Несколько лет в стране ведется дискуссия на тему создания Общественного совета по телевидению. В пользу этого неоднократно высказывались в Русской православной церкви, министерстве культуры, Совете Федерации. О том, реально ли сегодня создание в стране общественного телевидения, чем обусловлена необходимость существования в стране мощных религиозных общественных организаций, когда может произойти отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата, в интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал политолог, замглавы думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков.
- Как Вы относитесь к идее создания в стране общественного телевидения, которая широко обсуждается в последнее время?
– Бизнесмены хотят контролировать телевидение, хотят, чтобы оно полностью служило деньгам. У нас существует культ "золотого тельца". Наше телевидение является тягчайшей проблемой: мы, может быть, бьем мировые рекорды по криминализации и аморальности. Если мне покажут более аморальное телевидение, мне будет интересно посмотреть. Мне кажется, что такого не существует. Между тем телевидение является не рынком, а общенациональным ресурсом. В соответствии с этим общенациональный ресурс должен контролироваться прежде всего общественно-политическими структурами, институтами – правительством и гражданским обществом. Общенациональное телевидение должно финансироваться из бюджета. На это есть средства.
С моей точки зрения общественный совет по телевидению, общественное телевидение на общенациональных каналах необходимо. Проще сказать, мы должны перейти к модели корпорации Би-Би-Си, большинство каналов которой не имеет рекламы. Модель же бизнес-телевидения реализуется, по-моему, только в трех странах: в России, США и Гонконге. Это убогая модель, она неправильная, негативная.
Кроме того, я полагаю, должен быть отдельный православный канал – не просто дециметровый, а общенациональный. Вообще главная цель телевидения – создавать систему ценностей нации. Сейчас телевидение формирует нацию моральных разложенцев – убийц, предателей Родины.
На телевидении работают профессиональные люди, но условия, в которых они работают, должны быть несколько скорректированы. Нам не нужно травить телевизионных руководителей, но общество должно поставить перед ними новую задачу.
- Насколько актуальным для России, на Ваш взгляд, является создание системы активных, влиятельных православных общественных организаций?
– Существование религиозных, в том числе православных, общественных организаций совершенно естественно, поскольку есть некая система ценностей, к распространению и развитию которых стремятся верующие. Для этого они встречаются, общаются друг с другом и предпринимают какие-то действия. Мы видим колоссальные влиятельные мусульманские организации в исламском мире, христианские организации – в католическо-протестантском мире. В этом смысле Россия, православие очень отстали от остального мира. Ярким критерием этой отсталости стал сильный взлет тоталитарных сект в стране, которые смогли пленить, захватить, изуродовать десятки, если не сотни, тысяч людей. Это очень тяжелая проблема. Секты скрываются под самыми разными предлогами, выкачивают из людей силу, энергию, годы жизни, деньги. В этом смысле важная задача православных организаций – помочь тем людям, которые попали под контроль тоталитарных сект.
Еще один признак недоразвитости наших православных общественных объединений заключается в колоссальном падении нравственности, которое мы видим в стране. Поэтому перед страной в целом и перед православными верующими, в частности, стоит большая задача развития общественных организаций. Государство должно способствовать этому, как, естественно, и развитию организаций других религий, но православных в особенности, поскольку православные составляют большинство граждан России.
Современное российское общество в наибольшей степени нуждается в возрождении нравственности. Оно также нуждается и в развитии технологий, в экономическом росте. Вряд ли, например, такая организация, как Союз православных граждан, может внести заметный вклад в экономический рост, но в преодоление духовного кризиса, конечно, может. Эта проблематика во многом религиозная, поскольку существует обоснованная точка зрения, что нравственность имеет свое основание в вере, и если эта вера религиозная, то она служит прочным основанием для нравственности.
- Проблемой нравственности и воспитания молодежи озабочена и Русская православная церковь, которая многие годы добивается преподавания "Основ православной культуры" в школе. Являетесь ли Вы сторонником идеи обучения школьников основам культуры традиционных религий?
– Если родители хотят, чтобы их дети получали религиозное образование, эта возможность должна быть им предоставлена. Я думаю, что и православные дети должны получить знания об основах ислама – в нашей стране, во всяком случае, точно. Дети из мусульманских семей должны получить знания основ православия. Это нужно для того, чтобы они лучше понимали друг друга.
- Порой приходится слышать из уст некоторых священнослужителей и мирян мнение о необходимости "воцерковить политику". Насколько это реально?
– В мире существует огромное количество христианских демократических партий, мусульманских партий. Единственное – здесь нужно быть максимально аккуратным, спокойным. Есть угроза религиозных расколов. Такие организации должны распространять религиозные ценности, но не должны бороться с другими религиями. Найти золотую середину нелегко, но надо.
