В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

Страница: ... 73 74 75 76 77 78  79  80 81 82 83 84 ...
  Вера в поисках слова

"Основные задачи нашего фестиваля неизменны – это консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской православной церкви и современного общества"
Источник: Газета "Культура"


29-31 октября V юбилейный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" соберет в Подмосковье несколько сотен участников – клириков и мирян, церковных и светских журналистов. О задачах фестиваля рассказывает его главный организатор – руководитель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир ЛЕГОЙДА.‹...›

Полностью »»
  Определение добра и зла

Представляем вашему вниманию доклад Ю.А. Сафоновой "Что такое добро и зло и каковы их воплощения в мире?", представленный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».

Вечная проблема добра и зла сегодня представляется очень актуальной в российском гуманитарном дискурсе. Связано это в первую очередь с тем, что не только политическая элита страны, но и значительная часть ее научного и экспертного сообщества постепенно впадают в этический релятивизм. […] На наш взгляд, превалирование такого типа взглядов в российской интеллектуальной элите может привести страну к еще большему кризису, нежели тот, в котором она пребывает на данный момент. Причем речь идет не столько о духовной деградации народа, сколько об опасности попадания в своего рода «эволюционный» тупик государственного развития.‹...›

Полностью »»
  Религиозные мотивы фильма "Аватар"

Европейская мистика, а в чем-то и вся европейская культура, уже два тысячелетия находится между двумя полюсами, двумя целями мистика, или, выражаясь более поэтично, двумя формами тоски: тоской по Освобождению и тоской по Единству. В большинстве мистических учений представлены, по крайней мере в потенциале, обе цели, но существуют и примеры полного погружения в одно направление. В случае мистики Освобождения – это гностицизм, учение 2-3 вв. нашей эры, во многом повлиявшее в Средние Века на ереси богомилов, катаров и вальденцев и оставившее большой след в истории мистики. Гностики и их наследники противопоставляли грубую и неразумную телесную материю возвышенному и свободному духу-разуму, критиковали существующий мир и социальный порядок, называя их тюрьмой для человеческой души, считали смерть ошибкой и однозначным, подлежащим исправлению злом, происходящем от испорченной и несовершенной природы физической реальности.

Своим идеалом они считали небо — символ единственно истинного высшего начала, чистоты и порядка, к которому должны стремиться люди. Кроме того этому, и сходным с ним более поздним учениям была свойственна вера в особое положение человека, в торжество его природы над испорченным миром, который стоит преодолеть и забыть. И хотя гностицизм является эталонным примером мистики Освобождения, не стоит забывать, что он сам во многом опирается на идеи платоников и неоплатоников, которые в свою очередь оказали огромное влияние на европейскую науку и мировоззрение. Мы можем видеть следы желания Освобождения, например, в идеях Декарта о немыслящем протяжённом (материальном) и мыслящем не протяженном (духовном), в которых нет желания преодолеть материальность, но есть потенциал к его появлению. Через них мистические представления гностиков во многом проникли в обыденную культуру и пустили корни глубоко в сознание европейцев.‹...›

Полностью »»
  Искусство провокации

Есть повод поговорить о провокациях. Провокации – поступки людей, которые вынуждают других совершать действия для них невыгодные, неправильные или те, которые они не собирались делать открыто.

Для России провокация – дело известное. Это страна, где был Азеф, где шла борьба революционеров и охранки, в которой обоюдно использовались провокации. В истории ХХ века провокаций было немало. Известно, что это самый легкий способ борьбы с врагом. Способ его выявить, заставить быть активным, потом наказать. Из истории провокаций можно извлечь опыт, посмотреть, кто их начинает, как реагируют люди.‹...›

Полностью »»
  Мир тебе, одиноко идущий…

Песни-молитвы нашего современника иеромонаха Романа, чьё творчество сегодня почитают тысячи людей — прямое продолжение духовного наследия преподобного Романа Сладкопевца, грека, жившего в середине V столетия в сирийском городе Емесе, день памяти которого мы чтим 14 октября.
Впервые я услышала голос иеромонаха Романа в сутолоке уличного шума, из чьего-то раскрытого окна:

Если тебя неудача постигла,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой

Выйди скорей к моему роднику.

За родником — белый храм,

Кладбище старое...

Этот забытый край

Русь нам оставила!
‹...›

Полностью »»
  Россия: православная весна ("Vatican Insider", Италия)

88% населения считают себя верующими. Число агностиков и атеистов уменьшается. Исследования свидетельствуют о великом возрождении религии в бывшем царстве государственного атеизма.

