В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Лечение и реабилитация лиц с алкогольной зависимостью в системе школ православного трезвения

Проблема алкоголизма в России приняла масштабы гуманитарной катастрофы!!! Запредельно постыдно – высокий уровень смертности, преступности, сиротства в нашей стране во многом является её следствием. XIII Всемирный Русский Народный Собор, прошедший 22-23 мая 2009 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обратился к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Федеральному Собранию и другим органам государственной власти с призывом обратить внимание на эту тяжелейшую для России проблему. Впоследствии решением Священного Синода Русской Православной Церкви образован Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы.

Его Святейшество после своего избрания на самом первом, я подчёркиваю, на самом первом заседании Священного Синода выступил с предложением о создании Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе. Само название говорит о насущности проблемы и о необходимости принятия самых неотложных мер.

Одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию её государственности в настоящее время является сверхвысокое потребление алкоголя (цитата из резолюции XVIII Всемирного Русского Народного Собора).

Каждый день в нашей стране 2000 человек погибает от проблем, связанных с употребление спиртосодержащих продуктов. 30% самоубийств и 60% тяжких преступлений совершается в состоянии сильного опьянения. Каждые 20 минут кто-то лишается жизни по вине пьяного водителя!

За 10 лет войны в Афганистане погибло 14 000 наших соотечественников. Сейчас же алкоголь в России ежегодно уносит не менее 1 000 000 человеческих жизней. Такие цифры сообщает в своём исследовании академик Российской академии медицинских наук, первый заместитель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья Н.Ф. Герасименко. Тотальная алкоголизация – это алкогольная война против нашего народа.

О том, что от алкоголя сейчас гибнет больше людей, чем в военное время, мы почему-то совершенно не задумываемся. Так давайте наконец задумаемся!!! Задумаемся и вспомним нашу историю. В истории нашего Отечества был период, когда в начале XX столетия Русская Православная Церковь и государство совместными усилиями сумели выстроить цельную комплексную систему воспитания народа в духе трезвости. Было создано и активно действовало мощное трезвенническое движение, включавшее в себя приходские и светские общества и согласия трезвости, детские и молодёжные объединения. Были разработаны образовательные программы, формирующие трезвенные убеждения у учащихся церковно-приходских и школ земских ведомств, студентов семинарий и академий; существовала специальная система подготовки педагогических кадров для этой деятельности. Были открыты дома трудолюбия, лечебницы для страждущих, библиотеки, чайные и т.п. Вся эта деятельность привела к реальному отрезвлению и оздоровлению общества.

Особо следует отметить, что самой действенной и многочисленной силой этого народного движения были приходские общества трезвости (трезвения). По данным, приведённым в первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости в Российской Империи значилось к началу 1911 года 1767, в них числилось 498 658 человек, в среднем, по 282 человека при каждом обществе трезвости.

Безусловно, что и в настоящее время этот исторический опыт, наложенный на состояние современного российского общества может быть использован для отрезвления народа. И должен быть использован!!!

Одна из главных причин пьянства – потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. Если главная причина пьянства – духовно-нравственная, следовательно, и решаться задача отрезвления общества должна духовно-нравственными средствами.

В истории России имеется богатый позитивный опыт утверждения трезвости и трезвенного просвещения в масштабах всего государства. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. В царской России к 1917 году действовало более 3 000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенную работу. Благодаря этой просветительской деятельности подавляющее большинство населения поддерживало идеологию трезвости и всячески содействовало её утверждению.

В наше время идёт процесс возрождения православных трезвенных традиций. При приходах появляются общества трезвости и трезвения. Сейчас таковых более 50. Возобновилась практика принятия обетов трезвости. Более 10 лет назад организовано Всероссийской Иоанно-Предтеченское православное братство "Трезвение". Его председатель, священник Игорь Бачинин, член Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе при Священном Синоде. Братство объединяет православные общества трезвости из 18 епархий Русской Православной Церкви.

Хотелось бы особо отметить, что основной целью православных трезвенных объединений является утверждение трезвости как правила жизни, организация процесса духовно-нравственного и трезвенного просвещения.

