В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

Страница: ... 72 73 74 75 76 77  78  79 80 81 82 83 ...
  Данте — новое благородство

В Российском православном университете святого Иоанна Богослова с докладами на тему «Личность как свидетель об абсолюте» выступили Ольга Седакова и Уберто Мота, профессор университета Фрибура, (Швейцария). Выступление проходило в рамках конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда»

Ольга Седакова, поэт, кандидат филологических наук, доктор богословия:

Я хочу предупредить заранее — и просить за это прощения у слушателей, — что сегодня буду говорить эскизно. Тема, которую предложила мне Джованна Парравичини, — новая для меня, хотя все дантовские темы так или иначе между собой связаны, как связано центростремительной тягой все его мироздание.

Было ли кризисным дантовское время? Данте, во всяком случае, переживал его как абсолютно кризисное, и в жизни государственной, и в жизни церковной (ср. слова ап. Петра о «моем кораблике», который так плохо нагружен — или: так нагружен злом — что ему грозит кораблекрушение:‹...›

Полностью »»
  Церковь как организация и как организм

Термины «единство» и «святость» могут быть отнесены к Церкви в прямом и строгом смысле не как организации, а лишь как организму. Этот организм не может быть определен по внешним признакам сообществом людей, носящих имя христиан в силу факта их крещения и участия в уставных обрядах. В статье автор раскрывает позицию мученика Михаила Новоселова по вопросу о границах Церкви и соотнесению понятий Церковь-организация и Церковь – Тело Христово.‹...›

Полностью »»
  В преддверии постсекулярной эпохи

Нам выпало жить в пограничный исторический период. Мы находимся на переломе времен. И имеем возможность наблюдать переход от секулярной цивилизации, вскормленной идеалами Просвещения и завершающей свой жизненный цикл, к цивилизации постсекулярной, в рамках которой христианская нравственность и любовь к ближнему вновь могут стать важнейшими ориентирами для общества.‹...›

Полностью »»
  Тевтонская пророчица Хильдегарда Бингенская (L'Osservatore Romano, Ватикан)

На протяжении почти двух тысяч лет учителями Церкви были исключительно мужчины. До 1970 года этот титул был присвоен тридцати богословам. Только в ХХ веке было провозглашено целых семь учителей Церкви. Однако период, последовавший за Вторым Ватиканским Собором, обозначил неожиданный переворот: с 1970 года участь быть провозглашенными учителями Церкви досталась женщинам: Павел VI наделил этим титулом св. Катерину Сиенскую и св. Терезу Авильскую, а Иоанн Павел II – св. Терезу из Лизье.

Не будем забывать о ранге и значении этих святых женщин. Тереза Авильская и Катерина Сиенская являются выдающимися личностями в испанской и итальянской литературе. Например, Катерина Сиенская занимает в ней центральную роль, наравне с Данте и Петраркой. Благодаря своей деятельности, направленной на глубокое обновление Церкви, они проявили себя, как мы говорим сегодня, «железными леди». Они смело общались с сильными мира сего и с иерархами Церкви: в своих письмах и личных встречах с иерархами и правителями они были убедительны и остры на язык.

7 октября этого года в этот список была добавлена Хильдегарда Бингенская (1098-1179). Она тоже вела обширную переписку с Папами, королями, принцами, епископами, монахами и мирянами, и предприняла несколько миссионерских поездок, прежде всего по берегам Рейна и в южную Германию. Там она проповедовала обращение народу и духовенству. Она была также наделена недюжинным поэтическим даром. ‹...›

Полностью »»
  «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда»

19-20 октября в Милане прошел первый этап международной конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда. Новый взгляд на роль христианства в жизни общества». Вскоре, 18-20 ноября, конференция переместится в Москву. Джованна Парравичини, представитель Оргкомитета конференции, сотрудник итальянского фонда «Христианская Россия» и атташе по культуре Посольства Ватикана в России, рассказывает о том, как возникла идея провести форум в двух странах, чего ждать от московского этапа, в чем заключается новый христианский взгляд на проблемы общества, погрузившегося в затяжной кризис.‹...›

Полностью »»
  Салафиты – новый актор международной политической жизни

Если мы изучим видеохронику и фотографии насильственных акций последнего времени в арабских странах (и не только там), например штурм посольства США в Каире в сентябре с.г., то заметим одну важную деталь. Над толпами развевается черное знамя, которое два-три года назад широко не использовалось. В арабских СМИ его называют «знаменем салафитов» или «знаменем Аль-Каиды». Оно служит знаком того, что за этапом исламистской контрреволюции, осуществленной «Братьями-мусульманами», следует этап, главной контрреволюционной силой которого выступают еще более консервативные силы.‹...›

