«Коммунизм Россию захватил, а нацизм немцы выбрали», – Пётр Пентак, бывший министр в правительстве PiS отвечает Михалу Шулджинскому из газеты "Rzeczpospolita", который предложил тем, кто зажигает свечи на могилах советских солдат, зажечь свечи также и на могилах солдат немецких.
Статья Михала Шулджинского «Поставьте также свечку солдатам Вермахта» в "Rzeczpospolita" (Жечьпосполита) от 6 мая может восприниматься как интеллектуальная провокация в адрес тех, кто предложил зажечь свечи 9 мая на могилах советских солдат. Молодого (даже слишком молодого) редактора это привело в ужас. «Как можно не понимать», – спрашивает он, – «что Советская Армия в 1945 г. была захватчиком, таким же точно, как гитлеровцы в 1939 г.?» И в этой связи предлагает зажечь свечи и на могилах солдат Вермахта. Я попробую не только противопоставить своё мнение исходной позиции редактора газеты "Rzeczpospolita", но и ответить, почему сама статья выглядит совершенно бездумной.
Я воспринимаю свой ответ как приглашение к дискуссии, отдавая себе полный отчёт в том, что если – а это более чем правдоподобно – статья пана Михала Шулджиньского будет переведена на русский язык и опубликована в российской прессе, то вызовет реакцию, причём не Путина, а российского общества. Реакцию более чем негативную, поскольку ставя знак равенства между солдатами Красной Армии и солдатами 3 Рейха, автор уничтожает первую в истории волну сочувствия и понимания российского народа к нашей трагической истории...
Реакция русских? А какое мне до неё дело?
Отдаёт ли себе отчёт автор статьи в том, что российский народ просто не может принять знак равенства между Красной Армией и армией 3 Рейха?
Я думаю, что Михала Шулджинского такой вопрос бы удивил. Он просто не обращает внимания на такую реакцию, поскольку он знает ПРАВДУ. Реакция русских? А какое мне до неё дело? Ведь они убивали так же, как и гитлеровцы, ведь коммунизм – то же самое, что нацизм. Кто с этим спорит, тот предатель национальных интересов Польши. Таков смысл этой статьи. Всякий, кто спорит с такими очевидными вещами, тот либо наивный, либо – тут можем дописать целую гамму прилагательных, используемых редактором Вильдштейном, специалистом по польскому патриотизму. Зададим себе, однако, вопрос: что именно предложили Анджей Вайда и епископ Юзеф Жичиньский? Зажечь свечи на могилах российских солдат, павших на землях Польши. Я не говорю об оценке этого предложения, но скажите, это что – равнозначно прощению преступлений коммунистов против польского народа? Для Михала Шулджинского – да. Для меня – нет, и по многим причинам.
Валенса мыл памятник советским солдатам
Я напомню о некоторых фактах, о которых молодой человек, вероятно, не слышал. Осенью 1981 года кто-то облил красной краской памятник советским солдатам в Пшемысле (Przemyśl). Смысл этой провокации (тогда это воспринималось именно так) был ясным и основан на той же логике, что и статья Михала Шулджинского. Предводитель «Солидарности» Лех Валенса приехал в Пшемысль и отмыл памятник от красной краски, отозвавшись добрыми словами о советских солдатах.
Мне кажется, что предложение Вайды и Жичиньского – это продолжение того же жеста через 29 лет. Быть может, выдающийся режиссёр и наш противоречивый епископ где-то преувеличили. Однако, я полагаю, что, вынося своё предложение, они исходили из ещё одного тезиса, который можно сформулировать так: первой и самой большой жертвой коммунизма был российский народ.
Как это относится к статье редактора „Rz”? Через вопрос о происхождении обоих тоталитаризмов. О том, поддержал ли немецкий народ приход Гитлера к власти, и каким образом власть получили большевики. Если мне не изменяет память, на выборах в Рейхстаг в 1933 году NSDAP получила 33% голосов, и президент Германии Гинденбург доверил формирование правительства Гитлеру. Иными словами, нацизм в Германии утвердился легально. Выросла ли его поддержка после 1934 г., т.е. после смерти Гинденбурга, когда Гитлер объединил посты президента и канцлера? Полагаю, что да, методы нацистов по отношению к евреям поддержала даже католическая церковь.
В своих знаменитых проповедях в 1933 году кардинал Фаульхабер (Faulhaber) говорил: «Церковь ничего не имеет против усилий по сохранению наибольшей чистоты расовых черт нации, усилий, которые побуждают дух нации освящать своё единство узами крови».
Подавляющая часть клира приняла разделение на арийцев и неарийцев. Ещё в 1939 году епископ Гробер (Grober) утверждал, что, хотя трудно считать Христа арийцем, но он существенным образом отличался от евреев своей эпохи. Епископ Хильфрих (Hilfrich) считал: «Начала христианской религии не имеют ничего общего с природой этого народа [евреев], а это значит, что его расовые черты не имели на христианство никакого влияния».
Я процитировал высказывания немецких епископов, чтобы проиллюстрировать читателям одну простую истину, очень неудобную для сторонников братства с немецким народом: нацизм был анти-иудаизмом, зародыш которого всегда присутствовал в немецкой культуре. Не случайно его с таким энтузиазмом принял Хайдеггер. Немецкие теологи и философы, начиная от Лютера, нападали на основы библейской метафизики, общей сокровищницы иудаизма и христианства.
Коммунизм Россию захватил, нацизм немцы выбрали
О коммунизме того же самого сказать нельзя. Прежде всего, партия большевиков захватила власть в октябре 1917 года в полностью дезорганизованной стране, где сильнейшими партиями были эсеры и анархисты. Через три дня после захвата власти вооружённые части большевиков, красные матросы, разогнали штыками законно выбранное Учредительное собрание. Ленин и Троцкий захватили власть в России вопреки российскому народу. Коммунистическая идеология была создана немецким философом, а принципы функционирования большевистской партии оттачивали ранее последователи Кальвина в XVII веке и якобинцы во времена французской революции.
Коммунизм был детищем, прежде всего, европейской культуры, и при этом был универсальной системой. Большевистская партия с первых дней своей власти проводила террор, который со второй половины 20 годов XX века можно назвать войной против русского народа и других народов, населявших территорию СССР.
Короче: ответственность немецкого народа и его культуры за преступления нацизма несравнимо выше, чем ответственность российского народа за преступления коммунизма. Коммунизм Россию захватил. Нацизм немцы выбрали. Россияне страдали и гибли, истребляемые коммунистами, и если мы не примем во внимание их страдания и их трагедию, то взаимопонимания между нашими народами не получится.
Я понимаю жест Вайды и епископа Жичиньского как протягивание руки российскому народу, не Путину. Тот, кто читал «В окопах Сталинграда» Некрасова и знает, как функционировала Красная Армия, тот, кто знает законы, действовавшие в этой армии (солдат, попавший в плен, считался предателем), и кто читал «Другой мир» ("Inny świat"), шедевр польской литературы, в котором Густав Херлинг-Грудзинский (Gustaw Herling- Grudziński) выразил словами боль, отчаяние и страдание народов, завоёванных коммунизмом – тот никогда бы не использовал такого сравнения, как редактор газеты "Rzeczpospolitа".
Источник: "Переводика"
Оригинал текста: "Rzeczpospolita" zmienia historię"