Православное общество трезвости – школа трезвения. Это училище для страждущего человека, желающего найти спасительные средства для исцеления души, школа познания первопричин страданий, познания себя: каков ты есть на самом деле, а не какого ты о себе мнения. В Школе трезвения человек, осознав ужасное состояние своей души, не только в теории, но и опытно, деятельно, постигает азы добра, решает задачи по изменению своей жизни. Здесь он делает первые усилия, направленные от невоздержания – к посту, от лености и нерадения – к непрестанному понуждению себя на достижение поставленных целей, от гордости и тщеславия – к смирению, от блуда – к целомудрию, от жестокости и сребролюбия – к милосердию, от осуждения и пустословия – к доброму общению, от разочарования в своих силах и отчаяния – к упованию на Бога и молитве.

Каждый шаг на этом пути совершается по благодати и милосердию Божию. Вот Кто исцеляет души людские. Не человек, кто бы он ни был, источник этого блага: он может и должен трудиться над исцелением больной души, освобождением от рабства страсти, но дарует исцеление Бог – Врач душ и телес человеческих.
Анализируя работу в Школе трезвения, можно сказать уверенно – те, кто обрели дар освобождения от пристрастия к спиртному или иных страстей сами по себе, без Бога с такой задачей не справились бы. Люди Им дышат, Им живут, Им спасаются!

Первое, что получает человек в Школе трезвения – это знания по той проблеме, с которой он столкнулся в своей жизни.
Необходимо понять главное правило утверждения трезвой жизни – православная трезвенная работа может быть по-настоящему плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Также необходимо понять, что основной метод трезвеннической работы – это соединение идей трезвости с православным просвещением.

Возрождение православных трезвенных традиций началось в конце XX века. Общества трезвости были организованы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве и некоторых других городах России. Сейчас их насчитывается около 60. Главной задачей обществ, школ трезвости является духовно-нравственное просвещение народа, без которого невозможно его отрезвление. Именно отход от духовных традиций является главной причиной алкогольной катастрофы в России. Следовательно, возрождение трезвенной традиции должно происходить совместно с возрождением духовной жизни.
Обобщая современный опыт работы обществ и школ трезвости, можно выделить несколько основных направлений их деятельности:
1. Совместная молитва;
2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников;
3. Беседы с родственниками страждущих;
4. Курсы для страждущих по избавлению от алкогольной зависимости;
5. Реадаптация людей, прошедших курсы по избавлению от алкогольной зависимости; Возрождение традиций обета трезвости;Возрождение традиции обета трезвости;
6. Дела милосердия;
7. Издательская деятельность;
8. Создание и поддержка собственного интеренет-ресурса;
9. Проведение массовых мероприятий (паломнические поездки, крестные ходы, общероссийский День трезвости и т.п.)

А сейчас с Вашего разрешения я остановлюсь коротко на каждом направлении деятельности Школы трезвения.
Итак, во-первых, совместная молитва.

Молитва является неотъемлемой частью нашей христианской жизни, посредством её в душе устанавливается живая связь с Богом. Эта благодатная связь необходима человеку в борьбе со страстями и исправлении жизни. Посредством молитвы человек делается способным противостоять злу и утверждаться в добре.

Следующий момент – индивидуальные консультации для страждущих и их родственников.
Консультации организуются с целью объяснения человеку, обращающемуся за помощью, что проблема зависимости имеет в первую очередь духовные корни, поэтому и решать её необходимо соответствующими средствами. Консультации проводятся людьми, которые являются активными членами Общества трезвения, имеют необходимый духовный и жизненный опыт, прошли специальное обучение, которые сами дали обет трезвости и получили благословение духовника, окормляющего деятельность школы трезвения. Зачастую после консультаций люди приходят на ближайшие занятия по избавлению от зависимости, начинают посещать молебны с акафистом в честь иконы Божьей Матери "Неупиваемая Чаша" и принимать активное участие в деятельности общества "Трезвение".

Далее – беседы с родственниками страждущих.

Необходимость организации специальных занятий с родственниками и близкими страждущих обусловлена тем, что эти люди, видя, как на глазах у них разрушается и гибнет личность ближнего, не понимая причин такого поведения человека, часто совершают действия, которые не только не приводят к решению данной проблемы, но, наоборот, усугубляют её тяжесть. Нередко именно их поведение и является причиной очередного срыва их близкого родственника или семейного конфликта.