Полностью »»
  Конфликт между буддистами и мусульманами в Мьянме

Лишь за последнюю декаду октября количество погибших в результате столкновений между буддистами и мусульманами в штате Ракхайн на западе Мьянмы достигло 84 человек, еще 129 получили ранения различной степени тяжести. В ходе предыдущей волны столкновений – в июне – погибли более 80 человек. По различным данным, общее число погибших в этом конфликте достигает уже от 170 до 200 человек. Еще больше – раненых, а количество беженцев превышает сотню тысяч человек. По имеющейся информации, лишь в ходе октябрьских столкновений были сожжены 2950 домов, 14 религиозных зданий и восемь мельниц. Однако координатор гуманитарной миссии ООН в Ракхайне Ашок Нигам сообщил, что в результате волнений в конце октября в этом штате на западе Мьянмы были сожжены 4,6 тыс. домов и 22,5 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища и стать перемещенными лицами. После июньских столкновений в лагерях для перемещенных лиц уже находятся более 75 тыс. человек.‹...›

Полностью »»
  Духовные основы российского кризиса ХХ века

Часть 3
Лекция, прочитанная академиком РАН И.Р. Шафаревичем 21 марта 2001 года в Сретенском высшем православном монастырском училище.

Произошло явление, никем не предсказанное – крах коммунистической власти, которая, казалось, стоит каменной стеной, – власти с колоссальной репрессивной системой, с монопольной идеологией, которая охватывала человека чуть ли не с рождения: она навязывалась ребенку с песнями, которые он учил в детском саду. Те взгляды, которые я излагал, естественно применить для объяснения этого переворота. Я думаю, переворот этот настолько драматический, что долго в истории, по крайней мере, русской, он будет притягательным центром для любого мыслящего человека. Прежде всего, нужно откинуть аргумент внешнего влияния, – представление о том, что этот переворот совершен какими-то внешними силами. Эта точка зрения очень простая и потому соблазнительная, но уводящая в сторону. Ее многие придерживаются благодаря ее простоте.‹...›

Полностью »»
  К истории и теории богословия освобождения

Вниманию читателей портала предлагается статья доктора богословия, преподавателя Фрибургского Университета (Швейцария) диакона Августина Соколовски, посвященная теологии освобождения, а также наиболее значимым фигурам этого течения.

1. Богословие освобождения [1]

Теология освобождения стала одним наиболее значимых и интересных феноменов соприкосновения богословской, мировоззренческой и социальной реальности в жизни Римской Церкви двадцатого столетия. Названием своим теология, или лучше, богословие освобождения обязано одному из основоположников этого направления, перуанскому священнику Густаву Гутьерресу (род. 1928). В 1968 году Гутьеррес озвучил саму идею богословия освобождения, а в 1971 году опубликовал труд с одноименным названием. При этом богословие освобождения вряд ли можно считать плодом творчества отдельных богословов. Оно стало результатом соединения воедино следующих факторов: разработки социального учения Католической Церкви, начатой в конце XIX века; возвращения к библейским истокам христианского богословия, имевшего место в Католической Церкви в середине XX века; Второго Ватиканского Собора, в текстах которого Католическая Церковь говорит о необходимости служения и миссии среди бедных и преследуемых[2]; распада колониальной системы; опыта чрезвычайной бедности в странах т.н. «третьего мира» и, наконец, популярности марксистских идеологий в 60-х – 70-х годах прошлого столетия. Важным импульсом к появлению богословия освобождения стала кубинская революция 1959 года.‹...›

Полностью »»
  Православные эксперты о будущем общества и Церкви

27 октября 2012 года, в Институте философии РАН состоялся экспертный семинар «История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?». Организатором семинара выступил Аркадий Малер, глава Интеллектуального клуба «Катехон».

