В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Повышение цен привело к кровопролитным столкновениям в Мозамбике

В первые два дня осени столица Мозамбика стала ареной кровопролитных столкновений населения с силами правопорядка. По предварительным данным, они унесли не менее 13 жизней. Городу нанесен серьезный материальный ущерб. Страна, в последние полтора десятилетия считавшаяся одной из самых спокойных и динамично развивающихся в Африке, получила удар по репутации, а бессменно правящая Партия Фрелимо – суровое предупреждение.

Судя по всему, волну протестов, хотя и с трудом, удалось сбить. Но их причины никуда не исчезли. Люди вышли на улицы, протестуя против повышения цен на электричество и воду, повлекшего за собой очередной ценовой скачок на другие основные товары и услуги.

Сделать шаг вправо или влево, отыграть назад самостоятельно правительство не может. Повышение цен входит в пакет соглашений с международными финансовыми организациями, за счет которых формируется существенная часть доходных статей госбюджета. Мозамбикские власти и так, насколько могли, оттягивали неизбежное, но дальше это оказалось невозможно.

О повышении с 1 сентября цен на электричество и воду было известно заранее. Все знали и о том, что эта мера вызовет протесты. Однако такого размаха выступлений вряд ли кто-то ожидал. Весь день столица Мозамбика прожила на осадном положении. С утра многие улицы в Мапуту были заблокированы горящими автопокрышками. Протестующие забрасывали камнями полицейских и проезжавшие автомобили, разбивали витрины магазинов и выносили оттуда технику, алкогольные напитки и другие товары.

Большинство подъездных путей в столицу были перекрыты. В центре города значительная часть офисов и магазинов не открывалась. Почти не видно было и вездесущих обычно маршруток "шапа". Чтобы не сорвать работу международного аэропорта, полиция организовала безопасный коридор для проезда туда из гостиниц, где обычно останавливаются экипажи и иностранные гости.

Напряженность несколько спала лишь к вечеру. Столкновения протестующих с полицией и грабежи магазинов постепенно сошли на нет, хотя с наступлением темноты в некоторых окраинных районах вновь стали слышны выстрелы. Над городом барражировали вертолеты. Центр Мапуту затих и опустел.

В статистике о жертвах волнений наблюдалась полнейшая разноголосица, еще больше усугублявшая чувство растерянности и страха. Интернет-издание "Паиш онлайн" утверждало, что источник в полиции подтвердил сведения о десяти погибших. Частный мозамбикский канал STV и португальское информационное агентство Луза настаивали на том, что убиты шестеро. Официальный представитель Педру Косса заявил о четырех погибших и 27 раненых, среди которых значились двое полицейских.

Но не подлежало сомнению, что особенно пострадал район Магоанине, откуда, по некоторым данным, и начались волнения. Характерно, что он же был центром беспорядков в феврале 2008 года, также принесших человеческие жертвы. Тогда погибло шесть жителей, а причиной протестов стало повышение цен на проезд в городском транспорте – первая ласточка грядущих скачков цен на другие услуги и на продукты.

Сигналом к выступлению стали "эсэмэски", активно рассылавшиеся накануне на мобильные телефоны. В них объяснялось, что рост цен на электричество и воду неминуемо, уже в ближайшую неделю, поднимет стоимость основных продуктов питания и проезда в общественном транспорте, то есть, сделает жизнь простого мозамбикца тяжелее во всех отношениях. "В великий день забастовки 01/09/2010 выступим против подорожания энергии, воды, шапы и хлеба. Отправь это другим", – гласили рассылки.

Во втором по величине городе Бейра также отмечались попытки возвести баррикады из горящих покрышек. Там полиция быстро и решительно пресекла эти действия. Но ей было проще, чем в столице. В Бейре пыталась бастовать лишь часть учащихся. Широкие массы населения бунт не затронул.

