В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Миллион малых доз

Председатель Государственного антинаркотического комитета, глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов специально для "Российской газеты" рассказал, как будет воплощаться в жизнь важная инициатива президента России Дмитрия Медведева – создать международную коалицию против афганской наркоугрозы.

В Москве 9-10 июня пройдет представительный международный форум "Афганское наркопроизводство – вызов мировому сообществу".


Российская газета : Виктор Петрович, насколько сегодня серьезно стоит наркотическая проблема для нашей страны и почему именно Россия должна стать первой на пути афганской наркоугрозы?

Виктор Иванов : Президент России говорил об этой проблеме еще в сентябре прошлого года на заседании Совбеза. В феврале этого года он указал на необходимость совершенствования международно-правовой базы противодействия наркотической угрозе. А 14 апреля, выступая в Вашингтоне, Дмитрий Медведев заявил об абсолютной неэффективности мер, которые применяются международным сообществом по предотвращению наркотической угрозы.

РГ : Насколько она велика? Мы не преувеличиваем степень опасности?

Иванов : В прошлом году в Афганистане было изготовлено в два раза больше наркотиков, чем 10 лет назад производил весь мир.

От этой проблемы страдают около 100 стран, включая Россию и Европу. Рынок опиатов в мире оценивается приблизительно в 65 миллиардов долларов. Пятая часть его приходится на Россию. По объему потребления опиатов в прошлом году страны Евросоюза вышли на первое место с 711 тоннами, Россия занимает второе место – с 549 тоннами. Ежегодно в Европе от наркотиков гибнет 10 тысяч человек, что в 50 раз превышает цифры боевых потерь европейского контингента в Афганистане. Правда, в России эти цифры еще более катастрофичны. При меньшем населении в год мы теряем 30 тысяч человек, абсолютное большинство из которых молодые люди.

В связи с тем, что наша страна является главной жертвой афганского наркопроизводства, именно Россия должна возглавить всемирное движение по его ликвидации в рамках антинаркотической коалиции. Без преувеличения, наркоугроза стала одной из главных проблем XXI века, настолько серьезной, как Вторая мировая война в XX веке. Поэтому без совместных усилий стран Евросоюза, НАТО и России решить ее невозможно.

РГ : Тем не менее у России и командования НАТО разные подходы к уничтожению посевов опийного мака в Афганистане.

Иванов : Да, это правда. Например, господин Холбрук, спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану, говорит, что не нужно уничтожать наркосодержащие растения в Афганистане. Якобы это создает рабочие места для крестьян, которые не идут в ряды талибов и не убивают американских солдат. Но тем самым он фактически дает индульгенцию наркобаронам. Примерно так заявил в марте и представитель НАТО Джеймс Аппатурай, по мнению которого без предоставления альтернативы отобрать у афганских фермеров единственный источник дохода невозможно.

Кроме того, НАТО считает, что борьба с наркотиками будет отвлекать войска от борьбы с терроризмом. Это глубоко ошибочное мнение. Наоборот, боевые действия создали благоприятные условия для выращивания опийного мака. Сами приходят и покупатели. Сейчас в выращивание опийного мака вовлечено до трех с половиной миллионов афганских крестьян, которые при этом получают гроши. А львиная доля наркоденег идет как раз на подпитку террористических и экстремистских группировок как в самом Афганистане, так и по всему миру.

РГ : А если НАТО скажет: вот, пожалуйста, присылайте в Афганистан свои войска и наркополицейских и уничтожайте сами посевы мака, а мы в это время спокойно займемся талибами.

Иванов : Я считаю, что решение конфликта в Афганистане силовыми методами невозможно, и мы не должны принимать участие в военных операциях НАТО в этой стране. Важнейшей задачей нашей политики является уничтожение маковых полей. При этом бросать бомбы не обязательно. Американцы в Колумбии смогли уничтожить около 80 процентов незаконных посевов коки методом дефолиации, распыляя с воздуха специальные реагенты. Так были освобождены от коки почти 230 тысяч гектаров в 2008 году. В Афганистане в том же году механическим путем было уничтожено только около 5,5 тысячи гектаров плантаций опийного мака, что составляет всего 3 процента от общей площади его посевов.

РГ : Можно ли сделать выращивание опия невыгодным занятием?

