В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Дискуссия о причинах роста ксенофобии и правоэкстремистских тенденций в Германии

В результате притока иностранцев из исламских стран Германии угрожает утрата национальной идентичности – такую точку зрения высказала треть участников опроса, проведенного группой ученых Лейпцигского университета под руководством профессора Эльмара Брелера по заказу Фонда имени Фридриха Эберта, близкого к Социал-демократической партии Германии /СДПГ/. Эксперты кафедры медицинской психологии и медицинской социологии опросили 2400 человек в возрасте от 14 до 90 лет, которые представляют все группы населения. Социологическое исследование, которое проводится с 2002 года раз в два года, свидетельствует о распространении в стране ксенофобских настроений и правоэкстремистских взглядов.

Ученые относят 24,7 проц. респондентов к категории ксенофобов. Их число за минувшие два года возросло на 2,7 проц. Особенно резко негативное отношение проявляется в отношении мигрантов из мусульманских стран. В частности, 58,4 проц. требуют лишить мусульман возможности жить в соответствии с исламскими обычаями. У 55,4 проц вызывает понимание негативная реакция соотечественников в отношении выходцев из арабских стран. При этом 33 проц. полагают, что среди приезжающих в страну иностранцев преобладают "охотники за социальными пособиями".

Аналогичные выводы сделали эксперты из расположенного в Ганновере Института криминалистики Нижней Саксонии, которые провели исследование "Молодежь в Германии: виновники и жертвы насилия". В течение двух лет они опросили 45 тыс. школьников, средний возраст которых – 15 лет. Результаты исследования на пресс-конференции в Берлине представили министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и директор института Кристиан Пфайфер. Их вывод – в среде немецких подростков распространены предубеждения в отношении иностранцев и нарастают расизм и ксенофобия.

Ярко выраженные враждебные чувства к иностранцам в ФРГ испытывает каждый седьмой подросток. 4,9 проц. юношей и 2,6 проц. девушек открыто заявили о своей принадлежности к праворадикальным организациям, пропагандирующим национальную рознь. Каждый третий девятиклассник "недолюбливает иностранцев", переехавших на постоянное место жительства в ФРГ. Каждый 13-й подросток совершал правонарушения ксенофобского толка – изображал свастику в общественных местах или пытался уничтожить имущество выходцев из других, прежде всего исламских, стран.

В свою очередь, министр по делам семьи, молодежи, женщин и престарелых Кристина Шредер заявила о росте антинемецких настроений среди учеников немецких школ из числа выходцев из мусульманских семей. Они находят выражение во враждебном отношении к школьникам-немцам, которых их исламские одноклассники унизительно называют "свиньями" и "немецкими шлюхами", избивают их за то, что те говорят по-немецки без акцента. С точки зрения министра, это – "проявление расизма".

Итоги другого опроса, проведенного Социологическим институтом в Алленсбахе, показали, что лишь 18 проц. респондентов считают, что мусульмане признают базовые ценности немецкого общества, 67 проц. уверены, что мусульмане их отвергают, 55 проц. считают мигрантов- мусульман обузой для немецкого общества.

Публикация результатов исследования Лейпцигского университета по времени приблизительно совпала с выходом в свет книги члена правления Немецкого федерального банка /Бундесбанка/ Тило Сарацина "Германия самоликвидируется", который вскоре после презентации своей монографии ушел в отставку из-за острой критики в адрес его труда. Так вот, в этой книге объемом 463 страницы автор выразил сомнение в продуктивном вкладе малообразованных мигрантов из мусульманских стран в развитие Германии. Их приток в страну создает угрозу для общего образовательного уровня в стране, говорит автор. "Из-за них среднестатистический немец естественным образом глупеет", – пишет он, делая вывод: "Турки завоевывают Германию так, как косовские албанцы завоевали Косово: за счет высокого уровня рождаемости". Сарацин полагает, что миграция создает угрозу генетической структуре коренного населения Германии. "Ведь в ФРГ рожают только мигранты из исламских стран и безработные". "Я не хочу, чтобы страна, в которой будут жить мои внуки и правнуки, была в основном мусульманской". По его мнению, через четыре поколения численность потомков малограмотных мигрантов-мусульман превысят 70 проц. жителей.
Опросы общественного мнения, проведенные в ФРГ после выхода в свет книги Сарацина, показали, что мнение автора разделяют более 60 проц. жителей страны.

