Об авторе: Уве-Йенс Карл живет и работает с 1996 в Москве. Работал для Piasten, Cadbury, Onken и Haribo (концерны, производящие сладости и прохладительные напитки – прим. перев.). В настоящее время он руководит предприятием сбыта, где работают 50 человек.
От автора
Сегодня нет ничего особенного в том, что немец живёт и работает в России. В одной только Москве количество постоянно проживающих немцев оценивается в несколько десятков тысяч. Я один из них.
Мой личный опыт жизни здесь, мог бы, наверняка, повториться ещё 10 000 раз. У меня есть причины предполагать, что это именно так. Или его можно было бы 10 000 раз опровергнуть, во что я не верю. Даже если мой опыт — как и каждого здесь — очень индивидуален и оценки субъективны.
Дюжина лет в России изменили меня. Они способствовала моему развитию и сделали меня лучше. Это новые познания и взгляды, за которые я буду благодарен России, если когда-нибудь вернусь в Германию.
Ниже, на страницах вы сможете понаблюдать вживую, как я осмысливаю пережитое и пытаюсь извлечь из него положительный опыт.
Русские и немцы
Можно растолковать это по-разному, но различия между немцами и русскими есть. Не особо теоретизируя, и, прежде всего, абстрагируясь от стереотипов и предубеждений, я попытаюсь в дальнейшем обобщить мои межкультурные наблюдения как чисто эмпирическое знание.
Субъективно, но по-деловому
Я читал сравнительные исследования, в которых русские выглядели всегда немного хуже в сравнении с немцами. Я бы хотел избежать этого, и буду противопоставлять положительные или отрицательные качества немцев таким же качествам русских. Я не буду описывать немцев и русских полностью, а ограничусь различиями, которые кажутся мне особенно заметными. И, наконец, я допускаю, как само собой разумеющееся, что в обоих народах имеются индивидуумы, которые абсолютно подходят к описанию другой нации. В этом отношении изображаемые мной образы — это субъективно воспринятое множество наиболее типичных национальных черт.
Почему русские такие, какие они есть?
Такая постановка вопроса русскому никогда не пришла бы в голову. И вот уже один пункт, в котором мы отличаемся: русские склонны к тому, чтобы принимать вещи как данность; мы же, немцы, напротив, всегда всё должны ставить под сомнение. Часто слышишь, что это необъятная величина страны и довольно суровый климат России наложили свой отпечаток на национальный характер русских, которые расточительно обходятся со временем и пространством, грубы и закрыты и воспринимают всё в мрачном свете. Однако это объяснение слишком просто и к тому же нелогично. Так, в обоих этих пунктах Канада, например, ни в чём не уступает России. А, насколько я знаю, канадцы считаются приветливыми и открытыми.
Влияние тесноты
Позвольте мне противопоставить величине русской страны тесноту русского жилья. Я нахожу, что из неё отчётливо проистекает большое количество особенностей русских. Что я под этим подразумеваю? Ещё и сегодня в больших городах живут тысячи семей, помещённые в загоны так называемых коммунальных квартир ("коммуналки"). Это квартиры, в которых 3, 4 и более семей делят общую кухню и ванную, а для личного пользования имеют комнату в этой общей квартире. Часто бабушки и дедушки, родители и дети проживают вместе на 20 квадратных метрах. Это невообразимо для нас, но всё ещё реальность для многих русских. В последнее время в этом отношении кое-что улучшилось. Но даже и отдельная квартира во многих русских семьях не более 40-50 кв.м, с 2-мя комнатами на всю семью.
Манеры за столом и дистанция
Если мы наблюдаем русских людей за едой и видим, что они всегда держат одну руку под столом, мы воспринимаем это как плохие манеры. Но только в таком компактном положении 3 поколения могут уместиться за маленьким обеденным столом в кухне размером в 6 кв.м. Стеснённость ежедневной жизни продолжается и вне собственных четырёх стен, например, в хронически переполненных вагонах метро, приёмных или коридорах учреждений. В конечном счёте, русские в их самой большой стране мира из поколения в поколения наступают друг другу на пятки. Это не могло не сказаться на их чувстве дистанции и конфиденциальности. Тот, кто как я, определил размеры своей личной зоны в европейских масштабах, снова и снова будет попадать в России в неприятные ситуации, когда, например, при заполнении бланка денежного перевода в почтовом отделении кто-то заглядывает тебе через плечо или когда при регистрации в аэропорту человек, стоящий сзади, тяжело дышит тебе в затылок.