Иванов : Чтобы культивация мака стала экономически невыгодной, нужно уничтожать до 50 процентов наркопосевов. Нас не может не тревожить, что в то время, когда войска альянса вместе с афганскими военными очищают от талибов крупнейшую наркопровинцию Гильменд, в трех северных провинциях как на дрожжах растут посевы опийного мака. Именно на севере расположено значительное число нарколабораторий. Приближение к ним наркополей удешевляет затраты на транспортировку наркотиков.

Росту незаконных посевов способствует и широко озвученная политика отказа от уничтожения маковых полей. Работа по их уничтожению декларируется, как неэффективная и затратная. Попробуем взглянуть на эту ситуацию глазами афганских крестьян: прибыль от полезных сельскохозяйственных культур не гарантирована, риск уничтожения незаконных плодов их труда значительно снижен, при этом есть покупатели мака, которые платят сразу. Как афганские крестьяне решили эту задачу, мы уже увидели в отчете ООН за 2009 год. Вывод однозначен – применение силовых методов уничтожения наркопосевов и нарколабораторий необходимо и оправданно. Мы работаем над тем, чтобы убедить в этом мировую общественность и наших американских коллег.

РГ : Россия предлагает какие-то конкретные меры по борьбе?

Иванов : Наш план из семи пунктов, который называется "Радуга-2", всем известен и никакого неприятия ни у кого до сих пор не вызвал. Среди конкретных предложений – химическое уничтожение посевов. Например, существует известный препарат для уничтожения сорняков – глифосад, который безопасен для здоровья, но при этом убивает на корню посевы опийного мака. Есть и административно-юридические меры, такие как создание кадастра земель афганских землевладельцев. Если на земле произрастает опийный мак, то, значит, ее владелец наверняка замешан в наркоторговле и соответственно афганское правительство имеет право эту землю конфисковать.

РГ : Можно ли поставить барьеры для нарколабораторий?

Иванов : Чтобы достоверно отследить, откуда поступают прекурсоры, необходимо вести их обязательную химическую маркировку. Это позволит нам получить данные, откуда поступает то или иное вещество, которое используется при производстве героина. Для изготовления наркотических средств, как известно, требуется большое количество прекурсоров, транспортировку которых отследить легче, чем наркотрафик. В качестве химических реактивов, в частности, используются некоторые кислоты, уксусный ангидрид, а операции с ними, тем более с большими объемами этих веществ, могут свидетельствовать о причастности к производству наркотиков. По маркировке можно определить производителя и проследить маршрут движения. Разумеется, просто уничтожать посевы и отслеживать движение прекурсоров мало. Нужно создавать экономику Афганистана и инвестировать в нее. С приходом войск коалиции ничего нового построено не было, а только разрушено старое. 142 объекта, которые были построены еще советскими специалистами, и по сей день составляют сегодня основу экономики Афганистана.

Все эти вопросы как раз и будут обсуждаться на международном форуме в Москве, который откроется 9 июня. В нем примут участие главы антинаркотических и правоохранительных ведомств различных стран мира, государственные и политические деятели, известные эксперты, российские и иностранные журналисты, а также представители ООН, ОДКБ, НАТО, ШОС и других международных организаций. Надеюсь, что столь представительный форум станет прорывом в оценке международной общественностью этой острейшей общемировой проблемы.

Досье "РГ"

Героиновая опасность напрямую влияет на ситуацию в нашей стране, где число наркоманов достигает двух с половиной миллионов. 90 процентов из них употребляют афганский героин. Больше половины – молодые люди до 30 лет. Около 30 тысяч человек ежегодно умирает у нас от наркомании, еще 80 тысяч пробуют зелье в первый раз.

Каждое четвертое дело, рассматриваемое российскими судами, связано с наркотиками. Это больше, чем дел по такой "популярной" уголовной статье, как кража. К уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в прошлом году было привлечено 120 тысяч человек. В 2009 году в России было ликвидировано 6,5 тысячи наркопритонов, перекрыта поставка почти 10 тысяч оптовых партий наркотиков, изъято из оборота 700 миллионов разовых доз.


Иван Егоров
Источник: "Российская Газета"


 Тематики 
  1. Наркомания, алкоголизм, курение   (32)