История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше? В аудитории, где обычно проходят занятия клуба «Катехон», собрались известные православные политологи, ученые и публицисты:

главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Владимирович Щипков;
политолог, историк русской философии Александр Юрьевич Казаков;
доктор философских наук, профессор Вильям Владимирович Шмидт;
соредактор сайта Всемерного Русского Народного Собора, публицист, историк цивилизации Александр Борисович Рудаков;
публицист Сергей Львович Худиев.‹...›

Полностью »»
  Заметки на полях Фестиваля православных СМИ "Вера и Слово"

Нынешний пятый Фестиваль православных СМИ "Вера и Слово" (28-31 октября 2012 г.) оказался необычным. Он проходил на фоне затухающей информационной атаки на русское православие, которая длилась около двух лет. Мы пережили эту атаку не без потерь, но пока побеждаем и набираемся опыта. Теперь мы должны поделиться друг с другом этим опытом.
Вроде бы антицерковная кампания ослабла. Но совершенно очевидно, что это лишь передышка. Новый виток начнётся через несколько месяцев, которые понадобятся нашим оппонентам для того, чтобы собраться с мыслями, подготовить новые идеологические штампы взамен тех, которые уже не работают, сформулировать новые лозунги и новую антихристианскую повестку дня.

Смогут ли христиане за это же время предложить свою повестку дня?‹...›

Полностью »»
  Философия хаджа

В исламской культуре представлены очевидные пути достижения духовного совершенства и умиротворения, из которых богослужение является наиболее эффективным.

Среди способов поклонения Всевышнему особое место занимает хадж и ритуалы паломничества. В повествованиях хадж характеризуется как знаменосец ислама и один из пяти столпов исламской религии. С другой стороны, психологи считают хадж одним из важнейших элементов воспитания человеческой личности и устранения тревог и суеты. Следует знать, что паломничество должно основываться на принципах познания возвышенных идей. В связи с этим, некоторые исследователи делают акцент на изучении моральных, политических, общественных, экономических и даже психологических аспектов хаджа.‹...›

Полностью »»
  15 вопросов министру культуры от православных журналистов

Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский встретился с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». В течение часа он отвечал на вопросы журналистов.

Министр культуры на официоз настроен не был.

-У меня написаны тезисы выступления на трех страницах убористым шрифтом. Исходя из опыта, это минут двадцать пять. Я могу начать зачитывать, начиная с хорошей цитаты историка Ключевского о Церкви и так далее. Все тезисы правильные, выдержанные и политкорректные. Но с целью экономии времени я бы предложил непосредственно перейти к живому общению.

Журналисты с удовольствием согласились.‹...›

Полностью »»
  Вера в поисках слова

"Основные задачи нашего фестиваля неизменны – это консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской православной церкви и современного общества"
Источник: Газета "Культура"


29-31 октября V юбилейный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" соберет в Подмосковье несколько сотен участников – клириков и мирян, церковных и светских журналистов. О задачах фестиваля рассказывает его главный организатор – руководитель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир ЛЕГОЙДА.‹...›

Полностью »»
  Определение добра и зла

Представляем вашему вниманию доклад Ю.А. Сафоновой "Что такое добро и зло и каковы их воплощения в мире?", представленный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».

Вечная проблема добра и зла сегодня представляется очень актуальной в российском гуманитарном дискурсе. Связано это в первую очередь с тем, что не только политическая элита страны, но и значительная часть ее научного и экспертного сообщества постепенно впадают в этический релятивизм. […] На наш взгляд, превалирование такого типа взглядов в российской интеллектуальной элите может привести страну к еще большему кризису, нежели тот, в котором она пребывает на данный момент. Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного развития.‹...›

Полностью »»
  Религиозные мотивы фильма "Аватар"

Европейская мистика, а в чем-то и вся европейская культура, уже два тысячелетия находится между двумя полюсами, двумя целями мистика, или, выражаясь более поэтично, двумя формами тоски: тоской по Освобождению и тоской по Единству. В большинстве мистических учений представлены, по крайней мере в потенциале, обе цели, но существуют и примеры полного погружения в одно направление. В случае мистики Освобождения – это гностицизм, учение 2-3 вв. нашей эры, во многом повлиявшее в Средние Века на ереси богомилов, катаров и вальденцев и оставившее большой след в истории мистики. Гностики и их наследники противопоставляли грубую и неразумную телесную материю возвышенному и свободному духу-разуму, критиковали существующий мир и социальный порядок, называя их тюрьмой для человеческой души, считали смерть ошибкой и однозначным, подлежащим исправлению злом, происходящем от испорченной и несовершенной природы физической реальности.

