Το Ροδον του Κοσμου
|
|
Страница: ... 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 ...
|
|
Церковь как организация и как организм
Термины «единство» и «святость» могут быть отнесены к Церкви в прямом и строгом смысле не как организации, а лишь как организму. Этот организм не может быть определен по внешним признакам сообществом людей, носящих имя христиан в силу факта их крещения и участия в уставных обрядах. В статье автор раскрывает позицию мученика Михаила Новоселова по вопросу о границах Церкви и соотнесению понятий Церковь-организация и Церковь – Тело Христово.‹...›
Полностью »»
| |
В преддверии постсекулярной эпохи
Нам выпало жить в пограничный исторический период. Мы находимся на переломе времен. И имеем возможность наблюдать переход от секулярной цивилизации, вскормленной идеалами Просвещения и завершающей свой жизненный цикл, к цивилизации постсекулярной, в рамках которой христианская нравственность и любовь к ближнему вновь могут стать важнейшими ориентирами для общества.‹...›
Полностью »»
| |
Тевтонская пророчица Хильдегарда Бингенская (L'Osservatore Romano, Ватикан)
На протяжении почти двух тысяч лет учителями Церкви были исключительно мужчины. До 1970 года этот титул был присвоен тридцати богословам. Только в ХХ веке было провозглашено целых семь учителей Церкви. Однако период, последовавший за Вторым Ватиканским Собором, обозначил неожиданный переворот: с 1970 года участь быть провозглашенными учителями Церкви досталась женщинам: Павел VI наделил этим титулом св. Катерину Сиенскую и св. Терезу Авильскую, а Иоанн Павел II – св. Терезу из Лизье.
Не будем забывать о ранге и значении этих святых женщин. Тереза Авильская и Катерина Сиенская являются выдающимися личностями в испанской и итальянской литературе. Например, Катерина Сиенская занимает в ней центральную роль, наравне с Данте и Петраркой. Благодаря своей деятельности, направленной на глубокое обновление Церкви, они проявили себя, как мы говорим сегодня, «железными леди». Они смело общались с сильными мира сего и с иерархами Церкви: в своих письмах и личных встречах с иерархами и правителями они были убедительны и остры на язык.
7 октября этого года в этот список была добавлена Хильдегарда Бингенская (1098-1179). Она тоже вела обширную переписку с Папами, королями, принцами, епископами, монахами и мирянами, и предприняла несколько миссионерских поездок, прежде всего по берегам Рейна и в южную Германию. Там она проповедовала обращение народу и духовенству. Она была также наделена недюжинным поэтическим даром. ‹...›
Полностью »»
| |
«Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда»
19-20 октября в Милане прошел первый этап международной конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда. Новый взгляд на роль христианства в жизни общества». Вскоре, 18-20 ноября, конференция переместится в Москву. Джованна Парравичини, представитель Оргкомитета конференции, сотрудник итальянского фонда «Христианская Россия» и атташе по культуре Посольства Ватикана в России, рассказывает о том, как возникла идея провести форум в двух странах, чего ждать от московского этапа, в чем заключается новый христианский взгляд на проблемы общества, погрузившегося в затяжной кризис.‹...›
Полностью »»
| |
Салафиты – новый актор международной политической жизни
Если мы изучим видеохронику и фотографии насильственных акций последнего времени в арабских странах (и не только там), например штурм посольства США в Каире в сентябре с.г., то заметим одну важную деталь. Над толпами развевается черное знамя, которое два-три года назад широко не использовалось. В арабских СМИ его называют «знаменем салафитов» или «знаменем Аль-Каиды». Оно служит знаком того, что за этапом исламистской контрреволюции, осуществленной «Братьями-мусульманами», следует этап, главной контрреволюционной силой которого выступают еще более консервативные силы.‹...›
Полностью »»
| |
Конфликт между буддистами и мусульманами в Мьянме
Лишь за последнюю декаду октября количество погибших в результате столкновений между буддистами и мусульманами в штате Ракхайн на западе Мьянмы достигло 84 человек, еще 129 получили ранения различной степени тяжести. В ходе предыдущей волны столкновений – в июне – погибли более 80 человек. По различным данным, общее число погибших в этом конфликте достигает уже от 170 до 200 человек. Еще больше – раненых, а количество беженцев превышает сотню тысяч человек. По имеющейся информации, лишь в ходе октябрьских столкновений были сожжены 2950 домов, 14 религиозных зданий и восемь мельниц. Однако координатор гуманитарной миссии ООН в Ракхайне Ашок Нигам сообщил, что в результате волнений в конце октября в этом штате на западе Мьянмы были сожжены 4,6 тыс. домов и 22,5 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища и стать перемещенными лицами. После июньских столкновений в лагерях для перемещенных лиц уже находятся более 75 тыс. человек.‹...›
Полностью »»
| |
Духовные основы российского кризиса ХХ века
Часть 3
Лекция, прочитанная академиком РАН И.Р. Шафаревичем 21 марта 2001 года в Сретенском высшем православном монастырском училище.