- Какие еще задачи стоят сегодня перед православными активистами и Церковью?
– Еще одно направление, сверхактуальное в нынешнем году, это борьба с тем преступлением против Русской православной церкви, которое готовят враги православия: это раскол на Украине. Он готовится и, по их планам, должен произойти уже в этом году.
- Кто эти враги?
– Ну, насколько я понимаю, за этими планами стоят Виктор Ющенко и его брат Петр Ющенко. Я бы рекомендовал нашей власти очень внимательно посмотреть на деньги, которыми оперирует Петр Ющенко. Мне кажется, что эти деньги частично имеют российскую природу, то есть часть наших природных ресурсов, возможно, газ, идет на такое дело, как раскол нашей Православной церкви. Если этим планам не помешать, то преступление будет совершено, и оно приведет к огромному количеству трагедий.
- Как можно помешать реализации таких планов?
– Для этого нужно дать по голове тем, кто дает деньги на раскол и кто в России ведет бизнес с Петром Ющенко. Его деньги создают тот финансовый аргумент, с помощью которого он разбивает нашу Православную церковь.
Источник: "Интерфакс-Религия "
* * *
Александр Щипков.
Телевидение вытравливает из нас целомудрие
Чтобы понять наши претензии к современному телевидению, достаточно включить любой из центральных каналов. Речь идет не о пуританском отношении к телу и к ненормативной лексике, – проблема гораздо глубже.
Наше телевидение – грубое и бесстыдное, в нем почти не осталось целомудрия. Вообще слово "целомудрие" уничтожено, выведено из речи.
Реакция на него – нездоровый хохоток, будто вслух произнесено нечто крайне неприличное. Вы когда-нибудь видели, как в телешоу при очередной скабрезной шутке камера скользит по лицам в зале? Как губы выдавливают усиленные смешки, а глаза разбегаются в смущении? Им неловко! В людях говорят остатки целомудрия, но производители ТВ вытравливают кислотой цинизма эти жалкие остатки... "Будьте бесстыдными!"
Вслед за целомудрием высмеяно понятие девственности. Девственностью дорожили и гордились, а сегодня стыдятся. Ради рейтинга телевизионщики готовы показать детям не только наготу отца, но раздеть мать и научить их глумиться над нею.
Для чего создается Совет по нравственности? В первую очередь, для того, чтобы обезопасить от растления наших детей – от растления, на котором зарабатываются очень большие деньги. Дети беззащитны, они рождаются целомудренными и девственными. Кто их защитит от развратных дядь и тёть?
Конечно, организовывая Совет по нравственности, мы, православные, не открываем Америку. До нас было несколько безуспешных попыток Глазьева и Говорухина. Владыка Корнилий, старообрядческий митрополит, призывал к созданию "цензурного комитета по нравственности". Его начали высмеивать, называть дремучим обскурантом. А ведь это очень достойный человек, просто выразился грубовато, испугал богему жестким словом "цензура".
Клуб православной журналистики вновь поднял эту проблему. Нас поддержал Святейший Патриарх Алексий. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов не только поддержал, но и подготовил законопроект "Об Общественном совете РФ по телевидению".
Каким мы видим совет по нравственности? Он не должен выполнять цензурных, запретительных функций – это аксиома. Мы не имеем права влиять на формирование сетки вещания, на эфирную политику. Совет должен выносить нравственную оценку, выражать общественное мнение о работе того или иного канала, о той или иной программе. Мы не хотим цензурировать, купировать и вырезать. Мы лишь хотим назвать вещи своими именами.
Рассказывая о наших планах в прессе, мы столкнулись с тем, что светские журналисты упорно называют Совет церковным. Ответ на это совершенно однозначен: Совет будет формироваться вне зависимости от национальности и вероисповедания его членов. Среди кандидатов: Ясен Засурский, Николай Бурляев, Наталья Солженицына, Павел Лунгин, Александр Любимов, Игорь Шафаревич, Елена Гагарина, Алексей Баталов, Виталий Третьяков, Василий Лановой, Мариэтта Чудакова, Ирина Петровская, Леонид Бородин, Василий Белов и ещё шестьдесят имен.
И последнее. Критикуя современное телевидение, мы часто слышим в ответ: "Выключите телевизор, если вам не нравится!" Но эфирное, государственное телевидение (я не говорю о кабельных каналах) – это общественный институт, существующий на деньги налогоплательщиков. А общественный институт, как известно, функционирует нормально исключительно при одном условии: если есть социальный контроль. Думаю, российскому обществу, наконец, пора обрести собственное мнение и право голоса.
Источник: "Религия и СМИ"