Этот период длился почти целый век, но он завершен. Изгнание церкви из российского общества началось в 1917 году вслед за Октябрьской революцией и началом политики государственного атеизма. Прошло 95 лет, и православная церковь переживает вторую молодость, а программа уничтожения религии осталась воспоминанием. Недавний опрос Левада-Центра отразил религиозную ситуацию внутри Российской Федерации: 79% россиян объявили себя православными, 6% – мусульманами, остальные 3% поделили между собой примерно поровну приверженцы иудаизма, католицизма и протестантизма. Число верующих составило 88% населения, что превышает даже их количество до большевистской революции. Число агностиков постоянно снижается и составляет 7%, что на 3% меньше, чем два года тому назад, только 5% заявили, что они – атеисты. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), после распада Советского Союза количество людей, объявивших себя верующими, составляло 34% населения. Если мы сравним эту цифру с нынешней, то получим удивительный результат: за последние двадцать лет каждый второй русский (54%) обрел веру. Духовная контрреволюция затронула в основном православных верующих. Они в наибольшей степени пострадали от насильственной «атеизации», навязанной сначала Лениным, а потом Сталиным.‹...›

Полностью »»
  Можно ли отделить Русскую Церковь от России

Недавнее выступление Патриарха, ответившего на волнующий многих вопрос о сращивании (или не сращивании) РПЦ с государством, не могло не прозвучать. Слишком остро встала тема, и молчать было невозможно. На мой взгляд, сказано здорово и сказано к месту. Хотя, конечно, кое-какие нюансы упрятаны в тень -- и вполне понятно, почему.

Впрочем, начну с начала.

Я не атеист. Атеистом можно быть либо как Стивен Хокинг, имея собственную непротиворечивую картину Мироздания -- но этой роскоши мне не дано, -- либо на уровне аудитории журнала «Безбожник», представляющей Творца дедушкой на облачке, которого нет, потому что если его обругать, он не ударит молнией, -- а я всё-таки к данной страте общества не принадлежу.

Откровенно говоря, я бы охотно и радостно уверовал. Иногда это очень помогает. Но не могу. Просто, в силу рациональности мышления, не умею. Поэтому я -- агностик. То есть, сознавая, что существование Великого Инженера, по крайней мере, на данном этапе, равно недоказуемо и не опровергаемо экспериментальным путём, предпочитаю исходить из того, что соотношение 50:50 – это серьезно, а коль скоро так, то лучше всё-таки учитывать все вероятности.‹...›

Полностью »»
  Кшиштоф Занусси: "Новая евангелизация заключается в том же, в чём и старая"

Кшиштоф Занусси – режиссер с мировым именем. В его мастерской стоят награды Венецианского, Каннского, Московского кинофестивалей. Практически все фильмы мэтра польского кинематографа пропитаны христианскими идеями. Есть среди них фильм о Папе Иоанне Павле II, фильм о святом Альберте Хмелёвском (созданный по пьесе Кароля Войтылы). Эти работы получили награды на самых именитых фестивалях и, что называется, сделали кассу. Парадоксально, но происходит это на фоне секуляризации общества и отказа от христианских идеалов.

Наш корреспондент обратился к пану Кшиштофу с вопросом о том, в чем, по его мнению, заключается новая евангелизация.‹...›

Полностью »»
  Зачем физикам нужно богословие"

В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология – признанная научная дисциплина, кто-то – "возвращение в Средневековье".

Что же за явление мы наблюдаем? По словам советника ректора МИФИ Александра Невзорова в вузе давно назрело желание создать эту кафедру. "Мы замечаем, как постепенно снижается интеллектуальный и этический уровень студентов, – сказал он корреспонденту "РГ". – МИФИ создан во время войны, здесь всегда были сильны патриотические традиции, и мы хотим их видеть в наших студентах. Одна из ветвей патриотизма – православие.

Но в то же время кафедра ни в коем случае не будет насаждать православие, не будет готовить теологов. Она входит в общую систему гуманитарных кафедр. Занятия теологией – дело абсолютно добровольное. Преподавать здесь будут сильные ученые, среди которых и верующие, и атеисты".‹...›

Полностью »»
  Добро и зло в развитии мира

Представляем вашему вниманию доклад С.И. Реснянского "Что такое добро и зло, и каково их воплощение в современных парадигмах (центрах) развития мира", озвученный на семинаре Центра проблемного анализа «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем».