Произошло явление, никем не предсказанное – крах коммунистической власти, которая, казалось, стоит каменной стеной, – власти с колоссальной репрессивной системой, с монопольной идеологией, которая охватывала человека чуть ли не с рождения: она навязывалась ребенку с песнями, которые он учил в детском саду. Те взгляды, которые я излагал, естественно применить для объяснения этого переворота. Я думаю, переворот этот настолько драматический, что долго в истории, по крайней мере, русской, он будет притягательным центром для любого мыслящего человека. Прежде всего, нужно откинуть аргумент внешнего влияния, – представление о том, что этот переворот совершен какими-то внешними силами. Эта точка зрения очень простая и потому соблазнительная, но уводящая в сторону. Ее многие придерживаются благодаря ее простоте.‹...›
Полностью »»
| |
К истории и теории богословия освобождения
Вниманию читателей портала предлагается статья доктора богословия, преподавателя Фрибургского Университета (Швейцария) диакона Августина Соколовски, посвященная теологии освобождения, а также наиболее значимым фигурам этого течения.
1. Богословие освобождения [1]
Теология освобождения стала одним наиболее значимых и интересных феноменов соприкосновения богословской, мировоззренческой и социальной реальности в жизни Римской Церкви двадцатого столетия. Названием своим теология, или лучше, богословие освобождения обязано одному из основоположников этого направления, перуанскому священнику Густаву Гутьерресу (род. 1928). В 1968 году Гутьеррес озвучил саму идею богословия освобождения, а в 1971 году опубликовал труд с одноименным названием. При этом богословие освобождения вряд ли можно считать плодом творчества отдельных богословов. Оно стало результатом соединения воедино следующих факторов: разработки социального учения Католической Церкви, начатой в конце XIX века; возвращения к библейским истокам христианского богословия, имевшего место в Католической Церкви в середине XX века; Второго Ватиканского Собора, в текстах которого Католическая Церковь говорит о необходимости служения и миссии среди бедных и преследуемых[2]; распада колониальной системы; опыта чрезвычайной бедности в странах т.н. «третьего мира» и, наконец, популярности марксистских идеологий в 60-х – 70-х годах прошлого столетия. Важным импульсом к появлению богословия освобождения стала кубинская революция 1959 года.‹...›
Полностью »»
| |
Православные эксперты о будущем общества и Церкви
27 октября 2012 года, в Институте философии РАН состоялся экспертный семинар «История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?». Организатором семинара выступил Аркадий Малер, глава Интеллектуального клуба «Катехон».
История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше? В аудитории, где обычно проходят занятия клуба «Катехон», собрались известные православные политологи, ученые и публицисты:
главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Владимирович Щипков;
политолог, историк русской философии Александр Юрьевич Казаков;
доктор философских наук, профессор Вильям Владимирович Шмидт;
соредактор сайта Всемерного Русского Народного Собора, публицист, историк цивилизации Александр Борисович Рудаков;
публицист Сергей Львович Худиев.‹...›
Полностью »»
| |
Заметки на полях Фестиваля православных СМИ "Вера и Слово"
Нынешний пятый Фестиваль православных СМИ "Вера и Слово" (28-31 октября 2012 г.) оказался необычным. Он проходил на фоне затухающей информационной атаки на русское православие, которая длилась около двух лет. Мы пережили эту атаку не без потерь, но пока побеждаем и набираемся опыта. Теперь мы должны поделиться друг с другом этим опытом.
Вроде бы антицерковная кампания ослабла. Но совершенно очевидно, что это лишь передышка. Новый виток начнётся через несколько месяцев, которые понадобятся нашим оппонентам для того, чтобы собраться с мыслями, подготовить новые идеологические штампы взамен тех, которые уже не работают, сформулировать новые лозунги и новую антихристианскую повестку дня.
