В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Оффшорная экономика лишает Россию шанса на развитие

Отток капитала из России в нынешнем году составит 35 млрд долларов, заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с главами ведущих российских компаний в Горках. По оценке Центробанка, в прошедшем году из страны утекло около 40 млрд долларов. "Все понимают, что инвестиционный климат у нас далек от совершенства", – пояснил глава государства причину такой ситуации.

Как считает лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов, львиная доля утекающих из России денег приходится на оффшоры. На эти средства можно было бы построить совершенно другую экономику и совершенно другую, развитую и процветающую страну.

По мнению Миронова, "оффшорная экономика" – это удар по репутации нашего государства. "Сегодня в зарубежных оффшорных компаниях находится более 70 % российской собственности, – поясняет он. – Для сравнения: после 15 лет успешной борьбы с вывозом капитала в США и Евросоюзе, сейчас не более 10 % компаний этих стран работают в оффшорах. А в России оффшорные структуры сегодня контролируют практически всю черную и цветную металлургию, большую часть угольной промышленности. Даже водоканалы у нас управляются из оффшоров".

Выводы лидера "эсеров" подкрепляются материалами Счетной палаты РФ, из которых видно, что более 80 % экспортного угля сегодня продается через оффшоры. Причем, цена его ниже мировой на 30-54 %. По словам Миронова, "компании продают сами себе по заниженным ценам, а потом перепродают уже по мировым, кладя в свои карманы не только прибыль, но и невыплаченные налоги".

После мирового финансового кризиса требования к оффшорам ужесточили многие страны, и Россия тоже была вынуждена озаботиться этой проблемой. В прошлом году президент Дмитрий Медведев нанес первый в истории официальный визит в Кипр, в ходе которого обсуждались вопросы финансово-экономического взаимодействия двух стран и налогообложения российских компаний. Как поясняют аналитики, в нашу страну с Кипра идет много инвестиций, но во многом это репатриация капитала, поэтому нам нужно содействовать тому, чтобы эти деньги работали в России. По итогам этих переговоров было подписано соглашение о раскрытии информации о российских резидентах, которые "пригрелись" под кипрским солнышком.

По словам главы Минфина Алексея Кудрина, подписание такого соглашения, а также введение в действие поправок, закрепляющих взаимные обязательства стран помогать с взысканием налогов, позволит закрыть для российского бизнеса "налоговую гавань" на Кипре. Однако с этим российские власти явно опоздали – капиталы давно уходят от налогов другим путем.

Прежде для российского бизнеса главным оффшором действительно служил Кипр. Регистрируясь здесь, многие крупнейшие отечественные компании "оптимизировали налогообложение", а российская казна недополучала от этого немало средств. Ведь в оффшорах суммы налогов для иностранных компаний минимальные, можно сказать, чисто символические. Приходи, плати 1200 евро за регистрацию компании, и в течение года можешь свободно пользоваться всеми благами островного финансового рая. Притом, что у себя на родине пришлось бы заплатить в бюджет миллиарды рублей. Поэтому такие острова – просто рай для российских бизнесменов.

Россия убедила власти Кипра в необходимости предоставлять по запросу российских налоговых органов сведения о компаниях, их учредителях и бенефициарах. Если будет доказано, что реальный бенефициар – выгодоприобретатель зарегистрированного в оффшоре бизнеса является резидентом России, то платить налоги ему придется в российскую казну и по российским ставкам, которые вдвое выше кипрских. В свою очередь Кипр настаивает на том, чтобы Россия заключила такие же соглашения с другими оффшорными зонами – Швейцарией, Люксембургом и Нидерландами. Переговоры с этими странами уже идут, а пока эти европейские оффшоры успешно заменяют российским предприимчивым людям "устаревший" Кипр.

По данным экспертов, сейчас основная часть российских денег уходит уже не на Кипр, а в Европу. Кипр вызывает у народа чувство отторжения: сразу понятно, что это за деньги. Поэтому среди оффшоров лидирует Швейцария – страна, которую и назвать-то оффшором нельзя, но там есть целый ряд кантонов, которые имеют льготы по налогообложению.