Бог сотворил мир любовью.
Распростри одежду свою над падающим и покрой его

И. Сирин
Подтолкни, что падает
Ф. Ницше
Не исцеляйте зло злом
Василий Великий


Наш мир – что очевидно – это столкновение человеческих воль, желаний, мнений, потребностей. Бытие любого живого существа на Земле сопряжено с постоянной борьбой за выживание, за обеспечение для себя комфортных условий среди себе подобных. В этой связи, слова Э. Фрома о «брошенности в жизнь» человека актуализируют эту вечную проблему, говорят о необходимости жесточайшей конкуренции людей друг с другом за место под солнцем, и в этой борьбе все средства хороши. Жизнь – это стадион, где человек, обезьяна – чемпион за выживание вида.‹...›

Полностью »»
  "Право на безчестье"

Не я первый, не я последний, кто цитирует и рассуждает о формуле, предложенной Ф.М. Достоевским и очень точно характеризующей наше время. Писатель-провидец не раз ее употреблял – и в «Дневнике писателя», и в романе «Подросток». Но самым цитируемым является отрывок из романа «Бесы», в котором персонажи Петр Верховенский и Николай Ставрогин, олицетворяющие этих самых «бесов», рассуждают об идеологической парадигме, которая становится главенствующей в XXI веке.

Напомним этот эпизод. Верховенский говорит Ставрогину:

«– В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.

– Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин. – Прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!»

И вот что любопытно: слово «право» в этой формуле у Достоевского и его героев было субъективным понятием, относящимся к личной свободе, наша же эпоха пытается закрепить это «право» как объективное, то есть возвести его в мировоззренческое кредо и даже буквально его внести в законодательство.

Это показали дискуссии последних месяцев по поводу изменения статей законодательства о клевете и об оскорблении чувств верующих.‹...›

Полностью »»
  «Ватиликс»

6 октября завершился суд над бывшим дворецким папы римского Паоло Габриэле, признанным виновным в краже секретных документов понтифика и приговоренным к полутора годам тюремного заключения. Разоблачения Габриэле стали частью громкого скандала, разразившегося после публикации книги итальянского журналиста Джанлуиджи Нуцци «Его Святейшество. Секретные бумаги Бенедикта ХVI». Скандал получил в прессе название «Ватиликс».

Что стоит за скандалом? Обычное ли это отражение борьбы за власть между группировками в Ватикане или речь идёт о чём-то более серьёзном?‹...›

Полностью »»
  О «грядущем расколе в РПЦ»

В последнее время я постоянно натыкаюсь на рассуждения нецерковных блогеров и публицистов о «грядущем расколе в РПЦ». Люди ожидают, что Церковь расколется на «плохую» и «хорошую», причем критерии «хорошести» определяются политическими симпатиями таких комментаторов – поскольку все они настроены фрондерски, «плохость» состоит в «заигрывании с режимом», а возможная «хорошесть» – в решительном противостоянии ему. В качестве очередной искры, из которой должно возгореться пламя, видятся недавние законодательные инициативы по усилению ответственности за оскорбление чувств верующих.

В Церкви я знаю людей, которые не поддерживают этот закон. Я даже знаю тех, кто в политическом отношении и сами немалые фрондеры и обличители режима. Но – вы мне позвольте при лунном сиянии горькую правду сказать – им в голову не придет по этому поводу учинять раскол. Есть разногласия, есть даже взаимные огорчения, а вот раскола нет – хотя нас постоянно к нему склоняют и удивляются, чего же это мы все никак не колемся.‹...›

Полностью »»
  Открытое письмо митрополита Пирейского Серафима госсекретарю США Хиллари Клинтон

Большой резонанс в Греции вызвала публикация открытого письма одного из самых авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви митрополита Пирейского Серафима государственному секретарю США Хиллари Клинтон.

Публикуем отрывки из этого послания без комментариев. Полный текст письма на греческом и английском языках можно прочитать здесь.

Поводом для написания открытого письма стал доклад Госдепа «о религиозных свободах» в котором владыка Серафим обвиняется в «фундаментализме» и «антисемитизме».‹...›

Полностью »»
  Как монах написал бестселлер

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) необычайно разнообразен в своей деятельности. Он ректор семинарии, председатель колхоза, член советов по культуре и по антиалкогольной работе, строитель храмов, автор фильмов, издатель, руководитель интернет-портала... А с недавних пор – суперуспешный писатель, создавший то, чего ещё никогда не было, – православный бестселлер.‹...›

Полностью »»
  Мир утопий, или Еще раз о церкви и государстве

Звучащие сегодня в адрес РПЦ многочисленные обвинения грешат поверхностностью и искажениями фактов. Церковь просто занимается тем, чем и должна