Своим идеалом они считали небо — символ единственно истинного высшего начала, чистоты и порядка, к которому должны стремиться люди. Кроме того этому, и сходным с ним более поздним учениям была свойственна вера в особое положение человека, в торжество его природы над испорченным миром, который стоит преодолеть и забыть. И хотя гностицизм является эталонным примером мистики Освобождения, не стоит забывать, что он сам во многом опирается на идеи платоников и неоплатоников, которые в свою очередь оказали огромное влияние на европейскую науку и мировоззрение. Мы можем видеть следы желания Освобождения, например, в идеях Декарта о немыслящем протяжённом (материальном) и мыслящем не протяженном (духовном), в которых нет желания преодолеть материальность, но есть потенциал к его появлению. Через них мистические представления гностиков во многом проникли в обыденную культуру и пустили корни глубоко в сознание европейцев.‹...›

Полностью »»
  Искусство провокации

Есть повод поговорить о провокациях. Провокации – поступки людей, которые вынуждают других совершать действия для них невыгодные, неправильные или те, которые они не собирались делать открыто.

Для России провокация – дело известное. Это страна, где был Азеф, где шла борьба революционеров и охранки, в которой обоюдно использовались провокации. В истории ХХ века провокаций было немало. Известно, что это самый легкий способ борьбы с врагом. Способ его выявить, заставить быть активным, потом наказать. Из истории провокаций можно извлечь опыт, посмотреть, кто их начинает, как реагируют люди.‹...›

Полностью »»
  Мир тебе, одиноко идущий…

Песни-молитвы нашего современника иеромонаха Романа, чьё творчество сегодня почитают тысячи людей — прямое продолжение духовного наследия преподобного Романа Сладкопевца, грека, жившего в середине V столетия в сирийском городе Емесе, день памяти которого мы чтим 14 октября.
Впервые я услышала голос иеромонаха Романа в сутолоке уличного шума, из чьего-то раскрытого окна:

Если тебя неудача постигла,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой

Выйди скорей к моему роднику.

За родником — белый храм,

Кладбище старое...

Этот забытый край

Русь нам оставила!
‹...›

Полностью »»
  Россия: православная весна ("Vatican Insider", Италия)

88% населения считают себя верующими. Число агностиков и атеистов уменьшается. Исследования свидетельствуют о великом возрождении религии в бывшем царстве государственного атеизма.

Этот период длился почти целый век, но он завершен. Изгнание церкви из российского общества началось в 1917 году вслед за Октябрьской революцией и началом политики государственного атеизма. Прошло 95 лет, и православная церковь переживает вторую молодость, а программа уничтожения религии осталась воспоминанием. Недавний опрос Левада-Центра отразил религиозную ситуацию внутри Российской Федерации: 79% россиян объявили себя православными, 6% – мусульманами, остальные 3% поделили между собой примерно поровну приверженцы иудаизма, католицизма и протестантизма. Число верующих составило 88% населения, что превышает даже их количество до большевистской революции. Число агностиков постоянно снижается и составляет 7%, что на 3% меньше, чем два года тому назад, только 5% заявили, что они – атеисты. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), после распада Советского Союза количество людей, объявивших себя верующими, составляло 34% населения. Если мы сравним эту цифру с нынешней, то получим удивительный результат: за последние двадцать лет каждый второй русский (54%) обрел веру. Духовная контрреволюция затронула в основном православных верующих. Они в наибольшей степени пострадали от насильственной «атеизации», навязанной сначала Лениным, а потом Сталиным.‹...›

Полностью »»
  Можно ли отделить Русскую Церковь от России

Недавнее выступление Патриарха, ответившего на волнующий многих вопрос о сращивании (или не сращивании) РПЦ с государством, не могло не прозвучать. Слишком остро встала тема, и молчать было невозможно. На мой взгляд, сказано здорово и сказано к месту. Хотя, конечно, кое-какие нюансы упрятаны в тень -- и вполне понятно, почему.

Впрочем, начну с начала.

Я не атеист. Атеистом можно быть либо как Стивен Хокинг, имея собственную непротиворечивую картину Мироздания -- но этой роскоши мне не дано, -- либо на уровне аудитории журнала «Безбожник», представляющей Творца дедушкой на облачке, которого нет, потому что если его обругать, он не ударит молнией, -- а я всё-таки к данной страте общества не принадлежу.

Откровенно говоря, я бы охотно и радостно уверовал. Иногда это очень помогает. Но не могу. Просто, в силу рациональности мышления, не умею. Поэтому я -- агностик. То есть, сознавая, что существование Великого Инженера, по крайней мере, на данном этапе, равно недоказуемо и не опровергаемо экспериментальным путём, предпочитаю исходить из того, что соотношение 50:50 – это серьезно, а коль скоро так, то лучше всё-таки учитывать все вероятности.‹...›

Полностью »»
  Страница: ... 72 73 74 75 76 77  78  79 80 81 82 83 ...