В ходе этих бесед гораздо шире, чем на индивидуальной консультации, раскрываются духовные основы зависимостей, объясняется, что проблема алкогольной зависимости не только личностная, но и семейная, и социальная. Поэтому бороться нужно не с человеком, а за человека!

Главный вектор приложения усилий в помощи страждущему должен быть направлен на то, чтобы в нём самом пробудить стремление изменить свою жизнь.

На занятиях предлагаются конкретные формы поведения, принципы правильного общения со страждущим человеком, способы оказания ему необходимой помощи. Общение на занятиях с членами общества, совместные молитвы, реальные примеры преодоления порока и исправления жизни воодушевляют родственников на терпеливую и усердную борьбу со страстью. Им самим предлагается принять обет трезвости, стать членами общества и активно включиться в его деятельность.
Следующий момент – курсы для страждущих по избавлению от алкогольной зависимости.

Целью курса является передача человеку, принявшему твёрдое решение изменить свою жизнь, необходимой суммы теоретических знаний и опыта, достаточных для избавления от зависимости. К концу занятий на курсах у подавляющего большинства слушателей появляется осознанная необходимость внутреннего преображения, формируется твёрдое намерение жить духовной жизнью в традициях Русской Православной Церкви.

Следующий этап – реадаптация людей, прошедших курсы по избавлению от алкогольной зависимости.
Главной задачей, которую призвано решить общество трезвости на этом этапе, является оказание необходимой помощи человеку, закончившему курс занятий и принявшему решение жить трезво. Для этого нужно помочь ему удержаться на достигнутых рубежах, научиться видеть искушения, понимать их смысл и знать о средствах борьбы с ними. Перед людьми ставятся 3 основные задачи:
1. Взаимная помощь и поддержка в достижении трезвости;
2. Содействие в обретении духовного опыта и знаний;
3. Активное участие в жизни общества.

Работа строится на основных христианских принципах: "Нет больше той любви как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13); "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2).
Важным для человека на этом этапе является обретение личного духовного опыта, участие в благодатной жизни Церкви и деятельности Школы трезвения.

Наряду с оказанием необходимой психологической помощи и поддержки, в обществе существует ещё одно важное направление работы – катехизаторская школа. Она ставит своей целью создание условий для приобретения людьми, прошедшими курс занятий, системных знаний о Боге, вере, Православии, богослужении, духовной жизни в традициях Святых отцов.
Все мероприятия общества сплачивают его в единый деятельный живой организм, который помогает страждущему измениться и жить трезво.

А теперь, дорогие братья и сестры об очень важном моменте – о возрождении традиции обетов трезвости.
Основным и наиболее действенным способом достижения положительных результатов в борьбе со страстью пьянства Русская Православная Церковь считает обет трезвости! Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты! Первое обетование – о пришествии в мир Спасителя – дал сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом, и в Новом Завете. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства. В Священном Писании Нового Завета мы также видим примеры, когда давали обеты святые праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, обещавшиеся в случае разрешения от бесплодия посвятить своё чадо Богу.

Обет трезвости даётся для того, чтобы оградить волю человека, создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно.
Обет трезвости – это великое охранительное средство и для людей, не имеющих порочных зависимостей. Это действенная помощь родственникам страждущих, которые призваны помочь своим ближним, в том числе собственным примером, в достижении трезвости. Сергей Александрович Рачинский писал об этом в своих трудах: "Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи".

Нередко люди, которые сами от этого пристрастия не страдают, дают обет трезвости ради своих ближних. Делают они это из-за чувства братской любви и сострадательности к их немощам, руководствуясь при этом словами апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14:21). Чтобы избавиться от страсти пьянства, человеку необходимо утвердиться в добродетели воздержания. Примером такой жизни в воздержании от винопития могут и должны стать близкие страждущего.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвеннической работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости каждому обетчику выдаётся обетная грамота, которая хранится дома, на видном месте, напоминая человеку о данном Богу обещании.
Обет трезвости даётся человеком с благословения духовника. на усмотрение последнего определяется срок дачи обета: от нескольких месяцев до пожизненного. В дореволюционной России была широко распространена практика дачи обета на год с последующим повторением. Вероятно, такой подход можно считать вполне оправданным в целях регулярного напоминания человеку о взятых на себя обязательствах перед Богом.

