Το Ροδον του Κοσμου
|
|
Страница: ... 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ...
|
|
Конфликт между буддистами и мусульманами в Мьянме
Лишь за последнюю декаду октября количество погибших в результате столкновений между буддистами и мусульманами в штате Ракхайн на западе Мьянмы достигло 84 человек, еще 129 получили ранения различной степени тяжести. В ходе предыдущей волны столкновений – в июне – погибли более 80 человек. По различным данным, общее число погибших в этом конфликте достигает уже от 170 до 200 человек. Еще больше – раненых, а количество беженцев превышает сотню тысяч человек. По имеющейся информации, лишь в ходе октябрьских столкновений были сожжены 2950 домов, 14 религиозных зданий и восемь мельниц. Однако координатор гуманитарной миссии ООН в Ракхайне Ашок Нигам сообщил, что в результате волнений в конце октября в этом штате на западе Мьянмы были сожжены 4,6 тыс. домов и 22,5 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища и стать перемещенными лицами. После июньских столкновений в лагерях для перемещенных лиц уже находятся более 75 тыс. человек.‹...›
Полностью »»
| |
Духовные основы российского кризиса ХХ века
Часть 3
Лекция, прочитанная академиком РАН И.Р. Шафаревичем 21 марта 2001 года в Сретенском высшем православном монастырском училище.
Произошло явление, никем не предсказанное – крах коммунистической власти, которая, казалось, стоит каменной стеной, – власти с колоссальной репрессивной системой, с монопольной идеологией, которая охватывала человека чуть ли не с рождения: она навязывалась ребенку с песнями, которые он учил в детском саду. Те взгляды, которые я излагал, естественно применить для объяснения этого переворота. Я думаю, переворот этот настолько драматический, что долго в истории, по крайней мере, русской, он будет притягательным центром для любого мыслящего человека. Прежде всего, нужно откинуть аргумент внешнего влияния, – представление о том, что этот переворот совершен какими-то внешними силами. Эта точка зрения очень простая и потому соблазнительная, но уводящая в сторону. Ее многие придерживаются благодаря ее простоте.‹...›
Полностью »»
| |
К истории и теории богословия освобождения
Вниманию читателей портала предлагается статья доктора богословия, преподавателя Фрибургского Университета (Швейцария) диакона Августина Соколовски, посвященная теологии освобождения, а также наиболее значимым фигурам этого течения.
1. Богословие освобождения [1]
Теология освобождения стала одним наиболее значимых и интересных феноменов соприкосновения богословской, мировоззренческой и социальной реальности в жизни Римской Церкви двадцатого столетия. Названием своим теология, или лучше, богословие освобождения обязано одному из основоположников этого направления, перуанскому священнику Густаву Гутьерресу (род. 1928). В 1968 году Гутьеррес озвучил саму идею богословия освобождения, а в 1971 году опубликовал труд с одноименным названием. При этом богословие освобождения вряд ли можно считать плодом творчества отдельных богословов. Оно стало результатом соединения воедино следующих факторов: разработки социального учения Католической Церкви, начатой в конце XIX века; возвращения к библейским истокам христианского богословия, имевшего место в Католической Церкви в середине XX века; Второго Ватиканского Собора, в текстах которого Католическая Церковь говорит о необходимости служения и миссии среди бедных и преследуемых[2]; распада колониальной системы; опыта чрезвычайной бедности в странах т.н. «третьего мира» и, наконец, популярности марксистских идеологий в 60-х – 70-х годах прошлого столетия. Важным импульсом к появлению богословия освобождения стала кубинская революция 1959 года.‹...›
Полностью »»
| |
Православные эксперты о будущем общества и Церкви
27 октября 2012 года, в Институте философии РАН состоялся экспертный семинар «История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?». Организатором семинара выступил Аркадий Малер, глава Интеллектуального клуба «Катехон».
История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше? В аудитории, где обычно проходят занятия клуба «Катехон», собрались известные православные политологи, ученые и публицисты:
главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Владимирович Щипков;
политолог, историк русской философии Александр Юрьевич Казаков;
доктор философских наук, профессор Вильям Владимирович Шмидт;
соредактор сайта Всемерного Русского Народного Собора, публицист, историк цивилизации Александр Борисович Рудаков;
публицист Сергей Львович Худиев.‹...›
Полностью »»
| |
Заметки на полях Фестиваля православных СМИ "Вера и Слово"
Нынешний пятый Фестиваль православных СМИ "Вера и Слово" (28-31 октября 2012 г.) оказался необычным. Он проходил на фоне затухающей информационной атаки на русское православие, которая длилась около двух лет. Мы пережили эту атаку не без потерь, но пока побеждаем и набираемся опыта. Теперь мы должны поделиться друг с другом этим опытом.