Смогут ли христиане за это же время предложить свою повестку дня?‹...›
Полностью »»
| |
Философия хаджа
В исламской культуре представлены очевидные пути достижения духовного совершенства и умиротворения, из которых богослужение является наиболее эффективным.
Среди способов поклонения Всевышнему особое место занимает хадж и ритуалы паломничества. В повествованиях хадж характеризуется как знаменосец ислама и один из пяти столпов исламской религии. С другой стороны, психологи считают хадж одним из важнейших элементов воспитания человеческой личности и устранения тревог и суеты. Следует знать, что паломничество должно основываться на принципах познания возвышенных идей. В связи с этим, некоторые исследователи делают акцент на изучении моральных, политических, общественных, экономических и даже психологических аспектов хаджа.‹...›
Полностью »»
| |
15 вопросов министру культуры от православных журналистов
Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский встретился с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». В течение часа он отвечал на вопросы журналистов.
Министр культуры на официоз настроен не был.
-У меня написаны тезисы выступления на трех страницах убористым шрифтом. Исходя из опыта, это минут двадцать пять. Я могу начать зачитывать, начиная с хорошей цитаты историка Ключевского о Церкви и так далее. Все тезисы правильные, выдержанные и политкорректные. Но с целью экономии времени я бы предложил непосредственно перейти к живому общению.
Журналисты с удовольствием согласились.‹...›
Полностью »»
| |
Вера в поисках слова
"Основные задачи нашего фестиваля неизменны – это консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской православной церкви и современного общества"
Источник: Газета "Культура"
29-31 октября V юбилейный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" соберет в Подмосковье несколько сотен участников – клириков и мирян, церковных и светских журналистов. О задачах фестиваля рассказывает его главный организатор – руководитель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир ЛЕГОЙДА.‹...›
Полностью »»
| |
Определение добра и зла
Представляем вашему вниманию доклад Ю.А. Сафоновой "Что такое добро и зло и каковы их воплощения в мире?", представленный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».
Вечная проблема добра и зла сегодня представляется очень актуальной в российском гуманитарном дискурсе. Связано это в первую очередь с тем, что не только политическая элита страны, но и значительная часть ее научного и экспертного сообщества постепенно впадают в этический релятивизм. […] На наш взгляд, превалирование такого типа взглядов в российской интеллектуальной элите может привести страну к еще большему кризису, нежели тот, в котором она пребывает на данный момент. Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного развития.‹...›
Полностью »»
| |
Религиозные мотивы фильма "Аватар"
Европейская мистика, а в чем-то и вся европейская культура, уже два тысячелетия находится между двумя полюсами, двумя целями мистика, или, выражаясь более поэтично, двумя формами тоски: тоской по Освобождению и тоской по Единству. В большинстве мистических учений представлены, по крайней мере в потенциале, обе цели, но существуют и примеры полного погружения в одно направление. В случае мистики Освобождения – это гностицизм, учение 2-3 вв. нашей эры, во многом повлиявшее в Средние Века на ереси богомилов, катаров и вальденцев и оставившее большой след в истории мистики. Гностики и их наследники противопоставляли грубую и неразумную телесную материю возвышенному и свободному духу-разуму, критиковали существующий мир и социальный порядок, называя их тюрьмой для человеческой души, считали смерть ошибкой и однозначным, подлежащим исправлению злом, происходящем от испорченной и несовершенной природы физической реальности.
Своим идеалом они считали небо — символ единственно истинного высшего начала, чистоты и порядка, к которому должны стремиться люди. Кроме того этому, и сходным с ним более поздним учениям была свойственна вера в особое положение человека, в торжество его природы над испорченным миром, который стоит преодолеть и забыть. И хотя гностицизм является эталонным примером мистики Освобождения, не стоит забывать, что он сам во многом опирается на идеи платоников и неоплатоников, которые в свою очередь оказали огромное влияние на европейскую науку и мировоззрение. Мы можем видеть следы желания Освобождения, например, в идеях Декарта о немыслящем протяжённом (материальном) и мыслящем не протяженном (духовном), в которых нет желания преодолеть материальность, но есть потенциал к его появлению. Через них мистические представления гностиков во многом проникли в обыденную культуру и пустили корни глубоко в сознание европейцев.‹...›
Полностью »»
| |
Искусство провокации
Есть повод поговорить о провокациях. Провокации – поступки людей, которые вынуждают других совершать действия для них невыгодные, неправильные или те, которые они не собирались делать открыто.