Вскоре после начала беспорядков министр внутренних дел Жозе Пашеку призвал население к спокойствию и назвал акции протеста "вандализмом". "Мы столкнулись с вандализмом, из- за которого честные граждане лишились собственности, уничтоженной, разграбленной или поврежденной злоумышленниками", – заявил министр. Охарактеризовав протесты как "незаконные действия", он заверил, что правоохранительные органы наведут порядок.

Лишь вечером, когда первая волна погромов стихла, с обращением к нации выступил президент Мозамбика Арманду Гебуза. Он объяснил необходимость повышения цен общемировыми тенденциями. "Правительству известно положение, в котором живет наш замечательный народ, – сказал глава государства. – Положение усугубляется внешними факторами, в том числе финансовым и продовольственным кризисом, ростом цен на топливо".
Как объяснил старший экономист африканского департамента "Экономист интелидженс юнит" Эдвард Джордж, правительство Мозамбика не властно отменить решение о повышении цен, так как оно принято в рамках обязательств перед Международным валютным фондом. Механизм повышения согласован и должен выполняться. Он состоит в том, что "цены на топливо автоматически повышаются после их роста на мировом рынке", сказал лондонский эксперт.

Президент Мозамбика попытался смягчить удар, напомнив соотечественникам о мерах социальной помощи и субсидиях, которые были призваны сдержать рост цен, но признал, что этих шагов оказалось недостаточно. Он призвал прекратить грабежи и мародерство. "Разрушать рынки, дороги и другую инфраструктуру – означает действовать против того, что помогает нам бороться с бедностью в нашей любимой родине", – сказал Арманду Гебуза.

Выразив "глубокое сожаление в связи с потерей драгоценных жизней и разрушением общественной и частной собственности", президент призвал соотечественников соблюдать спокойствие и "не поддаваться на какую-либо агитацию". "Правительство продолжит работать с тем, чтобы обеспечить возвращение к нормальной жизни наших сограждан и наших институтов", – пообещал Арманду Гебуза.

Несмотря на предпринятые меры и успокоительные заявления политиков, утром 2 сентября напряженность в Мапуту сохранялась. После спокойной ночи в некоторых районах возобновились грабежи лавок и магазинов. В городе было практически невозможно купить продукты питания и бензин. С окраин периодически доносились звуки оружейных выстрелов, вновь делались попытки устроить баррикады из горящих покрышек, совершались нападения на торговые заведения, в том числе магазин, принадлежащий китайским торговцам. С раннего утра длинные очереди выстроились у трех лавок, которые единственные в городе продавали хлеб. Обычно его в буквальном смысле можно купить на каждом углу у уличных торговцев, но в тот день их словно ветром сдуло.

Еще хуже дело обстояло с заправкой автомобилей. В этот день во всем огромном городе работала только одна станция, к которой вилась многокилометровая очередь. Трудности возникали и у тех, кому было необходимо снять в банке деньги. Общественные учреждения и школы также были закрыты.

Обычно оживленные центральные районы поражали пустынными улицами. Несмотря на рабочий день, напуганные жители сидели по домам. Проспекты и магистрали оживляли только усиленные наряды полиции и военнослужащих.

Официальное количество жертв постепенно росло. 2 сентября министр здравоохранения Иву Гарриду сообщил о шести погибших и более чем восьми десятках раненых. Вскоре официальный представитель правительства Алберту Нкутумула уточнил, что убитых семеро, а количество раненых составило почти три сотни.
Нкутумула также привел данные о материальном ущербе. По его словам, толпы протестующих разграбили 23 торговых заведения, разбили 12 автобусов, сожгли пять автомобилей, разгромили четыре трансформатора и две бензоколонки. "В целом, по предварительным подсчетам, этот ущерб оценивается в 122 миллиона метикалов, что соответствует потере 3910 рабочих мест", – указал он.

Выступлениям министра здравоохранения и Алберту Нкутумулы предшествовало экстренное заседание совета министров. В его коммюнике говорилось, что правительство "решительно осудило акты вандализма, направленные против всего общества, призвало сохранять спокойствие и не терять бдительности". "Мы призываем родителей, работников просвещения, религиозных, общественных, традиционных лидеров продолжать исполнять роль добрых советчиков, а всех граждан призываем воздерживаться от участия в актах агитации, вандализма, грабежа и насилия, чтобы способствовать быстрому возвращению к нормальной, спокойной обстановке", – отмечалось в документе.