Нужно помнить, что обет трезвости даёт человек, который в полной мере осознал смысл этого духовного действия, имеет опыт церковной жизни, понимает меру ответственности, которую он берёт с принятием обета. Также он должен быть готов стать членом общества трезвости, чтобы жить новой трезвой жизнью и служить своим трудом делу её утверждения. Если кандидат не соответствует этим критериям, обет трезвости для него неполезен, поскольку он не сможет его исполнить. В этом случае можно рекомендовать человеку самостоятельно воздерживаться от употребления алкоголя, пройти курс занятий в обществе трезвости и начать жить церковной жизнью.

Благодатная церковная форма отречения от пьянства – обет трезвости – предлагается человеку как действенное средство в борьбе с этой страстью и предполагает с его стороны деятельное участие в жизни Церкви, и, как следствие, решительное изменение всей жизни человека. Ему необходимо расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать отрицательные черты своего характера, такие как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень. Давший обет трезвости обязан приложить все усилия к действенному покаянию. Только в этом случае действие благодати в его душе принесёт ожидаемый плод.

Имеет смысл сказать несколько слов об издательской деятельности Общества "Трезвение".
По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с 2005 года в Екатеринбурге выходит ежеквартальное издание Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства "Трезвение" – "Трезвое слово". Оно возрождает традицию, существовавшую в царской России, когда только духовенством издавалось более 30 журналов, утверждающих трезвый образ жизни. "Трезвое слово" имеет не только просветительскую, но и практическую направленность, о чём свидетельствует его подзаголовок – "Православный журнал о делах трезвости".

По благословению Преосвященного Ионафана, архиепископа Абаканского и Кызылского, ежемесячно выходит газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства "Трезвение" (издаётся с июня 2000 года).
И, наконец, в рамках просветительской деятельности, направленной на утверждение трезвости, возможно проведение конференций, круглых столов, крестных ходов, организация постов трезвости и тому подобных мероприятий.
Одной из исторически утвердившихся форм работы является проведение Дня трезвости.

В современной России проблема пьянства с каждым годом обостряется и ведёт страну к гибели. Несмотря на то, что форм оказания помощи в избавлении от алкогольной зависимости в последние десятилетия стало гораздо больше, самих страждущих меньше не становится!

Утраченная трезвость – причина многих бед.

Почитание христианских ценностей, трезвый образ жизни, трудолюбие и высокая нравственность всегда были характерны для нашего народа и включались в значение и смысл таких понятий как "русская душа" и "русский характер". Все эти славные традиции держались на трезвости.

Проблема пьянства – проблема духовная. Трезвость – естественное состояние человека, и наша задача – вернуть эту богом данную нам трезвость.

Церковное Предание говорит о том, что зависимость человека от алкоголя – это, в первую очередь, действие в нём страсти винопития. Но лекарств от страсти винопития не существует! Для того, чтобы в своей жизни что-то изменить к лучшему, необходимо усилие, самопонуждение, работа над собой. Важно это понимать. Если же человек не трудится над тем, чтобы быть лучше, он будет становиться всё хуже и хуже. Ответ на вопрос о том, как человеку избавиться от власти зла, дало главное событие в истории человечества – Боговоплощение. Христос, воплотившийся Бог, принявший на себя человеческую природу и преобразовавший её своим божеством, сделал возможным для человека побеждать силы зла. Поэтому каждый человек, осознавший себя побеждённым, обращающийся за помощью к Богу, получает её. Только при содействии Его благодати возможно побеждать в себе зло, освобождаясь от плена страстей. Господь всем нам даёт возможность спасения и уже от самого человека зависит – воспользуется ли он этой возможностью.

Как я уже говорил выше, основная причина пьянства скрывается в уничтожении духовно-нравственной составляющей в обществе в целом, и личности многих людей в частности. Чтобы утверждать трезвость, мы должны вернуться к тем нравственным ценностям, которыми сотни лет жил наш народ. Именно в Церкви содержится богатейший, накопленный за множество веков практический опыт преображения человека и избавления его от страстей.
Сегодня жизненно необходимо объединение усилий и государства, и Церкви, и общественных организаций – всех, кто хочет видеть свою страну сильной и свободной от страстей. Действовать нужно всем миром.

