В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Научный макет новой конституции России

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования традиционно берется за самые актуальные и масштабные проблемы жизни государства и общества, страны в целом. Его подход объединяет как усилия по пониманию содержания вызова, проблемы, так и в обязательном порядке разработку предложений по решению оставленных проблем и задач. Это не только констатация «что плохо», но и ответ на вопросы «почему вы считаете, что это плохо?», «по какой причине — плохо?», а главное — предложения «что делать, как действовать».

Что это за самые актуальные проблемы? Они касаются прежде всего проблем страны в ее текущем развитии и применительно к будущему. Эти проблемы самые актуальные потому, что беспокоят каждого человека, каждую семью, касаются будущего следующих поколений. Они касаются основ нашей жизни, ее смысла, уверенности в будущем, планирования своей жизни.

В ряде работ Центра доказано, что для человека и человеческого сообщества важны не только материальные условия жизни, но еще и устройство жизни в ее широком смысле. Каково государство? Какова экономическая и социальная система? Каковы человеческие отношения и в целом — политическая и гуманитарная система страны? От каких жизнеустроительных оснований зависит успешность государства и общества, страны в целом? Какими смыслами и ценностями живет страна? В общем случае речь, конечно, идет об основном законе страны — ее конституции. Именно в этом документе закладываются основы основ жизни страны и каждого ее гражданина.

И хотя различают конституции юридизированные, лаконичные и лапидарные, обстоятельные жизнеустроительные, — в любом случае именно конституция закладывает всю «пирамиду жизни» страны. Именно она программирует ее успешность или, напротив, неуспешность.

Российской Конституции, принятой в 1993 г., уже восемнадцать лет. Получен большой опыт жизни в условиях, определяемых ею. Даже поверхностный анализ показывает, что научная проблема эффективности конституции является весьма актуальной. Более того, имеет место фундаментальная научная проблема связи факторов успешности, задаваемых конституцией, и успеха развития страны. Этим аспектам и посвящена предлагаемая научная монография. Не все вопросы нашли в ней отражение, но главный продукт — текст научного макета новой Конституции России — представлен. Основные аргументы и методологические приемы, результировавшие в виде этого текста, также вошли в монографию. Более подробно обширнейшее исследование объемом около 4000 страниц научного текста будет представлено в готовящемся к печати издании Центра проблемного анализа
и государственно-управленческого проектирования.

Авторы очень серьезно подошли к верификации предлагаемого интеллектуального продукта. Сопоставление велось примерно со 150 конституциями стран мира.
Само исследование заняло около пяти лет. В научном рецензировании приняли учас тие известнейшие специалисты России. Их критика, советы и рекомендации привнесли существенный вклад в конечный вид научного макета новой Конституции России, который заставляет думать, дискутировать (это уже зафиксировано), и значит свою роль предлагаемая монография уже начинает выполнять.

По вопросам заказа настоящей книги и готовящегося шеститомного издания, с предложениями по реализации и распространению тиража, с творческими предложениями, материалами, а также по иным вопросам дальнейшего развития работы можно обращаться по тел.: (495) 981–57–03 (04, 09).
Сайт Центра: www. rusrand.ru.
Электронная почта: frpc@cea.ru.
Почтовый адрес: 107078 Москва, ул. Каланчевская, 15, подъезд 1, этаж 5.
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Профессору Сулакшину С.С.


* * *

Критика Конституции РФ: вызовы, на которые она не отвечает

В ходе выполнения Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования исследовательского проекта «Национальная идея России» был проведен анализ множества факторов, влияющих на жизнеспособность нашей страны, а также проведена оценка их текущего состояния и перспектив развития.

В результате были сформулированы проблемы, критически влияющие на конструктивное развитие российского общества и государства, на его успешность. Значительная часть указанных проблем имеют прямую проекцию на текст Конституции РФ.
Общее количество проблем, которые по результатам исследования должны найти свое решение в научном макете новой Конституции России, составило несколько десятков. Обобщенно можно сформулировать следующие основные группы проблем:
1) отсутствие стратегических долгосрочных целей развития общества и государства, мобилизующих и объединяющих граждан и общество в целом, или по крайней мере порядка их определения;
2) отсутствие явного закрепления исторически преемственной и цивилизационно-идентичной системы ценностей, признаваемых Конституцией РФ в качестве государственно и общественно значимых, охраняемых правом и силой государственного принуждения и являющихся основой для консолидации общества и формирования единого народа и/или гражданской нации;
3) отсутствие явных ориентиров для формирования последовательной, самостоятельной, исторически преемственной и ответственной перед собственным народом, мировым сообществом и будущими поколениями внешней политики, отвечающей на современные глобальные вызовы;
4) низкий уровень (фактически — полное отсутствие) ответственности государства, государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, за обеспечение безопасности общества и государства, реализацию прав и свобод человека и гражданина, отсутствие развитых механизмов конституционно-правовой ответственности;
5) отсутствие реальных правовых гарантий и правовых механизмов реализации в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, в ряде случаев они остаются декларацией;
6) существенный дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и их обязанностей и ответственности — с другой;
7) фактически асимметричный и угрожающий территориальной целостности характер отдельных закрепленных в Конституции РФ принципов и норм федеративного устройства.