Журналисты надеялись, что совет министров решит отменить повышение цен. В этом году хлеб, например, уже подорожал на треть. Однако ничего подобного не случилось. По данному вопросу правительство не могло принимать самостоятельных решений.

Вместо этого власти сосредоточились на подавлении протестов, которые начали было расползаться по стране. 3 сентября тревожные сообщения стали поступать из провинции Маника. В городе Шимою вспыхнули манифестации, вылившиеся в столкновения с полицией. Шесть участников беспорядков получили ранения. В административном центре северной провинции Нампула арестовали шесть человек по обвинению в попытках подстрекать население на акции протеста. Как сообщил официальный представитель провинциального управления полиции Инасиу Дина, все шестеро сознались в своих намерениях.

Попытка бунта произошла в центральной тюрьме в Машава, расположенной в промышленном пригороде столицы Матола. Узнав о событиях в Мапуту, все 2,5 тысячи заключенных стали скандировать требование о немедленном освобождении, швыряли в охрану камни, пытались расшатать решетки. Ранение в голову получил директор пенитенциарного заведения.
Мозамбикская полиция 6 сентября была вынуждена применить силу в провинции Тете, расположенной в центре страны. Блюстители порядка разогнали группу манифестантов, пытавшихся не допустить открытия в административном центре провинции двух неформальных рынков. "Группа людей занималась агитацией на рынках Канонгола и Кварчена и создавала в городе напряженность, – заявил представитель провинциальной полиции Жоау Созинью. – Полиция действовала оперативно и не допустила повторения этих действий в других местах".

Тем временем, жизнь в столица возвращалась в свое нормальное русло. С началом новой недели в Мапуту уже ничто не напоминало о манифестациях и кровавых стычках. Открылись магазины и рынки, исчезли очереди на бензоколонках.

Власти продолжали уточнять статистику потерь. В очередном заявлении министр здравоохранения сообщил, что в ходе бунта погибли 13 человек, свыше четырехсот получили ранения. Что касается арестованных, то только в пригороде Матола правоохранительные органы задержали 159 человек, сообщил представитель полиции.

Серьезный ущерб нанесен и по имиджу Мозамбика за рубежом. В Мапуту 31 августа открылась ежегодная международная выставка-ярмарка ФАСИМ. В ней приняли участие компании из 14 стран. Помимо африканских государств, на ней были представлены Португалия, Италия, Испания, Бразилия, Индонезия. Вынужденное закрытие в связи в беспорядками привело к тому, что в этом году посещаемость ФАСИМ составила лишь 29 процентов от прошлогодней.

Лишь в последний момент удалось урегулировать проблему с назначенным на 5 сентября отборочным матчем с командой Ливии на Кубок Африки по футболу. Еще накануне казалось, что его придется отменить, как была отменена продажа билетов, но в день игры все прошло, словно бы накануне ничего необычного в городе не было. На стадион пришли 30 тысяч болельщиков, и хотя встреча завершилась нулевой ничьей, ее главный результат заключается в том, что она вообще состоялась.

Власти могут перевести дух. Несмотря на продолжающуюся рассылку телефонных сообщений с призывами к продолжению акций протеста, восприимчивость к ним населения под воздействиям решительных действий полиции явно снизилось. Помогло правительству и то, что оппозиция в стране не способна возглавить протестные настроения.

Фернанду Мазанга, представитель ведущей оппозиционной партии Ренамо, в прошлом бывшей повстанческой группировкой, осудил действия правоохранительных органов. "Первой реакцией будет осудить отношение полиции Республики Мозамбик, которая встретила манифестантов пулями и спровоцировала гибель людей", – заявил он. Это высказывание фактически оказалось единственной публичной реакцией оппозиционных партий на происходящее.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Африка   (76)