Вроде бы антицерковная кампания ослабла. Но совершенно очевидно, что это лишь передышка. Новый виток начнётся через несколько месяцев, которые понадобятся нашим оппонентам для того, чтобы собраться с мыслями, подготовить новые идеологические штампы взамен тех, которые уже не работают, сформулировать новые лозунги и новую антихристианскую повестку дня.
Смогут ли христиане за это же время предложить свою повестку дня?‹...›
Полностью »»
| |
Философия хаджа
В исламской культуре представлены очевидные пути достижения духовного совершенства и умиротворения, из которых богослужение является наиболее эффективным.
Среди способов поклонения Всевышнему особое место занимает хадж и ритуалы паломничества. В повествованиях хадж характеризуется как знаменосец ислама и один из пяти столпов исламской религии. С другой стороны, психологи считают хадж одним из важнейших элементов воспитания человеческой личности и устранения тревог и суеты. Следует знать, что паломничество должно основываться на принципах познания возвышенных идей. В связи с этим, некоторые исследователи делают акцент на изучении моральных, политических, общественных, экономических и даже психологических аспектов хаджа.‹...›
Полностью »»
| |
15 вопросов министру культуры от православных журналистов
Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский встретился с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». В течение часа он отвечал на вопросы журналистов.
Министр культуры на официоз настроен не был.
-У меня написаны тезисы выступления на трех страницах убористым шрифтом. Исходя из опыта, это минут двадцать пять. Я могу начать зачитывать, начиная с хорошей цитаты историка Ключевского о Церкви и так далее. Все тезисы правильные, выдержанные и политкорректные. Но с целью экономии времени я бы предложил непосредственно перейти к живому общению.
Журналисты с удовольствием согласились.‹...›
Полностью »»
| |
Вера в поисках слова
"Основные задачи нашего фестиваля неизменны – это консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской православной церкви и современного общества"
Источник: Газета "Культура"
29-31 октября V юбилейный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" соберет в Подмосковье несколько сотен участников – клириков и мирян, церковных и светских журналистов. О задачах фестиваля рассказывает его главный организатор – руководитель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир ЛЕГОЙДА.‹...›
Полностью »»
| |
Определение добра и зла
Представляем вашему вниманию доклад Ю.А. Сафоновой "Что такое добро и зло и каковы их воплощения в мире?", представленный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».
Вечная проблема добра и зла сегодня представляется очень актуальной в российском гуманитарном дискурсе. Связано это в первую очередь с тем, что не только политическая элита страны, но и значительная часть ее научного и экспертного сообщества постепенно впадают в этический релятивизм. […] На наш взгляд, превалирование такого типа взглядов в российской интеллектуальной элите может привести страну к еще большему кризису, нежели тот, в котором она пребывает на данный момент. Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного развития.‹...›
Полностью »»
| |
Религиозные мотивы фильма "Аватар"
Европейская мистика, а в чем-то и вся европейская культура, уже два тысячелетия находится между двумя полюсами, двумя целями мистика, или, выражаясь более поэтично, двумя формами тоски: тоской по Освобождению и тоской по Единству. В большинстве мистических учений представлены, по крайней мере в потенциале, обе цели, но существуют и примеры полного погружения в одно направление. В случае мистики Освобождения – это гностицизм, учение 2-3 вв. нашей эры, во многом повлиявшее в Средние Века на ереси богомилов, катаров и вальденцев и оставившее большой след в истории мистики. Гностики и их наследники противопоставляли грубую и неразумную телесную материю возвышенному и свободному духу-разуму, критиковали существующий мир и социальный порядок, называя их тюрьмой для человеческой души, считали смерть ошибкой и однозначным, подлежащим исправлению злом, происходящем от испорченной и несовершенной природы физической реальности.
Своим идеалом они считали небо — символ единственно истинного высшего начала, чистоты и порядка, к которому должны стремиться люди. Кроме того этому, и сходным с ним более поздним учениям была свойственна вера в особое положение человека, в торжество его природы над испорченным миром, который стоит преодолеть и забыть. И хотя гностицизм является эталонным примером мистики Освобождения, не стоит забывать, что он сам во многом опирается на идеи платоников и неоплатоников, которые в свою очередь оказали огромное влияние на европейскую науку и мировоззрение. Мы можем видеть следы желания Освобождения, например, в идеях Декарта о немыслящем протяжённом (материальном) и мыслящем не протяженном (духовном), в которых нет желания преодолеть материальность, но есть потенциал к его появлению. Через них мистические представления гностиков во многом проникли в обыденную культуру и пустили корни глубоко в сознание европейцев.‹...›
Полностью »»
| |
Искусство провокации
Есть повод поговорить о провокациях. Провокации – поступки людей, которые вынуждают других совершать действия для них невыгодные, неправильные или те, которые они не собирались делать открыто.