Недостаток непосредственного конституционно-правового регулирования перечисленных проблем не компенсируется практикой конституционно-правового строительства. Не компенсируется он и в конституционно-правовой правоприменительной практике, что делает актуальным внесение изменений непосредственно в текст Конституции РФ. Принимая во внимание, что многие из перечисленных проблем относятся к конституционно-правовым нормам, закрепленным в главах 1 и 2 Конституции РФ, на самом деле неизбежно приходится вести речь о полном пересмотре ее текста.

Содержательный анализ Конституции РФ показал, что в ней заложен конструкт государства, угрожающий самому его существованию как целостному, самобытному, цивилизационно-идентичному образованию.

Обычно критика Конституции РФ сводится к проблемам ее применения (реализации) и не затрагивает саму сущность сконструированной и построенной модели государственного устройства. Между тем, именно конституция страны является политическим и правовым документом, который закладывает основной, жизненно важный базис для развития своего народа и его государства. Такой документ не может не быть идеологическим.

Однако, согласно Конституции, в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13), что находится в явном противоречии с самим смыслом и природой основного закона страны.

Отказ от государственной идеологии в Конституции РФ лишает страну конструирующего, собирающего начала. Однако «конституция просто не может не быть идеологическим — в смысле мировоззренческим — документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны».

Вместе с тем, конечно же, в Конституции РФ на самом деле есть своя «идеологическая» платформа, заключающаяся в том, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью (статья 2 Конституции РФ). При этом не ставится вопрос об ограничениях при реализации прав и свобод, в том числе нравственных ограничителях, признаваемых обществом. Кроме того, текст Конституции РФ достаточно лукав: в уже упомянутой статье 2 он заявляет о высшей ценности, а в статье 55 допускает ограничения прав и свобод человека и гражданина на основании федеральных законов с нечетко определенным содержанием.
Таким образом, получается, что высшая ценность объявлена, но в дальнейшем обнаруживается, что она ограничена. При этом реализация права ресурсно не обес печивается и не сопровождается ответственностью какого-либо органа или должностного лица. Права и свободы для большинства населения превращены в пустые декларации, а следовательно, не могут выступать в качестве государствообразующих ценностей (самый яркий пример — право на жилище).

В целом, активное использование понятия «ответственность» не характерно для Конституции РФ. В широком смысле оно применяется лишь один раз в преамбуле («исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями»), в дальнейшем же используется исключительно в смысле ответственности юридической и применяется при указании на правонарушения.

Отсутствие закрепления сфер ответственности делает саму Конституцию РФ и воплощенную в ней систему государственных органов и должностных лиц недоступной для контроля со стороны общества, форм обратной связи и принятия санкций. Этому же служит и употребление в Конституции РФ понятия «вéдение» (ст. 11, 71, 72, 73, 76, 77 и др.). Значение этого понятия в юридической науке и практике до сих пор не определено, что не способствует формированию какой-либо ответственности государственных органов и должностных лиц перед человеком, гражданином и народом в целом.

Заложены в Конституции РФ и нормы, способствующие подрыву ее территориальной целостности и прямо угрожающие ее существованию. Это положения о праве республик, которые рассматриваются как государства, иметь свою конституцию, устанавливать свои государственные языки, что предопределяет неравноправие субъектов РФ, приводит к попыткам вытеснить русский язык и использовать государственный язык республики как основной, подпитывает претензии республик на сепаратную государственность, что в свою очередь препятствует построению единой и крепкой страны. Целесообразно исключить этнический компонент из конституционно-правовых конструкций федерализма.