Вскоре после заявлений Сарацина премьер-министр Баварии и председатель баварского ХСС Хорст Зеехофер потребовал закрыть мигрантам из Турции и арабских стран путь в Германию, поскольку они, с его точки зрения, плохо интегрируются в немецкое общество. В интервью еженедельнику "Фокус", номер которого вышел в канун официального визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в ФРГ, баварский лидер заявил: "Ясно, что выходцы из иной культурной среды, скажем, из Турции или с Ближнего Востока, интегрируются с трудом. Из этого я делаю вывод, что нам не нужны новые мигранты из иной культурной среды". Его поддержал генеральный секретарь ХСС Александр Добринт.

Ислам стал частью Германии, заявил президент ФРГ Кристиан Вульф в речи по случаю 20-летия объединения Германии. В выступлении он не раз цитировал главный лозунг мирной революции в бывшей ГДР "Мы – один народ". После объединения восточных и западных немцев президент призвал интегрировать в немецкое общество мигрантов из исламских стран.
Между тем, эксперт Христианско-социального союза /ХСС/ по вопросам внутренней политики Ханс-Петер Уль считает, что "высказывание президента неудачно", так как духовной основой Германии всегда была христианская европейская культура, а не ислам. "Так тому и быть", – резюмирует эксперт.

В свою очередь, канцлер Германии Ангела Меркель тоже напомнила о христианских и иудейских корнях Германии. А что касается исламских ценностей, то они "не должны вступать в противоречие" с Конституцией ФРГ, полагает она.
В ФРГ проживает 4,3 млн выходцев из мусульманских стран, что составляет 5 проц. населения страны, сообщает ведомство по делам мигрантов и беженцев. На этом фоне высказывание Кристиана Вульфа представляется всего лишь констатацией свершившегося факта.

Бытовой расизм, который получает все большее распространение по всей стране, и насилие в отношении иностранцев еженедельник "Виртшафтсвохе" считает "признаком деградации общества". При этом он называет все дискуссии в ФРГ на тему насилия на почве расизма "политическим маскарадом". "Насилие и ксенофобия сегодня – это не феномен неонацистов. Это – результат действительной или грозящей экономической и социальной деградации вследствие растущей иностранной конкуренции и недостатка реформ в самой Германии", – пишет издание. Эта деградация угрожает не только малообразованным нижним слоям общества, но и среднему классу. Причина – обострение конкуренции, которая ставит под вопрос рабочие места инженеров и прочих представителей среднего класса.

Не удивительно, что число прибывающих в Германию иностранцев сокращается. Особенно заметно это стало после того, как 28 августа 2007 года в стране в силу вступил реформированный закон об иммиграции. По словам эксперта по внутренней политике от партии СДПГ в бундестаге Дитера Вифельшпютца, "немецкому рынку труда не нужна лишняя рабочая сила, за исключением высококвалифицированных специалистов". Однако они не едут в ФРГ, так как другие страны предлагают более выгодные условия. По новому закону, прежде чем предоставить рабочее место иностранцу, немецкая фирма обязана доказать, что на его место нет безработного претендента из Германии или из какой-либо другой страны ЕС. Недостаток квалифицированных кадров в экономике и науке свидетельствует о том, что иностранцы считают Германию не слишком привлекательной. А это ставит под вопрос будущее ориентированной на экспорт экономики страны. Одну из сложностей на пути получения немецкого гражданства представляет обязательный иммиграционный тест, в ходе которого претенденты на немецкий паспорт должны продемонстрировать навыки владения немецким языком и знания об истории, государстве и праве Германии. По мнению газеты "Франкфуртер альгемайне", "единственная цель нововведения состоит в усложнении процедуры получения гражданства". Основным результатом действия нового закона, который определил статус беженцев в соответствии с Женевской Конвенцией о беженцах и переселенцах, стало увеличение числа полуграмотных беженцев из Ирака, Турции, Косово, Вьетнама, отмечает Федеральное ведомство по делам миграции и проблемам беженцев.