Для России провокация – дело известное. Это страна, где был Азеф, где шла борьба революционеров и охранки, в которой обоюдно использовались провокации. В истории ХХ века провокаций было немало. Известно, что это самый легкий способ борьбы с врагом. Способ его выявить, заставить быть активным, потом наказать. Из истории провокаций можно извлечь опыт, посмотреть, кто их начинает, как реагируют люди.‹...›
Полностью »»
| |
Мир тебе, одиноко идущий…
Песни-молитвы нашего современника иеромонаха Романа, чьё творчество сегодня почитают тысячи людей — прямое продолжение духовного наследия преподобного Романа Сладкопевца, грека, жившего в середине V столетия в сирийском городе Емесе, день памяти которого мы чтим 14 октября.
Впервые я услышала голос иеромонаха Романа в сутолоке уличного шума, из чьего-то раскрытого окна:
Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником — белый храм,
Кладбище старое...
Этот забытый край
Русь нам оставила!‹...›
Полностью »»
| |
Россия: православная весна ("Vatican Insider", Италия)
88% населения считают себя верующими. Число агностиков и атеистов уменьшается. Исследования свидетельствуют о великом возрождении религии в бывшем царстве государственного атеизма.
Этот период длился почти целый век, но он завершен. Изгнание церкви из российского общества началось в 1917 году вслед за Октябрьской революцией и началом политики государственного атеизма. Прошло 95 лет, и православная церковь переживает вторую молодость, а программа уничтожения религии осталась воспоминанием. Недавний опрос Левада-Центра отразил религиозную ситуацию внутри Российской Федерации: 79% россиян объявили себя православными, 6% – мусульманами, остальные 3% поделили между собой примерно поровну приверженцы иудаизма, католицизма и протестантизма. Число верующих составило 88% населения, что превышает даже их количество до большевистской революции. Число агностиков постоянно снижается и составляет 7%, что на 3% меньше, чем два года тому назад, только 5% заявили, что они – атеисты. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), после распада Советского Союза количество людей, объявивших себя верующими, составляло 34% населения. Если мы сравним эту цифру с нынешней, то получим удивительный результат: за последние двадцать лет каждый второй русский (54%) обрел веру. Духовная контрреволюция затронула в основном православных верующих. Они в наибольшей степени пострадали от насильственной «атеизации», навязанной сначала Лениным, а потом Сталиным.‹...›
Полностью »»
| |
Можно ли отделить Русскую Церковь от России
Недавнее выступление Патриарха, ответившего на волнующий многих вопрос о сращивании (или не сращивании) РПЦ с государством, не могло не прозвучать. Слишком остро встала тема, и молчать было невозможно. На мой взгляд, сказано здорово и сказано к месту. Хотя, конечно, кое-какие нюансы упрятаны в тень -- и вполне понятно, почему.
Впрочем, начну с начала.
Я не атеист. Атеистом можно быть либо как Стивен Хокинг, имея собственную непротиворечивую картину Мироздания -- но этой роскоши мне не дано, -- либо на уровне аудитории журнала «Безбожник», представляющей Творца дедушкой на облачке, которого нет, потому что если его обругать, он не ударит молнией, -- а я всё-таки к данной страте общества не принадлежу.
Откровенно говоря, я бы охотно и радостно уверовал. Иногда это очень помогает. Но не могу. Просто, в силу рациональности мышления, не умею. Поэтому я -- агностик. То есть, сознавая, что существование Великого Инженера, по крайней мере, на данном этапе, равно недоказуемо и не опровергаемо экспериментальным путём, предпочитаю исходить из того, что соотношение 50:50 – это серьезно, а коль скоро так, то лучше всё-таки учитывать все вероятности.‹...›
Полностью »»
| |
Кшиштоф Занусси: "Новая евангелизация заключается в том же, в чём и старая"
Кшиштоф Занусси – режиссер с мировым именем. В его мастерской стоят награды Венецианского, Каннского, Московского кинофестивалей. Практически все фильмы мэтра польского кинематографа пропитаны христианскими идеями. Есть среди них фильм о Папе Иоанне Павле II, фильм о святом Альберте Хмелёвском (созданный по пьесе Кароля Войтылы). Эти работы получили награды на самых именитых фестивалях и, что называется, сделали кассу. Парадоксально, но происходит это на фоне секуляризации общества и отказа от христианских идеалов.
Наш корреспондент обратился к пану Кшиштофу с вопросом о том, в чем, по его мнению, заключается новая евангелизация.‹...›
Полностью »»
| |
Зачем физикам нужно богословие"
В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология – признанная научная дисциплина, кто-то – "возвращение в Средневековье".