Серьезной претензией к Конституции РФ является также положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9), при этом природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа (часть 1 этой же статьи) жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Формулировки двух этих норм внутренне противоречивы — частный собственник никогда, в силу своей природы, не будет использовать что-то ему принадлежащее целиком и полностью в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Вторая проблема состоит в том, что природные ресурсы не могут и не должны служить основой жизни и деятельности только народов, проживающих на соответствующей территории. Основные природные ресурсы — это достояние всей страны, всех ее граждан и должны использоваться на благо всех и каждого, на благо будущих поколений.
Подобных претензий к Конституции РФ достаточно много.

В научном макете новой Конституции России заложено несколько принципиальных новелл. Они проистекают из фундаментальных философских представлений о человеке, человечестве, добре и зле, природе прав и обязанностей, свободы и социальности, нравственности и добродетели. В основу научного макета заложена фундаментальная мировоззренческая ценностная позиция. Отдельные примеры-иллюстрации этого методологического подхода рассмотрены ниже.

Государство

В тексте Конституции РФ государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги. Здесь реализован концепт сервисного государства, в котором платность — это налоги, а чиновник — это наемник.
В научном макете предлагается сущностно иной подход, предполагающий, что государство не только оказывает услуги, но и обеспечивает жизнеобустройство всей страны. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижении всеобщего блага.
Российская цивилизационная модель исторически отлична от западных. Государство формировало общество, само являясь от него плоть от плоти. Общество не противостоит государству, а объединяется вокруг него и под его эгидой.
При этом нельзя говорить, что одна модель лучше другой. Каждая модель оптимальна и максимально успешна в своей исторически сложившейся цивилизации.
Пагубным же является навязывание чуждой модели, как это происходит в современной России. Стране пытаются навязать ценности торговой цивилизации, а она может быть успешна только в условиях собственного кода успешности: коллективизма, труда, милосердия, сопереживания, семейности и связи поколений, альтруизма и сопереживания.
Поэтому необходимо отнестись к государству иначе. Государство — это институт жизнеобустройства страны, а не лавка по продаже услуг, да еще только тем, кто способен их купить.
Государство отвечает за все, конечно, не в смысле управления всем и вся, но в смысле создания стимулов для индивида, для отдельных социальных групп балансировать свои узкие интересы с общественными, государственными, всеобщими. То есть государство отвечает за конечный результат развития, обеспечивать который может и частная инициатива. Методы такого управления хорошо известны: это мотивационное управление. Но, кроме того, у государства есть и эксклюзивные функции обеспечения обороны и безопасности, развития науки и т. д.

Цивилизационная специфика страны

Как уже было указано, код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия является самостоятельной страной-цивилизацией — русской (российской) цивилизацией. Спор, принадлежит ли Россия западной цивилизации, на языке вкусовых убеждений не имеет смысла. Как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие различные общества на действия, становится очевидным, что количественные профили этих ценностей различны для всех существующих на сегодняшний день локальных цивилизаций. Собственно, здесь в прямом смысле работает пословица «Что русскому здорово, то немцу смерть». И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности российское население сокращается даже численно.
И это ключевой момент для конструирования научного макета как основополагающего документа для обеспечения успешности страны. Все ее ключевые институты, факторы жизнеобустройства должны быть цивилизационно идентичны.
Как этого достичь при правовом конструировании научного макета новой Конституции России?
Достигается это введением высших ценностей России как тех самых факторов, потенциалов и ценностных мотиваторов поведения и действия индивидуума, социальных групп, общества в целом и государства как института, который делает Россию, согласно всему ее историческому опыту, жизнеспособной и успешной во всех смыслах. От демографии до обороноспособности. От производительности труда и энергосбережения до передового образования и науки. От политической стабильности на основании справедливости до общественной нравственности.
Ценностные компоненты присутствуют во всех без исключения конституциях зарубежных стран. Различие между ними состоит в широте представленности и степени акцентированности. Конституция РФ на мировом фоне является одной из наиболее ценностно выхолощенных.
Высшие ценности России, провозглашенные в научном макете, — это опора для построения всего жизнеобустройства России. Именно они задают системный подход к определению роли и значения государства, права, задают целевое видение всех сфер жизни страны.