Сплочённость и «чувство локтя»
Оборотная сторона: пожалуй, никакой народ не может, если это нужно, сплотиться так тесно, как русский. И именно как в прямом, так и в переносном смысле. Благодаря этому возникают самые разные положительные душевные состояния, например — уютность, когда даже для десятого или двадцатого, неожиданно пришедшего с поздравлениями гостя, находится ещё местечко за столом, единодушие при опасности извне или особое «чувство локтя», когда очень тесная связь друг с другом даёт человеку чувство надёжности и защищенности.
Ты уже кушал?
В отличие от Германии с её суетливой культурой фаст-фуда, еда и питье в России всё ещё занимают центральное место в повседневности. Ни одна русская мать или жена не поприветствует ребенка или мужа у двери дома не спросив, кушал ли он или хочет ли он есть. Ни одного гостя хозяева не отпустят без, по меньшей мере, символического угощения. И здесь я вижу типичное отличие: в то время как у нас, немцев, есть абсолютно определённые и унифицированные почти ло общенациональной точки зрения временные отрезки для завтрака, обеда и ужина, русский ест тогда, когда он хочет есть. Естественно, и в России существует время обеда — как правило, между 13.00 и 15.00 ч. Но оно — не более, чем абстрактное правило, которого не обязательно придерживаться. Русские люди последовательно нарушают всё, что мы разработали в общепринятых конвенциях по еде: они едят мороженое на улице посреди зимы, утром идут с пивной бутылкой в руке на работу и начинают роскошную трапезу в 10 ч. вечера.
Глаза больше желудка
Когда немцы приглашают гостей, они соразмеряют количество еды с количеством ожидаемых гостей. Если к столу просят русские, они выкладывают всё, что есть на кухне и в подвале. Обычно этого слишком много, и огромное количество еды остаётся. Русские хозяева выражают этим, с одной стороны, своё уважение к гостям и одновременно гордо демонстрируют своё благосостояние. Иметь еды достаточно или даже в избытке — не было в России само собой разумеющимся вплоть до недавнего времени. И иногда у меня создаётся впечатление, что страх перед угрозой внезапного голода таится даже и сегодня в каждом русском. Например, если я вижу их в отелях или на приёмах перед столом с закусками. Там на тарелки иногда накладывается так много, словно с завтрашнего дня выйдет запрет на еду. Я могу понять, когда остальные нации отмечают такое поведение с предубеждением.
Пьяным народом легче управлять
О том, что «пьяным народом легче управлять» знала уже Екатерина II. Я думаю, что алкоголь и крепостничество есть или были одними из решающих исторических факторов сформировавших русский национальный характер. До тех пор пока в 1861 году не отменили крепостное право, культурным апогеем года у крепостных крестьян была многосуточная пьянка, на которою помещики, в благодарность за собранный урожай, бесплатно выставляли водку в вёдрах на ярмарочные столы. Так чернь на столетия погрязла в пойле и кабале. За исключением короткого периода в середине 1980-ых годов, когда Михаил Горбачев хотел решить проблему алкоголя в Советском Союзе при помощи жёстких законов, водка была для власть имущих одновременно и дешёвым наркотиком для плебса и гигантским источником дохода длягосударственной казны. По статистике каждый житель России, от младенца до старика, пьет сегодня в год 14 л чистого алкоголя или 100 гр. водки ("Сто грамм") в день. Последствиями этого национального алкоголизма являются примерно 500 000 погибших от алкоголя каждый год и средняя продолжительность жизни у мужчин 59 лет. Многие национальные особенности русских можно объяснить, по крайней мере частично, этими обстоятельствами.
Вперёд в прошлое
Иногда мне кажется, что у русских вообще нет никакого представления о своём будущем. И не только потому, что в национальном характере отсутствуют расчётливость и дальновидность — у них нет чёткого представления даже о том, что должно быть через 5 или 10 лет. Они живут Сегодня, оглядываясь на Вчера. То, что было вчера, конкретно и постижимо. То, что будет завтра, знает только Господь Бог. Что-то предусмотреть , подготовиться к возможным случайностям, активно повлиять на ход вещей заранее — всё это — чуждые жизненные установки для большинства русских людей. Так, победа над Германией в Великой Отечественной войне или первый полёт в космос Юрия Гагарина через более чем 60 или почти 50 лет всё ещё остаются одними из немногих кульминационных моментов, по которым Россия до сих пор определяет своё национальное величие. Отсутствие государственной идеи (сравнивмо с Германией 2-ой половины 19-ого столетия), международной перспективы интеграции (сравнимо с Европой 2-ой половины 20-ого столетия) или определяющей системы ценностей привела к чему-то вроде национального комплекса неполноценности, который свойственен простому гражданину и который маскируется государственной великодержавной риторикой.