Хотелось бы вспомнить, что 27-30 октября 2009 года совместно со Вторым Восточно-Европейским конгрессом по психиатрии состоялась общероссийская конференция "Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах" и Пленум Правления Российского общества психиатров с участием главных психиатров и наркологов, руководителей психиатрических и наркологических учреждений субъектов Российской Федерации.

На прошедшем форуме Православный гуманитарный институт "Со-действие" представил два сообщения: "Православно ориентированная психотерапия в душепопечительской деятельности Русской Православной Церкви" и "Православная Церковь и алкогольная угроза", которые были восприняты авторитетными учёными с соответствующим и должным вниманием. Православный гуманитарный институт "Со-действие" с 2007 года на отделении душепопечения проводит подготовку будущих кадров по специальности "Православная психотерапия", позволяющую выпускникам квалифицированно выполнять обязанности приходского социального работника, в обязанности которого входит забота и о прихожанах, страдающих алкогольной зависимостью, с возможностью последующего создания на приходе Школы трезвения.

Следует надеяться, что инициатива института "Со-действие" не останется без внимания ведущих психиатрических и наркологических институтов.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас понять чрезвычайно важный момент! Сегодня в идеале Школа трезвения должна быть при каждом православном приходе. При каждом!!! Это чрезвычайно важно! В "шаговой" доступности.
Секрет успеха в преодолении алкогольной зависимости учащихся Школы трезвения состоит в следующем.
1. Они осознанно выбрали трезвость, очистив свой рассудок от ложных представлений, усвоив православные трезвенные убеждения;
2. Покаялись за свои грехи;
3. Осознав невозможность собственными силами избавиться от глубоко укоренившихся в душе страстей, обрели веру в Бога и уповают на Него;
4. Они приняли решение жить в согласии с совестью и Божией волей;
5. Каждый из них имеет высокую цель жизни – спасение души;
6. С Божией помощью они упорно преодолевают жизненные трудности, препятствия;
7. В случае неуспеха они пытаются разобраться в том, что сделали плохо, неправильно;
8. В неудачах винят себя, а не обстоятельства или окружающих;
9. Патриотизм и стремление помогать высокому делу утверждения трезвости – их отличительная черта;
10. Они – ответственные люди.

В заключение своего сообщения, уважаемые коллеги, имеет смысл коротко остановиться на Попечительстве о народной трезвости. Обобщить, осмыслить сложившиеся издавна традиции трезвения и реализовать их в конкретной работе – вот одна из важнейших задач современных Попечительств о народной трезвости. В нынешних условиях оно (как нравственная норма общественной жизни) необходимо как форма объединения усилий здоровых сил общества в решении насущной социальной проблемы.

В его сферу может быть включена следующая деятельность:
1. Организация профилактики и социальной реабилитации;
2. Оказание необходимой помощи страждущим и их семьям;
3. Распространение достоверных научных знаний о трезвости;
4. Организация трезвенного просвещения в образовательных и медицинских учреждениях;
5. Разработка и распространение учебно-методической литературы;
6. Создание и распространение социальной рекламы;
7. Формирование социальной устойчивости к порочным зависимостям у детей и молодёжи;
8. Разработка комплексных программ утверждения трезвости на предприятиях;
9. Организация досуга;
10. Мониторинг деятельности;
11. Законодательная инициатива.

Завершая своё выступление, хочу сказать, что в тех условиях, в которых оказалась не только наша страна, но и всё мировое сообщество в результате глобального кризиса, крайне актуальным является создание системы трезвенного просвещения. многие специалисты говорят сегодня о том, что этот кризис в первую очередь – не финансовый, не экономический. а системный, то есть кризис тех ценностей, на основе которых десятилетиями строились взаимоотношения между людьми, осуществлялось государственное строительство. Ценности эти потерпели крах. Выход из кризиса возможен только в том случае, если мы сумеем совместными усилиями вернуться к традиционным ценностям. которые способны обеспечить возможность позитивного созидательного обустройства внешней и внутренней жизни человека и общества. Основанием этих ценностей для России являлось и является Православие.

Георгий Савов
Источник: "Русская линия"


 Тематики 
  1. Наркомания, алкоголизм, курение   (32)
  2. Религия и общество   (748)