Для России провокация – дело известное. Это страна, где был Азеф, где шла борьба революционеров и охранки, в которой обоюдно использовались провокации. В истории ХХ века провокаций было немало. Известно, что это самый легкий способ борьбы с врагом. Способ его выявить, заставить быть активным, потом наказать. Из истории провокаций можно извлечь опыт, посмотреть, кто их начинает, как реагируют люди.‹...›
Полностью »»
| |
Мир тебе, одиноко идущий…
Песни-молитвы нашего современника иеромонаха Романа, чьё творчество сегодня почитают тысячи людей — прямое продолжение духовного наследия преподобного Романа Сладкопевца, грека, жившего в середине V столетия в сирийском городе Емесе, день памяти которого мы чтим 14 октября.
Впервые я услышала голос иеромонаха Романа в сутолоке уличного шума, из чьего-то раскрытого окна:
Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником — белый храм,
Кладбище старое...
Этот забытый край
Русь нам оставила!‹...›
Полностью »»
| |
Россия: православная весна ("Vatican Insider", Италия)
88% населения считают себя верующими. Число агностиков и атеистов уменьшается. Исследования свидетельствуют о великом возрождении религии в бывшем царстве государственного атеизма.
Этот период длился почти целый век, но он завершен. Изгнание церкви из российского общества началось в 1917 году вслед за Октябрьской революцией и началом политики государственного атеизма. Прошло 95 лет, и православная церковь переживает вторую молодость, а программа уничтожения религии осталась воспоминанием. Недавний опрос Левада-Центра отразил религиозную ситуацию внутри Российской Федерации: 79% россиян объявили себя православными, 6% – мусульманами, остальные 3% поделили между собой примерно поровну приверженцы иудаизма, католицизма и протестантизма. Число верующих составило 88% населения, что превышает даже их количество до большевистской революции. Число агностиков постоянно снижается и составляет 7%, что на 3% меньше, чем два года тому назад, только 5% заявили, что они – атеисты. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), после распада Советского Союза количество людей, объявивших себя верующими, составляло 34% населения. Если мы сравним эту цифру с нынешней, то получим удивительный результат: за последние двадцать лет каждый второй русский (54%) обрел веру. Духовная контрреволюция затронула в основном православных верующих. Они в наибольшей степени пострадали от насильственной «атеизации», навязанной сначала Лениным, а потом Сталиным.‹...›
Полностью »»
| |
Можно ли отделить Русскую Церковь от России
Недавнее выступление Патриарха, ответившего на волнующий многих вопрос о сращивании (или не сращивании) РПЦ с государством, не могло не прозвучать. Слишком остро встала тема, и молчать было невозможно. На мой взгляд, сказано здорово и сказано к месту. Хотя, конечно, кое-какие нюансы упрятаны в тень -- и вполне понятно, почему.
Впрочем, начну с начала.
Я не атеист. Атеистом можно быть либо как Стивен Хокинг, имея собственную непротиворечивую картину Мироздания -- но этой роскоши мне не дано, -- либо на уровне аудитории журнала «Безбожник», представляющей Творца дедушкой на облачке, которого нет, потому что если его обругать, он не ударит молнией, -- а я всё-таки к данной страте общества не принадлежу.
Откровенно говоря, я бы охотно и радостно уверовал. Иногда это очень помогает. Но не могу. Просто, в силу рациональности мышления, не умею. Поэтому я -- агностик. То есть, сознавая, что существование Великого Инженера, по крайней мере, на данном этапе, равно недоказуемо и не опровергаемо экспериментальным путём, предпочитаю исходить из того, что соотношение 50:50 – это серьезно, а коль скоро так, то лучше всё-таки учитывать все вероятности.‹...›
Полностью »»
| |
Кшиштоф Занусси: "Новая евангелизация заключается в том же, в чём и старая"
Кшиштоф Занусси – режиссер с мировым именем. В его мастерской стоят награды Венецианского, Каннского, Московского кинофестивалей. Практически все фильмы мэтра польского кинематографа пропитаны христианскими идеями. Есть среди них фильм о Папе Иоанне Павле II, фильм о святом Альберте Хмелёвском (созданный по пьесе Кароля Войтылы). Эти работы получили награды на самых именитых фестивалях и, что называется, сделали кассу. Парадоксально, но происходит это на фоне секуляризации общества и отказа от христианских идеалов.
Наш корреспондент обратился к пану Кшиштофу с вопросом о том, в чем, по его мнению, заключается новая евангелизация.‹...›
Полностью »»
| |
| Страница: ... 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 ...
|
|
|
|
|