Культура успеха — заявление об отсутствии
Русские на каждом шагу желают друг другу успеха. «Успехов!» — ко дню рождения, на прощание или в письмах. Можно подумать, что за этим кроется ментальность достижений и успехов как у нас, немцев. Но это не так; и нигде это не ощущается так мучительно, как в деловой жизни. Если что-нибудь задумывают немцы, то процесс будет распланирован от и до. Возможные проблемы идентифицируются ещё перед стартом, чтобы в значительной мере их исключить. Часто одновременно разрабатывается «план Б». Результат — ясный маршрут к успеху предприятия ценой определённой негибкости. Если же что-нибудь начинают русские, то у них часто нет ничего, кроме неопределенной идеи. Как правило, отсутствуют конкретные цели и хоть какое-нибудь описание процесса, что нередко приводит к доминированию неизбежно возникающих непредсказуемых процессоов. В результате как реализация, так и сама цель крайне "подвижны", и, тем самым, заранее программируются и неудачи. Формулируя это различие, можно сказать, что немец видит свой успех в достижении своих целей, а русский видит свои цели в преодолении своих неудач.
Позитивное отношение к неудачам
Я знаю, что это звучит жёстко или даже несправедливо. Но, проведя так много лет преимущественно в русских деловых кругах, я не смог прийти ни к какому другому выводу. Он не ставит русских ниже, а немцев выше. Наоборот. Я любуюсь русскими с их способностью относиться к неудачам свободно и положительно, стряхнуть их с себя и запрятать подальше. Они действуют с саркастичным фатализмом и частично с покорной верой в предопределенность судьбы. Я объясняю это поведение как культурно-исторически унаследованную технику выживания. В жизни это часто приводит к стоическим взглядам, таким как «Человек предполагает, бог располагает». И таким способом они продвигают свой замысел к цели!
Имидж в диалектической противоположности
Мы отличаемся и нашими личными особенностями характера. Для меня они состоят с русской стороны в теплоте, эмоциональности, общности, концентрации внимания на внутренних переживаниях и оборонительной манере поведения и на немецкой стороне соответственно, скорее, в холодности, рациональности, конкретности, концентрации внимания на внешнем мире и наступательной манере поведения. Немцы и русские близки исторически, возможно, именно потому, что они каким-то образом диалектически дополняют друг друга этими противоположностями.
Наши характерные черты
немцы....................................русские
-Холодность...............................Теплота
-Рациональность...........................Эмоциональность
-Конкретность.............................Общность
-Концентрация внимания....................Концентрация внимания
на внешнем мире........................на внутренних переживаниях
-Наступательная манера.............Оборонительная манера поведения
поведения
«Корректен и мелочен» против «Великодушен и небрежен»
Чтобы окончательно сформулировать мою точку зрения на национальные характеры, я противопоставил по 5 положительных и отрицательных, классифицированных мной как основополагающие, качеств для обоих народов. В положительной области корректный, решительный, эффективный, обязательный и сознающий свой долг немец противостоит великодушному, терпеливому, выносливому, общительному, с чувством товарищества, русскому. В отрицательной области контрастируют мелочный, бесчувственный, нетерпеливый, назойливый и эгоистичный немец и небрежный, равнодушный, медлительный, закрытый и переоценивающий себя русский.
Положительные национальные качества
немцы...............................русские
корректность........................великодушие
решительность.......................терпение
эффективность.......................выносливость
обязательность......................общительность
осознание своего долга..............чувство товарищества
Отрицательные национальные качества
немцы.............................русские
мелочность........................халатность
чёрствость........................равнодушие
нетерпеливость....................медлительность
назойливость......................замкнутость
эгоизм............................переоценка себя
«Хорошо» и «плохо» распределены равномерно
При ближайшем рассмотрении отчётливо видно, что ни одна из всех позитивных черт и ни одна из негативных черт не совпадают. Как на положительном, так и на отрицательном уровне немцы и русские противопоставлены равноценно. И во всём этом противопоставлении положительного и отрицательного снова видны — случайно или нет — удивительные корреляции.
"Продолжение следует"
Источник: "ИноФорум "