В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Миру снова явлен "польский знак"

Неверно чудовищную трагедию, случившуюся в небе Смоленской области, рассматривать политически... В России плохо понимают, что такое для небольшой европейской страны, как Польша, вдруг потерять костяк политической, административной и военной элиты. Опять, в который раз Польша выбита «из седла». И, вероятно, теперь будет явлена другая Польша. Очень важно, как поведет себя Россия. Решение Медведева о трауре верное, ведь польская беда опять стряслась на нашей земле…

Событие можно рассматривать на трех уровнях, меж собой несвязанных. Первый – рациональный, человечный. То, что случилось, – страшная авиационная катастрофа, она должна быть как можно скорее расследована, самими поляками прежде всего. Поляки должны осознать и признать результаты следствия. Конечно, было безумием превращать один борт в ковчег для высшей военно-политической элиты. И сильно подозреваю, что не своей волей летчик четырежды заходил на посадку при явно негодных условиях. Все это банально, и Катынь как повод всего лишь случайность, совпадение.. Но людям невыносимо трудно оставаться в рациональной плоскости.

Отсюда второй уровень – польский шок. Польское сознание сосредоточено вокруг мистики жертвы. Оно страшно чувствительно к таким вещам, и нет сильнейшего способа задеть душу поляка, чем подобная гекатомба. Смерть будто кружит над Польшей. Вторая Катынь возвращает их к переживаниям первой. Для поляков случившееся сродни падению на страну мистического астероида. Катынь, которая понята ими как польская Голгофа, снова пожрала национальную элиту, кстати и военную. Армия вдруг обезглавлена. Поляки содрогнулись, и к этому относиться поверхностно русским нельзя. Очевидно, гибель Качиньского сдвинет результаты выборов президента. Тень мертвого Леха станет агитатором за кандидата от партии брата, Ярослава Качиньского. Но и список кандидатов изменится, могут явиться внезапные фигуры. Неизвестно, не передумает ли теперь и нынешний премьер-министр Дональд Туск оставаться в стороне…

И есть третий уровень, странный, мистический, но он-то может оказаться главным на будущее. В мире бывают катастрофы, лишенные прямой политической подоплеки, но почему-то становящиеся симптомом чего-то худшего. Так «Титаник» затонул накануне первой мировой войны. Но Польша сама часто была мировым «Титаником». Польские катастрофы почему-то предвещали катастрофы мировые. Почему – не известно. Но события, начинающиеся из-за Польши или в связи с ней, обходятся миру дорого. Особенно для России. Самое памятное – вторая мировая война, начатая из-за Польши, и это не единственное и не последнее. Сегодня я испытываю некоторое содрогание перед тем, что миру снова явлены «польские стигмы». Пока неясно, как этот знак расшифровать, но ведь мы знаем, что наш мир накануне перемен, а вектор их неизвестен. Очень надеюсь, что смоленская катастрофа не предвестник чего-то худшего, к чему мы не готовы. Поэтому «банализация» смоленского крушения и расследование этого клубка оплошностей и недоразумений – кажется мне самым гуманным исходом.


Глеб Павловский
Источник: "Русский журнал "



* * *


Александр Рар – немецкий политолог, член Совета по внешней политики ФРГ рассказал о том, что изменится в отношениях Польши с Россией и Германией


- Какой видится фигура Леха Качиньского из Германии?

– Спустя (краткий срок) после произошедшей аварии, после трагической смерти (Качиньского), конечно, язык не поворачивается говорить что-то негативное об этом человеке, которого, как мы сейчас видим, вся Польша, оказывается, очень любит, но он был для Германии очень трудным партнером.

Нельзя забыть, что Лех Качиньский был небольшим, так скажем, фаворитом Лиссабонского договора. Он вел очень сложные переговоры с немцами. Не хотел и противился тому, что Германия играла ведущую роль в новом Европейском союзе. Он проводил иногда достаточно странные параллели, говоря, что Германия должна в будущем платить и платить за Польшу и за другие страны Европейского союза, потому что у нее, в принципе, (есть) еще моральная обязанность это делать после Второй мировой войны.

То есть, Качиньского, конечно, рассматривали в Германии все-таки, как человека (не сегодняшнего дня), а прошлого, и многие газеты его так и характеризуют.

Но я подчеркиваю, исходя из того, что произошло, эта трагическая смерть, конечно, потрясла всю Германию. И поэтому, естественно, так как он ушел из жизни, он будет восприниматься и будет смотреться в Германии все-таки со знаком плюс. А те минусы в его политике, поведении в отношении именно немцев, я думаю, уйдут на второй план.

- Роль Качиньского в российско-польских отношениях тоже, в общем-то, неблагоприятная...

– В российско-польских отношениях Качиньский тоже себя проявил как человек прошлого. Можно говорить, что его избрали поляки из-за того, что он, в принципе, и олицетворял те идеи, представления, которые очень живы в этой нации. Польская нация (для многих, особенно в Германии, это не совсем понятно) все равно рассматривает себя по-прежнему, некой жертвой Германии, России, поэтому трудно было с ним и российским лидерам вести дела.

Качиньский был одним из тех политиков в Европе, который выступал за то, чтобы НАТО по-прежнему сдерживало Россию. Он выступал за продвижение НАТО на Восток, за включение Украины и Грузии в НАТО. Он был тем почти что единственным лидером Европейского союза, который после событий в Южной Осетии в 2008 году поехал (к Саакашвили), поздравлял (его) и поддерживал миссию Саакашвили.

Все это, конечно, очень мешало плодотворному развитию российско-польских отношений. Но надо сказать, слава Богу, своевременно появился новый премьер Дональд Туск, который во многом в последние годы исправил отношения между Москвой и Варшавой.

- Как, с Вашей точки зрения, будут дальше развиваться российско-польские отношения, учитывая последние события?

– Очень важный вопрос. Я настроен очень оптимистически, потому что, с моей точки зрения, и Медведев и Путин нашли очень правильные жесты, очень правильные слова в час скорби в Польше в адрес польского народа, польской элиты и польских правителей.

То,что государственный траур был тоже (объявлен) в России, в день российского большого праздника – Дня космонавтики – показывает, что Россия серьезно солидаризируется с этим несчастьем, которое постигло Польшу. Я думаю, поляки это не забудут. Они плохие вещи тоже очень помнят, но хорошие вещи также будут помнить всегда.

И, я думаю, то что Россия подставила свое плечо польскому народу, польским политикам, польской элите в этот тяжелый час, это поможет во многом исправить отношения в будущем. Я в этом плане оптимист. Уже до этого трагического случая можно было видеть, что Польша была опять готова заключать и сделки с "Газпромом", и, в принципе, отказалась от своего протеста против "Норд-стрим".

Так что все равно дела шли медленно к потеплению, к исправлению ситуации.

Но я думаю, что сейчас для этого действительно будет (еще один) шанс, особенно после выступления Медведева, который признал, что Катынь – это было горе и России, и Польши, потому что обе нации вместе осуждают тоталитаризм. Это были очень нужные и важные слова в правильный момент.


Источник: "Голос России"

 Тематики 
  1. Общественное мнение   (150)