В целях ускорения процесса интеграции проживающих в ФРГ выходцев из мусульманских стран в университетах Тюбингена, Мюнстера и Оснабрюка открыты курсы исламоведения. Министр образования и научных исследований ФРГ Аннетте Шаван полагает, что этот шаг позволит расширить сферу теологических исследований и способствовать подготовке в немецких вузах имамов – духовных наставников мусульман. Первые студенты приступят к обучению на курсах в зимний семестр 2011-2012 года.

Исследователи Лейпцигского университета, которые провели опрос по заказу Фонда имени Фридриха Эберта, отмечают нарастание в ФРГ не только ксенофобских, но и правопопулистских тенденций. Анализируя результаты опроса, эксперты приходят к выводу, что 8,2 проц. бюргеров имеют "прочные правоэкстремистские убеждения". Это на 0,8 проц. больше, чем два года назад.

13,2 проц. респондентов заявили о готовности поставить свою подпись под высказыванием "Мы нуждаемся в фюрере, который ради блага всех управлял бы Германией сильной рукой". А 23,6 проц. полагают, что "Германии в настоящее время нужна одна мощная партия, которая была бы выразительницей чаяний всей народной общности". При этом авторы исследования убеждены, что участникам опроса хорошо известно, что слово "фюрер" и выражение "народная общность" позаимствованы из лексикона немецких нацистов и имеют однозначную коннотацию, то есть связаны с именем Адольфа Гитлера. "Можете быть уверены, именно Гитлера эти люди и имели в виду", – прокомментировал результаты исследования руководитель группы социологов профессор Эльмар Брелер в интервью немецкой радиостанции "Дойче велле".

10,2 проц. опрошенных полагают, что "национал-социализм имел в том числе и хорошие стороны", утверждают ученые. В этой связи они говорят о распространении в стране именно правоэкстремистских убеждений. "Кто готов согласиться с этим утверждением, тот не чужд правоэкстремистских убеждений", – полагает Брелер. Это связано, полагает он, с ростом опасений перед глобализацией и ухудшением уровня жизни немцев в период кризиса.

При этом 93 проц. опрошенных согласились с мнением, что демократия – наиболее эффективная и перспективная форма правления, а 46 проц. выразили неудовлетворение тем, как правящая немецкая элита реализует ее принципы.

Носителями "правой" идеологии авторы исследования называют 8 проц. населения, то есть 6,5 млн жителей. "В этом году мы отмечаем усиление ксенофобии и шовинизма в немецком обществе", – говорит Эльмар Брелер. На востоке Германии "очень многие уверены, что в Германии слишком много иностранцев, чужаков".

Ведомство по охране конституции /контрразведка ФРГ/ насчитало в стране не более 26 600 носителей правых идеологий и откровенных неонацистов. Число "вечно вчерашних" неуклонно снижается, утверждают контрразведчики. Спецслужбы относят к числу сторонников правоэкстремистских убеждений лишь тех, кто входит в неонацистские организации или принимает участие в их сходках. Социологам для их выводов достаточно, чтобы их собеседник согласился с тем или иным предложенным ему на суд высказыванием.

Однако немцы не голосуют на выборах в бундестаг за праворадикальную Национал-демократическую партию Германии /НДПГ/, которую здесь сравнивают с гитлеровской НСДАП образца 1933 года. По мнению Брелера, правые экстремисты не пользуются поддержкой на выборах, так как "в Германии пока не было правого лидера, который представлялся бы компетентным или харизматичным политиком". По этой причине "большинство людей с правоэкстремистскими убеждениями отдают свои голоса представленным в парламенте партиям – христианским демократам, социал-демократам и "левым". За либералов и "зеленых" голосуют меньше. Многие просто не ходят на выборы". Между тем, "среди избирателей социал- демократов антиисламские высказывания и настроения тоже находят широкую поддержку". При этом Брелер выразил опасение, что "существующие партии в погоне за голосами начнут дрейфовать вправо". К слову, "правые" представлены в парламентах ряда федеральных земель, например, в Саксонии, Бранденбурге, Мекленбурге-Передней Померании.