Церковь и государство срослись, клерикализм на марше, шагаем в средневековье… Так или примерно так сегодня нередко характеризуют отношения Русской православной церкви и российского государства. Нет чтобы вспомнить о здравом смысле и остановиться в шаге от обобщений. Не можем. Бежим вперед (как многим кажется), на самом деле — стоим на месте. Это в лучшем случае. Я сейчас даже не о том, что люди, боящиеся возврата в средневековье, нередко очень плохо себе его представляют. Я про другое. Давайте оперировать фактами и здравым смыслом, а не эмоциями и симпатиями.‹...›

Полностью »»
  Не только о рок-опере

Новость о том, что в Ростове-на-Дону запретили рок-оперу "Иисус Христос – суперзвезда", не могла не вызвать шока. Да вы не температурите ли часом, дорогие мои? Сразу вспомнилось, сколько моих ровесников пришло к Православию благодаря этой опере.

Да, потом было чтение отксерокопированных работ князя Трубецкого, Булгакова, Флоровского, потом были крестины тех из нас, кого не крестили в детстве, потом наши мальчики прислуживали в алтаре, потом были наши счастливые походы на Пасхальную службу... Потом было много чего еще. ‹...›

Полностью »»
  О религиозном сознании Путина

Юбилейные размышления

У Путина за плечами два президентских срока, его взгляды и политический стиль определились давно.
Риторический вопрос "Кто вы, мистер Путин?", правда, все еще вертится на языке у политологов, но лишь в одном ряду с известными путинскими афоризмами: про "товарища волка", про "доктора", про белые ленты...

Но сегодня экспертная тусовка вновь оказалась заинтригована. Политический контекст изменился до неузнаваемости, и вопрос о том, как поведет себя президент в новой ситуации, крайне актуален. Правящая элита, сложившаяся в последние четыре года, явно не справляется с ситуацией. Политический обскурантизм, красивые лозунги о модернизации – все это годится для заговаривания реальности, но не для практических решений.

После нескольких лет, провальных для страны, возвращение Владимира Путина на президентский пост случилось как нельзя более кстати. Изменить вектор политического движения сегодня может только он. Именно Путин имеет нерастраченный авторитет и поддержку масс, он на сегодняшний день самая легитимная фигура в российской власти: его хорошо знают, и он не успел разочаровать. Уникальная позиция, в которой он в настоящий момент находится, дает ему возможность заключить новый договор между властью и обществом.‹...›

Полностью »»
  Заставь дурака Богу молиться

До конца года Госдума собирается рассмотреть законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих вплоть до лишения свободы на три годы.

В последнее время Государственная дума России наряду со своими уже традиционными качествами — бессмысленностью, имитацией парламентской работы, обслуживанием монопольного центра власти — стала проявлять новое удивительное качество. Ведущая фракция функционирует в режиме запрета на индивидуальные законодательные инициативы, который был фактически введен тогда, когда членам фракции объяснили, что их идеи следует согласовывать для получения одобрения политической верхушки фракции (и, соответственно, партии) и того триумвирата (Кремль, Белый дом, парламент), который и монополизирует высшую политическую власть в стране. Любая индивидуальная законодательная инициатива депутата от «Единой России» по упомянутому правилу не только не могла привести к одобрению, но чаще всего вводила депутата в список не слишком благонадежных. Эта картинка из жизни не выдумана: она отражает наблюдения самих членов фракции «Единая Россия» и описана с их же слов.‹...›

Полностью »»
  Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн

Любопытный разговор о современном церковном искусстве состоялся на днях на конференции «Богословие образа», организованной редакцией «Журнала Московской Патриархии» и посвященной проблемам храмовой архитектуры и литургических искусств.

На конференции выступили священнослужители из Москвы, Московской и Кемеровской областей, которые имеют практический опыт возведения и ремонта храмов. Рассказ об их конкретных находках и ошибках вызвал особый интерес аудитории. Каким должно быть здание храма, который нужно «вписать» в современный городской ландшафт? Как вообще возможно его туда вписать, если застройка плотная и город не в состоянии выделить большой участок? Что лучше: пожертвовать архитектурными изысками ради того, чтобы использовать любую возможность для строительства храма, или ждать еще лет двадцать, надеясь, что изменится психология чиновников или денег у прихода прибавится, или неверующих станет меньше? А ведь именно жители таких густозаселенных новых городских кварталов более всего нуждаются в просвещении и духовном окормлении.‹...›

Полностью »»
  Страница: ... 73 74 75 76 77 78  79  80 81 82 83 84 ...