Что же за явление мы наблюдаем? По словам советника ректора МИФИ Александра Невзорова в вузе давно назрело желание создать эту кафедру. "Мы замечаем, как постепенно снижается интеллектуальный и этический уровень студентов, – сказал он корреспонденту "РГ". – МИФИ создан во время войны, здесь всегда были сильны патриотические традиции, и мы хотим их видеть в наших студентах. Одна из ветвей патриотизма – православие.
Но в то же время кафедра ни в коем случае не будет насаждать православие, не будет готовить теологов. Она входит в общую систему гуманитарных кафедр. Занятия теологией – дело абсолютно добровольное. Преподавать здесь будут сильные ученые, среди которых и верующие, и атеисты".‹...›
Полностью »»
| |
Добро и зло в развитии мира
Представляем вашему вниманию доклад С.И. Реснянского "Что такое добро и зло, и каково их воплощение в современных парадигмах (центрах) развития мира", озвученный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».
Бог сотворил мир любовью.
Распростри одежду свою над падающим и покрой его
И. Сирин
Подтолкни, что падает
Ф. Ницше
Не исцеляйте зло злом
Василий Великий
Наш мир – что очевидно – это столкновение человеческих воль, желаний, мнений, потребностей. Бытие любого живого существа на Земле сопряжено с постоянной борьбой за выживание, за обеспечение для себя комфортных условий среди себе подобных. В этой связи, слова Э. Фрома о «брошенности в жизнь» человека актуализируют эту вечную проблему, говорят о необходимости жесточайшей конкуренции людей друг с другом за место под солнцем, и в этой борьбе все средства хороши. Жизнь – это стадион, где человек, обезьяна – чемпион за выживание вида.‹...›
Полностью »»
| |
"Право на безчестье"
Не я первый, не я последний, кто цитирует и рассуждает о формуле, предложенной Ф.М. Достоевским и очень точно характеризующей наше время. Писатель-провидец не раз ее употреблял – и в «Дневнике писателя», и в романе «Подросток». Но самым цитируемым является отрывок из романа «Бесы», в котором персонажи Петр Верховенский и Николай Ставрогин, олицетворяющие этих самых «бесов», рассуждают об идеологической парадигме, которая становится главенствующей в XXI веке.
Напомним этот эпизод. Верховенский говорит Ставрогину:
«– В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.
– Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин. – Прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!»
И вот что любопытно: слово «право» в этой формуле у Достоевского и его героев было субъективным понятием, относящимся к личной свободе, наша же эпоха пытается закрепить это «право» как объективное, то есть возвести его в мировоззренческое кредо и даже буквально его внести в законодательство.
Это показали дискуссии последних месяцев по поводу изменения статей законодательства о клевете и об оскорблении чувств верующих.‹...›
Полностью »»
| |
«Ватиликс»
6 октября завершился суд над бывшим дворецким папы римского Паоло Габриэле, признанным виновным в краже секретных документов понтифика и приговоренным к полутора годам тюремного заключения. Разоблачения Габриэле стали частью громкого скандала, разразившегося после публикации книги итальянского журналиста Джанлуиджи Нуцци «Его Святейшество. Секретные бумаги Бенедикта ХVI». Скандал получил в прессе название «Ватиликс».
Что стоит за скандалом? Обычное ли это отражение борьбы за власть между группировками в Ватикане или речь идёт о чём-то более серьёзном?‹...›
Полностью »»
| |
О «грядущем расколе в РПЦ»
В последнее время я постоянно натыкаюсь на рассуждения нецерковных блогеров и публицистов о «грядущем расколе в РПЦ». Люди ожидают, что Церковь расколется на «плохую» и «хорошую», причем критерии «хорошести» определяются политическими симпатиями таких комментаторов – поскольку все они настроены фрондерски, «плохость» состоит в «заигрывании с режимом», а возможная «хорошесть» – в решительном противостоянии ему. В качестве очередной искры, из которой должно возгореться пламя, видятся недавние законодательные инициативы по усилению ответственности за оскорбление чувств верующих.
В Церкви я знаю людей, которые не поддерживают этот закон. Я даже знаю тех, кто в политическом отношении и сами немалые фрондеры и обличители режима. Но – вы мне позвольте при лунном сиянии горькую правду сказать – им в голову не придет по этому поводу учинять раскол. Есть разногласия, есть даже взаимные огорчения, а вот раскола нет – хотя нас постоянно к нему склоняют и удивляются, чего же это мы все никак не колемся.‹...›
Полностью »»
| |
| Страница: ... 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ...
|
|
|
|
|