В ФРГ многие политики и СМИ высказываются за запрет НДПГ. Первую неудачную попытку запретить НДПГ в 2001 году предприняла "красно-зеленая" коалиция под руководства Герхарда Шредера. После трехлетнего разбирательства Конституционный суд ФРГ отказался объявить германских неонацистов вне закона. Судьи установили, что иск о запрете НДПГ был основан на антиконституционных статьях и высказываниях партийных лидеров, которые были платными осведомителями Ведомства по охране конституции /контрразведки ФРГ/, и их заподозрили в умышленной провокации с целью бросить тень на "добропорядочных" неонацистов. "В случае отзыва из НДПГ агентов немецких спецслужб эта организация рухнет как карточный домик", – заявил тогда Клаус Ханцог, который в то время был членом КС ФРГ.

Проиграв процесс в КС против НДПГ, власти ФРГ проводят кампании, направленные на запрет небольших неонацистских организаций и объединений. В целях защиты демократического правопорядка в сентябре этого года решением министра внутренних дел Германии Томаса де Мезьера были проведены обыски в квартирах активистов правоэкстремисткой "Организации помощи национальным политзаключенным и их родственникам" – крупной неонацистской группировки численностью 600 человек, которая уже много лет находится под наблюдением Ведомства по охране конституции. По данным немецкой газеты "Франкфуртер рундшау", "задача организации заключается в том, чтобы осужденные правые экстремисты и в заключении хранили верность своим взглядам. Она стремится не допустить ресоциализации праворадикальных преступников". СМИ ФРГ не исключают, что вскоре последует указ о запрете этой организации.

В прошлом году Вольфганг Шойбле, который тогда был министром внутренних дел ФРГ, запретил правоэкстремистскую немецкую молодежную организацию "Верная родине немецкая молодежь", лидеры которых в организованных на средства организации палаточных лагерей для подростков насаждали в их сознании национал-социалистические и антисемитские идеи. Указу о запрете организации предшествовали обыски в домах лидеров экстремистов, в ходе которых правоохранители конфисковали вещественные доказательства их противоправной деятельности.

Ранее за аналогичные деяния под запретом оказался неонацистский молодежный союз "Молодые викинги". Антиконституционными в ФРГ признаны неонацистские группировки Collegium Humanum и "Общество по реабилитации преследуемых из-за оспаривания Холокоста". Они вели антисемитскую пропаганду, прославляли национал- социалистические идеи, пропагандировали "расистски мотивированное насилие", отрицали свободное демократическое устройство Германии, отмечает МВД ФРГ.
Указ о запрете организации предусматривает конфискацию ее имущества. Объединению запрещена любая деятельность и создание новых аналогичных организаций под другими названиями. Если лидеры уйдут в подполье, в случае ареста им грозит штраф или тюремное заключение.

Между тем, профессор политологии Свободного университета Берлина Ханс-Герд Яшке, перу которого принадлежит ряд публикаций о неонацизме, полагает, что проблему правого экстремизма запретами не решить. "В 1990-х годах под запретом оказались несколько неонацистских организаций. Часть из них еще более радикализовалась и ушла в подполье", – напомнил он. Правые экстремисты вербуют сторонников среди подростков 12-14 лет, у которых пока еще не сложились свои убеждения.

В этой связи Ханс-Герд Яшке призвал "чаще говорить с молодежью о преимуществах свободы и демократии". С точки зрения ученого, 10 проц. населения ФРГ придерживается расистских взглядов. "На уровне сочувствующих у правых экстремистов в Германии есть серьезный потенциал", – полагает он. Активно же работают в неонацистских партиях и организациях около 25 тыс. человек.

В ФРГ с санкции судов реегулярно проходят марши бритоголовых. Судебные инстанции руководствуются законами правового государства о свободе слова и собраний. Либеральные законодательные акты ФРГ позволяют неонацистам проводить сходки и демонстрации. В частности, статья 8 Конституции ФРГ дает "право всем немцам собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения". Однако "правым" запрещено распространять ложь о холокосте и использовать нацистскую символику. Сходки неонацистов с санкции Конституционного суда почти ежегодно проходят в Нюрнберге по случаю годовщин состоявшегося здесь последнего съезда нацистской партии, в Вунзиделе в память о похороненном здесь Рудольфе Гессе – одном из главарей нацистской Германии.

За прекращение праворадикальных сборищ, которые, по мнению ряда экспертов, в современной ФРГ имеют антиконституционную направленность, высказываются не в руководстве городов и федеральных земель, но и в Берлине.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Общество и государство   (1436)
  2. Германия   (332)
  3. Этнические конфликты   (30)