Главная функция человеческого головного мозга очевидна – порождать мысли*. И в самом деле, размеры этого органа довольно тесно коррелируют с уровнем интеллекта – как у животных, так и у человека. Тем не менее нередко люди, лишенные тех или иных частей мозга, прекрасно обходятся и без них. С тех пор как томографическое сканирование мозга стало рутиной, описания таких случаев множатся на глазах.
* Это, конечно, постулат априорной трактовки сознания как функции физического мозга, который, собственно, и оказывается далее поставленным под сомнение (прим. ред.).
Разделение полушарий головного мозга у ребенка, страдающего эпилепсией, ослабляет судороги, но не отражается на его умственных способностях.
Например, 50-летний юрист, заподозривший у себя болезнь Альцгеймера и решивший пройти томографическое обследование. Диагноз не подтвердился, зато оказалось, что у него отсутствует мозолистое тело – перемычка толщиной с запястье, соединяющая обычно правое и левое полушария головного мозга. Однако это не мешало служителю Фемиды преуспевать на профессиональном поприще и обнаруживать высокие показатели умственного развития: его вербальный IQ составлял примерно 130, а невербальный – более 90 пунктов. «В поведении пациента отмечалась лишь легкая аномалия, – говорит нейропсихолог из Теологической семинарии Фуллера в Пасадине (Калифорния) Уоррен Браун (Warren S. Brown). – Он просто казался немного странным, словно не понимал смысла социальных взаимодействий». Браун добавляет, что люди с подобными нарушениями зачастую не понимают смысла шуток или рисунков.
Не меньшее удивление вызывают больные, у которых мозолистое тело было перерезано хирургическим путем для устранения эпилептических судорог. По словам директора Центра когнитивной нейробиологии Дартмутского колледжа Майкла Газзанига (Michael S. Gazzaniga), «у них не происходит снижения интеллектуальных способностей, что попросту необъяснимо. Почему после разделения двух половин мозга левое полушарие полностью сохраняет свои когнитивные функции? – В конце концов, ведь другая половина мозговой коры становится для него абсолютно недосягаемой!»
Результаты ряда исследований указывают на то, что у людей с врожденным отсутствием мозолистого тела его функции отчасти компенсируют вспомогательные «перемычки» между полушариями. Но даже это обстоятельство не может объяснить высокий уровень интеллекта детей-эпилептиков, у которых для прекращения судорог удалялось одно полушарие мозга. В 1975 г. покойный нейропсихолог Арон Смит (Aaron Smith) описал историю болезни человека, подвергшегося такой операции в раннем детстве. Повзрослев, пациент благополучно окончил колледж и устроился на ответственную работу, причем показатели его интеллекта всегда были выше среднего. Никакого ухудшения умственных способностей не было выявлено и у многих других детей, подвергшихся аналогичной операции и обследованных в Детском центре Джонса Хопкинса.
Не стоит забывать и о людях, родившихся с небольшим головным мозгом. Большинство из них, к сожалению, умственно неполноценны, но многие из них успешно заканчивают обычные школы и не отличаются показателями IQ от своих сверстников. В конце концов, известно, что мыслительный орган известного французского интеллектуала и писателя Анатоля Франса был на целую треть меньше, чем положено современному человеку, и соответствовал объему мозга человека прямоходящего (H. erectus), жившего 200 тыс. лет назад.
Какие бы преимущества ни давал человеку огромный головной мозг, они должны оправдывать как значительные метаболические затраты организма (20-25% общего количества потребляемых калорий) на поддержание жизнедеятельности этого органа, так и риск, связанный с рождением детей с большой головой. Ученые приходят к выводу, что уже после возникновения людей современного типа под действием естественного отбора в человеческой популяции получили распространение два гена, влияющих на размеры головного мозга, причем один из них подвергался отбору еще каких-нибудь 5 тыс. лет назад.
Но для чего же нам такой огромный головной мозг, если интеллект не зависит от его габаритов? Возможно, в его размеры включен некий резерв на случай травмы головы или утраты слишком большого количества нейронов в старости? Может быть, объемный мозг помогал нашим предкам десятилетиями накапливать в памяти полезные знания, благодаря чему ветераны становились более эффективными членами общества, чем молодежь? Некоторые исследователи предполагают, что в древности гигантский мозг помогал людям не только думать, но и рассеивать излишки теплоты в атмосферу, что позволяло им легче переносить жару и охотиться в полуденный зной, когда хищники спали. Как бы там ни было, выяснив причины собственной «мозговитости», мы, несомненно, станем еще умнее.
Недавнее открытие карликового вида человека прямоходящего (Homo erectus) породило множество вопросов, касающихся взаимосвязи размеров мозга и интеллекта. В 2004 г. на индонезийском острове Флорес были обнаружены ископаемые останки существа, которое первооткрыватели назвали человеком флоресским (H. floresiensis), журналисты окрестили его хоббитом, а скептики провозгласили палеонтологической ошибкой. По мнению последних, если головной мозг таинственных лилипутов был не крупнее, чем у шимпанзе, они никак не могли самостоятельно изготавливать найденные неподалеку хитроумные орудия. Но такой довод противоречит известному факту, что люди с небольшим головным мозгом или лишенные значительной его части подчас не уступают по уровню интеллекта обычному человеку.