Конституция РФ игнорирует существование русского народа и его цивилизационно-ценностных накоплений как основы жизнедеятельности российского общества и государства при его многоэтническом характере. Русскость в цивилизационном смысле, защищаемая конституционно-правовым путем, — это путь к гражданской нации, к государству-нации. Конструкция «российского многонационального народа» в Конституции РФ не решает ни проблем цивилизационного укрепления государства, ни создания государства-нации, ни создания гражданской нации в России.
В научном макете же закреплена конструкция многонациональности с доминирующим фактором русского народа, его культуры и религии как цивилизационнообразующих при уважении и с гарантированностью прав других народов.
Российская цивилизационная уникальность как код успеха, русский мир, русская (российская) цивилизационная общность — все это ключи к жизнеобустройству страны. Поэтому весь текст научного макета, установление институциональных конструктов опирается на установленные в начале высшие ценности России. Навязывание же чуждых России идей и решений — это путь в никуда.

Нравственность (нравственное государство)

Главный компонент эволюции (прогресс) человечества заключается в его категориальном совершенствовании, во все большей мере очеловечения. Вектор эволюции выстраивается от животного императива существования — к осознанному и к нравственному (духовному). Человечество развивается в русле нравственности, социализированности. Соответственно этой эволюции исторически меняются формы организации общежития человеческих сообществ, в частности, государства. Высшая форма государства соответствует нравственному облику человечества. В современности уже просматриваются предпосылки к открытию периода перехода к нравственному государству.
Нравственность, в самом общем смысле, это мера «очеловеченности человечества». И поскольку издревле все мировые религии провозглашали именно такой подход, поскольку само общество все более остро понимает пагубность и разрушительность деградации человека, сведения жизни к плотским утехам и потребительству, ведущим к нравственному опустошению, то вновь в истории человечества вызревает императив — движение к нравственности. И это подразумевает не только запрет на распространение порнографии, показа на телевидении сцен насилия и жестокости. Нравственность подразумевает социальность поведения, социализированность личности и общества. Она включает в себя не только социальную справедливость, но также сопереживание и альтруизм, т. е. человечность.

Авторы-разработчики научного макета новой Конституции России убеждены, что в настоящее время наступает именно этот этап в трансформации института государства, и вскоре он приобретет императивный смысл для всего человечества.
Как когда-то возникла социальность государства, постепенно придет понимание нравственности государства. Поэтому в научном макете новой Конституции России системно реализуется концепт нравственного государства как государства, доминантно целеполагающего в своей деятельности достижение преобладания в общественных отношениях нравственных ценностей-мотиваторов. А сам научный макет призван обустраивать жизнь страны как жизнь нравственную.

Справедливость

В Конституции РФ понятие справедливости и раскрытие его содержания отсутствуют (справедливость упоминается только один раз, в преамбуле).
Здесь корректнее было бы говорить о социальной справедливости, поскольку справедливость — категория социальная.
Почему справедливость социальна? Потому, что она рождается в отношениях человека и общества (государства). При этом социальная справедливость — непростая категория. Она не раскрывается через принцип «всем поровну». Ведь если и труженику, и вору достанется поровну, это явно несправедливо.
Социальная справедливость в научном макете признается одной из высших ценностей и рассматривается как категория, неотъемлемая от бытия здорового общества и государства. Она подразумевает сопоставление того, что каждый человек ожидает от общества и государства, с тем, что он реально получает. Именно это сопоставление порождает ощущение справедливости или несправедливости. Но не только человек вправе требовать от общества удовлетворения своих потребностей.
Ровно так же и общество может требовать и ожидать от него отдачи. Аналогичным образом общество (государство) сопоставляет свои ожидания и требования с тем, что реально получает от человека. В таком ракурсе социальная справедливость либо реализуется, либо нет.

В научном макете новой Конституции России справедливость затрагивает и сферу воспитания государством и обществом своих граждан, и сферу социальной ответственности человека, общества и государства. Макет очерчивает сферу обязанностей государства и его органов, обеспечивающих достижение социальной справедливости.
Именно к этому подходу близка историческая формула достижения социальной справедливости: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду».
Но эта формула — лишь пример, который не исчерпывает всего богатства категории социальной справедливости.
В научном макете новой Конституции России диалектика взаимоотношения ожидаемого человеком и должного по отношению к нему — в силу его человеческого достоинства, результатов труда, заслуг и, одновременно, требуемого от него со стороны общества и государства — заложена во множестве статей.

Народовластие (гарантии народовластия)

Традиционно в республиканских конституциях источником власти объявляется народ и провозглашается народовластие, которое именуется демократией.

Однако зачастую за этим скрывается слабая или совсем пустая декларация, если конституция не устанавливает компенсаторных механизмов, предотвращающих воздействие разрушительных для народовластия и фактически существующих явлений — власти денег и преимуществ богатых людей, использования властью своего административного ресурса, потенциала «купленных» СМИ, махинаций на выборах. Искажения в механизмах трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций избранных лиц, забывающих о своих избирателях после вступления в должность.

Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия не существует в силу его необеспеченности.
Именно поэтому в научном макете новой Конституции России конкретным гарантиям народовластия уделено так много внимания. Сконструированы специальные механизмы организации выборов, урегулированы вопросы участия в выборах политических партий и иных общественных объединений, вопросы проведения референдума, предусмотрены возможности осуществления законной протестной и политической оппозиционной деятельности, народной законодательной инициативы, введены институты наказа, досрочного отзыва, добровольной отставки и т. д.

В научном макете предусматривается целая система мер, которая должна способствовать снижению количества различных махинаций, подрывающих потенциал народовластия, искажающих его смысл и превращающих его в декорацию.
Важным нововведением является специальная гарантия народовластия в виде создания специального общественно-государственного органа, оценивающего соответствие федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России, — Палаты высших ценностей России.

Палата высших ценностей России:
а) по собственной инициативе и по запросам федеральных государственных органов дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России;
б) по жалобам граждан и по собственной инициативе проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики.
В отличие от органов общественного контроля Палата высших ценностей России получает больше возможностей для взаимодействия и контроля государственных органов. Так, на последних, в соответствии с научным макетом, налагается обязанность руководствоваться в своей деятельности заключениями Палаты высших ценностей России.

Труд

Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций в поле возникновения права человека на получение блага сталкиваются два института. С одной стороны, это труд, создающий блага, с другой — присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять. Когда-то последнее подразумевало отъем блага в схватке, в ходе войны или в результате грабежа. Затем появились банкинг, ростовщичество и рента. Затем — рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал.

В современном мире присвоение реализуется на основе права эмиссии государством денежных средств и их финансовых производных, которая порождает, в том числе, мировые войны, теракты и кризисы. Современной России навязывается рентная, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире.
Научный макет новой Конституции России, основанной на приближении страны к цивилизационно-идентичным ключам успешности, устанавливает приоритет именно труда как права на получение благ. Поэтому в соответствии с научным макетом устанавливается прогрессивная шкала налогообложения доходов от использования имущества и финансов, вводятся ограничения рентабельности и рентного дохода. При этом предпринимательская деятельность, как основанная на труде, провозглашается социально значимой, и поэтому она не должна подвергаться какому-либо ущемлению.

Народное достояние

Невозможно согласиться с тем, что основные природные ресурсы, принадлежащие всей стране, ее народу, а также другие естественные энергетические, пространственные и иные преимущества страны служат интересам только узких социальных групп. Аналогично следует относиться и к исторически накопленным материальным (например, транспортным и иным инфраструктурным объектам, создаваемым всей страной) и нематериальным ценностям.

Народ России, согласно научному макету новой Конституции России, не только источник власти, он еще и собственник такого общероссийского достояния.
Поэтому в макете четко регламентируются вопросы собственности и предусматриваются такие институты, которые работают в интересах всего Народа России.

Достояние Народа России может находиться только в федеральной собственности, а доходы от ее экономического пользования должны перераспределяться через федеральный бюджет и специально создаваемые в форме государственных внебюджетных фондов государственные фонды общественного потребления.

Система сдержек и противовесов ветвей власти, подконтрольность и ответственность государственных органов Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов, обычно провозглашаемых в конституции, как правило, недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеохватности и монополизму. Монополизация же власти всегда ведет к ее загниванию. Как и в отношении проблемы обеспечения народовластия, необходимо на конституционном уровне предусматривать специальные гарантии реализации данных установлений.

Таковые предложены в нормах научного макета в виде балансировки полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти и выражены, в том числе, по средством введения механизмов подконтрольности исполнительной ветви законодательной и ответственности государственных органов и их должностных лиц за свои действия (бездействие) и решения (в этой части предусматриваются процедуры отрешения от должности и роспуска или отставки).

В научном макете вводится институт общественной оценки (порицания, вынесения предупреждения) деятельности государственных органов и их должностных лиц. Общество получает право на осуществление протестных действий без применения насилия.

Выборные должностные лица обязываются выполнять наказы избирателей под угрозой их досрочного отзыва.
В механизмах формирования власти вводится обязательность политической соревновательности на выборах, гарантируется существование политической оппозиции, обязательность проведения публичных дебатов для всех кандидатов на выборах, а также вводятся цензы на выдвижение кандидатов.


"Научный макет новой Конституции России (текст полностью) "


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)