов вымышленная, кстати, эксплуатировалась она еще в советское время», – напоминает он.

«Что касается злых украинских полицаев, то должен напомнить, что полицейские силы создавались во всех оккупированных Третьим рейхом странах, в том числе, в России, где полицаи-великороссы говорили на русском языке. Соответственно, на украинском говорили украинские полицаи, которые в большинстве своем не носили оружия, а лишь помогали поддерживать общественный порядок», – пытается он «обелить» местный коллаборационизм.

Вместе с тем саму попытку запрета фильмов Тарас Чорновил считает глупым и неуклюже квазинационалистическим действием.

«Кто такой этот Тягныбок, что он указывает – что смотреть, а что нет?»

«Профессиональные патриоты Украины почему-то решили, что они могут запретить в стране демонстрацию русских фильмов «Матч» и «Белая гвардия». Они возмущенно протестуют: «Россияне коверкают всю нашу историю, нагло лгут и клевещут на наш народ». Хорошо, на ваш привет дадим ответ: постойте, а нашего-то и смотреть нечего! И кто сказал, что история – наша? Она всех народов, и каждая нация понимает её по-своему. К тому же творчество – это очень тонкое искусство, в котором нужно уметь чувствовать грань между фактами и домыслами. Ну а если это не дано, то и критика уже излишня», – пишет From-ua. Понимают ли эти такие «патриоты», что такая антиреклама порождает еще больший интерес у киноманов?

Руководитель Фонда социально-политических инициатив Роман Василишин считает, что людям нельзя запрещать смотреть российские фильмы, так как это ничего не изменит. По его словам, историческое прошлое – вещь чисто субъективная, и поэтому россияне освещают его так, как им выгодно. А украинцы по старому сценарию хотят, чтобы показывали, как им нравится. Но тут же замечает: «Это, конечно, оружие в руках идеологов. Пересмотр прошлого — это один из способов изменить будущее».

Общественно-политический деятель Лариса Скорык также не понимает таких запретов. Она считает их политическими спекуляциями, особенно перед выборами: «Кто такой Тягныбок и какое он имеет представление об этом? Люди сами разберутся, что правда, а что нет. Почему мне должен Тягныбок, как вождь всех времен и народов Иосиф Сталин, говорить, что можно смотреть, а что нет? Лучше бы запретил то, что уродует детскую психику».

Руководитель украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов вообще считает требование о запрете фильма «нацизмом в классическом его проявлении». «Против чего протестовали? Против того, что там полицаи ходили в жовто-блакытных повязках? Разве это не исторический факт, «Свобода» сомневается в этом? Но есть же фотографии, в том числе и Бабьего Яра, где четко видно, в чем ходили эти полицаи. И это скрывать надо, по мнению «Свободы»?» – вопрошает он.

«Надо поменьше делать рекламу тому, что снимают россияне»

Вместе с тем СМИ полны комментариями представителей противоположного лагеря, которым российский фильм «Матч» действительно кажется пропагандистским, сделанным на злобу дня в пику украинской самостийности.

Так, народный депутат от фракции «Наша Украина – Национальная самооборона» Вячеслав Кириленко в «Укринформ» не на шутку обеспокоен тем, «что будут думать наши потомки про нас самих – дети, подрастающее поколение, которые смотрят фильмы, полностью искажающие реальные события». Нардеп твердо убежден, что украинцев в этих фильмах показывают «недоразвитыми существами».

По его мнению, украинское государство давать лицензию на прокат фильмов «Матч» и «Белая гвардия» не обязано: «Пусть люди смотрят их на российских каналах, в интернете. Тогда это будет уже личный просмотр, а не публичный. Это большая разница».

По словам заместителя главы ВО «Свобода» Андрея Мохнык, «в фильме «Матч» украинцы показаны чуть ли не самыми последними подонками, а это деморализует человека. А «Белая гвардия» – булгаковщина, которая уже стоит поперек горла».

Герой Украины Степан Хмара на портале From-ua вообще считает ненормальным, что 80% проката в Украине – российского. Эксперт уверен, что люди сами не смогут сделать вывод из-за незнания истории и правды: «Им все время вбивали в голову, что наши герои – это антигерои, а антигерои, которые выступали против страны, предатели – были героями».

Лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский, в свою очередь, считает, что не стоит протестовать против русского кино столь демонстративно: «Надо поменьше говорить об этом и действительно поменьше делать рекламу тому, что снимают наши братья россияне», потому что, по словам эксперта, «их (российское – прим.ред.) искусство находится не в лучшем положении, а такими фильмами они пытаются возвысить себя в собственных глазах».

Украина не примет «новое прочтение» Булгакова

Что касается восьмисерийного сериала Снежкина «Белая гвардия, то лидер партии «За Украину!» Вячеслав Кириленко также направил депутатский запрос к министру культуры с требованием не допустить выдачи свидетельства на право его распространения и демонстрирования.

«Сериал откровенно антиукраинский по своему содержанию. Авторы телесериала сознательно исказили литературное произведение, на основе которого снимали свой проект, умышленно изобразив украинцев, которые боролись за свою независимость, необразованными, жестокими, циничными шовинистами, садистами, невеждами и антисемитами», – прокомментировал он порталу ЛІГАБізнесІнформ.

Утверждение авторов сериала, что это «новое прочтение» известного романа Михаила Булгакова, по мнению Кириленко, не выдерживает никакой критики.

«В многочисленных публикациях в украинских СМИ приводится масса примеров сцен и диалогов из указанного сериала, которые унижают национальные чувства украинцев и не имеют ничего общего с произведениями выдающегося киевлянина Булгакова. Оказывается, что «новое прочтение» романа российскими авторами сериала означает сочинение украинофобских сцен, наполнение сериала демонстративной неприязнью к народной волне украинского патриотизма, искажение роли исторических личностей, которые для граждан Украины являются олицетворением стремления украинцев защитить свое национальное достоинство и получить независимое государство в те бурные времена», – отмечает депутат.

Россия не использует технологии soft-power влияния на Украину, и в этом смысле проигрывает Западу битву за общественное мнение страны, резюмирует ситуацию украинский политолог Юрий Романенко.

По его словам, дело не в лени российских политических элит, а в специфике российского управленческого аппарата. «Они привыкли работать в бюрократическом ключе. Для меня секрет, почему они так поступают, ведь с Западом Россия работает иначе. Пример телеканала Russia Today показывает, что россияне могут создавать качественный контент. Почему они не работают так с Украиной и мечутся в старом дискурсе – по Бандере и теме НАТО – для меня секрет. Может они смотрят на эту территорию по остаточному принципу. Ведь в Москве могли бы создавать качественные идеологемы и предлагать их украинским гражданам, потому что украинские элиты не могут этого предложить собственному народу», – с сожалением заключает Юрий Романенко.


Источник: "Голос России "


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Украина   (616)