"Оффшорная деятельность разлагает российское общество, потому что именно в оффшорах создаются наличные деньги для взяток и для подкупа чиновников, именно в оффшорах скрывается собственность чиновников, приобретенная на эти же коррупционные деньги", – заявил на заседании Госдумы Сергей Миронов. Депутаты от партии "Справедливая Россия" подготовили по этому вопросу предложения, которые они передадут президенту, и попросили политической поддержки у других партий. Лидер "эсеров" считает, что осенью Госдума обязательно должна сделать специальное заявление по оффшорам.

Комментируя эту инициативу, известный экономист Никита Кричевский заявил, что внедрить практику запрещения вывода капитала в оффшоры для бизнеса не только в России, но и нигде в мире все же не получится. "Есть два главных условия, почему компании всего мира уводят свои деньги в оффшоры, – поясняет эксперт. – Первое: потому что там нет налогов, а второе, более важное, что там никогда, даже под угрозой расстрела, вам не раскроют конечных бенефициаров. В связи с этим возникает вопрос, каким образом наши власти собираются узнать имена получателей доходов и владельцев оффшорных компаний? И потом, у каждого более или менее крупного чиновника есть своя оффшорная компания. Кого же они будут раскрывать, самих себя?"

Возможно, экономист прав и "специального заявления по оффшорам", даже сделанного всей Госдумой, будет явно недостаточно для того, чтобы решить эту наболевшую проблему. Пример можно привести по той же Швейцарии, которая является очень хорошим местом для проведения финансовых операций. Там, например, зарегистрирована компания Noga, попортившая немало крови России, там открывал свои финансовые компании "Forus" и "Andava" Борис Березовский. И почти все крупные российские банки считают своим долгом иметь оффшоры с приставкой Capital или Management. Какие суммы они переводят через границы и для чего – уследить невозможно.

Однако дело в том, что не только частные, но и государственные компании имеют свои финансовые "представительства" в оффшорах. К примеру, компания Rusnano Capital гоcкорпорации "Роснано" зарегистрирована в Швейцарии, а первый фонд "стоимостью" 500 млн. долларов, прописан на Британских Вирджинских островах. Делается все это, якобы, для того, чтобы обеспечить более широкие возможности по привлечению средств международных инвесторов в российские нанотехнологии. Дескать, зарубежные инвесторы боятся напрямую заводить свои денежки в "тихую гавань" российского бизнеса,

Впрочем, "Роснано" далеко не первая корпорация, доверившая свои деньги оффшору. Вспомнить хотя бы "Газпром", финансовая компания Gazprom Finance B.V. которого находится по соседству – в Голландии. Или "Роснефть", которая имеет финансовый "офис" на острове Джерси. Но у них хотя бы производство в России работает, а "Роснано" занимается исключительно инвестициями. Как поясняли в корпорации, Rusnano Capital займется формированием финансовой инфраструктуры нового рынка и трансфертом передовых технологий в Россию. Но на деле может получиться наоборот: она будет выводить государственные средства из страны.

Выкачивание денег из российской экономики в оффшоры подрывает финансовую стабильность нашей страны, делает уязвимой нашу национальную валюту, полагает лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. Сохраняя условия для ведения оффшорной экономики, мы лишаем Россию всякого шанса на развитие. Вывод денег в оффшоры почти всегда связан с "серыми схемами", а нередко оффшорные сделки на самом деле скрывают более неблагозвучное понятие, как элементарное воровство.

Оффшоры используют не только для того, чтобы прятать в них деньги – часть этих средств возвращается в Россию, но уже под чужой юрисдикцией. По данным экспертов, среди лидеров в области инвестиций в Россию – оффшорные Нидерланды, Швейцария и Люксембург, из которых приходят "иностранные" деньги российских бизнесменов и чиновников. Куда идут эти "зарубежные" деньги, вопрос тоже интересный.

По информации Росстата, львиная доля таких "заграничных" инвестиций идет в обрабатывающие предприятия, сырьевые производства, в оптовую и розничную торговлю, а также в отечественный транспорт, связь и недвижимость. Если предположить, что эти деньги в самые перспективные отрасли народного хозяйства через оффшоры вкладывают российские граждане, то возникает вопрос: а почему не напрямую? А потому, что так не нужно платить налогов в бюджет, да и спокойнее оно как-то...


Олег ГЛАДУНОВ
Источник: "Новая Политика "


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Россия   (1237)