Станислав Говорухин – кинорежиссер, политик, кандидат в члены Общественного совета по нравственности при российских телеканалах.
– Нравственная цензура необходима, ни одно государство в мире не живет без цензуры. Мы не имеем права выпускать на экраны пошлость, насилие, кровь. Как сказал один нобелевский лауреат: нравственные ограничения суть свободы в обществе. Без нравственных ограничений и демократии никакой не может быть.
Что происходит сегодня у нас в киноиндустрии? Хочу сказать, что огромная доля финансирования кинопродукции у нас ложится на государственные корпорации. Существует, например, большая программа у Правительства Москвы, есть такие организации как Газпром, РАО ЕЭС, РЖД, Комитет по борьбе с наркотиками. Все они финансируют фильмы. Значит – вкладываются государственные деньги. Кто же будет отвечать за то, что производится за эти деньги?
Я считаю, что государство, например, не имело права финансировать фильм "Сволочи". Недавно я прочел сценарий фильма о людоедах. Фильм не об истории Новой Зеландии , а о современной России. Я думал, что это какой-то казус, но такой фильм действительно снимается.
Сегодня в кино вы не найдете ни одного героя, которому стоило бы подражать. Может кто-нибудь назвать картину, где главным героем был бы рабочий или крестьянин? Все воры, проститутки, модели...
Я считаю, что в наше кино нужно вернуть институт редакторов, в Госкино – вернуть редколлегию, которая будет решать, какие фильмы надо снимать, а какие не надо. В этом деле нужны нравственные ограничения.
* * *
Василий Лановой – народный артист СССР, кандидат в члены Общественного совета по нравственности при российских телеканалах.
– У нас в государстве сегодня надо очень многое квотировать. Я начал бы с эстрады, которая сегодня заглушила все традиционные ценности российской культуры. То, что раньше показывалось по телевидению – а это были лучшие записи спектаклей, замечательные исполнители – это все сегодня заменено эстрадой, которая вред наносит, на мой взгляд, немыслимый.
Необходимо квотировать те вещи, которые разлагают, взрывают наше общество. Кроме прыгающей молодежи с обезумевшими глазами и зрителей, которые смотрят эти эстрадные представления каждую пятницу и субботу, хохочут, ржут... Я сижу и думаю – катастрофа.
Вот уже 15 лет я являюсь президентом детского международного кинофестиваля, который проходит в "Артеке". Это совместный с Украиной кинофестиваль, который пользуется очень большой поддержкой московского и киевского правительства. Но каждый год у нас одна и та же проблема: где брать детские фильмы? Из всего мирового кинематографа каждый год мы с трудом наскребаем 10-15 картин.
Лучшие картины – у американцев, итальянцев, голландцев, датчан. Они как-то еще умудряются делать замечательные детские фильмы, нравственные, глубокие, то чем отличались фильмы нашей студии Горького раньше. А в России за последние 15 лет их как будто корова языком слизнула. И мы ещё на что-то надеемся в будущем?
(Из выступления на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации 4 февраля 2008 г.)
Источник: По материалам "Религия и СМИ"