Ингушетия – пока единственный регион России, где официально существует суд шариата, причем именно под этим названием. В мае 1999 года решением муфтия республики был создан шариатский суд, или кадият, во главе с кади – религиозным судьей. Таким кади на собрании мусульман Ингушетии был избран Абдурахман Мартазанов, получивший исламское образование в Египте. Он также занимает должность первого заместителя муфтия республики.
Как отмечается в ряде научных публикаций, например, в сборнике «Ислам и право в России» (выпуск 2, 2004 год) и в журнале «История государства и права (2009, № 13), в 1999–2000 годах шариатский суд действовал в Ингушетии как официальный судебный орган и даже выдавал письменно оформленные решения, рассмотрев таким образом более тысячи дел. Однако в 2001 году Министерство юстиции России рекомендовало республиканским органам признать данную инстанцию в качестве лишь консультативного органа для частных лиц при Духовном центре мусульман Республики Ингушетия (ДЦМ РИ), что и было сделано, после того как президентом республики в 2002 году стал Мурат Зязиков.‹...›
Рай – это там, где праведники в нелепых халатах и с картонными крылышками за спиной бесконечно играют на арфах. Довольно скучное место – то ли дело в нашей буче, боевой и кипучей, где мы строим коммунизм, делаем научные открытия, и возводим светлое будущее своими руками. Про коммунизм больше не говорят, но вот про то, что вечная жизнь – это скучно, я недавно слышал от вполне серьезных неверующих философов. И, надо сказать, в каком-то отношении они правы. Вечность, которую можно представить себе с позиции неверия в Бога – это вечная скука.‹...›
Дмитрий Киселев: Ваше Святейшество, мы беседуем с Вами по случаю праздника Пасхи. С каким настроением православные встречают его?
Патриарх Кирилл: Пасха – это особый день. Это праздников праздник и торжество из торжеств. И единственное настроение, которое присутствует, которое превалирует в душах верующих людей, – это радость. Причем, какими бы ни были внешние обстоятельства жизни, в этот день всегда приходит радость.
Я вспоминаю, как мама рассказывала мне о Пасхе в блокадном Ленинграде. Ну, можете себе представить, голод, холод, и Пасха в блокадном Ленинграде, и у людей была радость в сердце. Это та радость, которой никто не может от нас отнять, как говорит Слово Божие.‹...›
Я купил билет – картонную шершавую карточку размером два на четыре сантиметра. Кассир вставил ее в компостер и резким ударом стукнул по набалдашнику. Пробил дату. На просвет можно было увидеть цифры: 12 04 74. Это была Страстная Пятница, а я грузился на станции Смоленск в проходящий поезд Мариуполь-Ленинград. Состав с буквами "СССР" на вагонах тронулся на север. Запах угля и дыма проникал во все щели окон общего вагона, прицепленного первым за паровозом, и напоминал запах ладана. Я ехал на Пасху.‹...›
Один из самых известных университетских профессоров, читая свои лекции по богословию, не без иронии замечал, что такие понятия, как «грех» или «бес», вызывают смущение образованной публики, – так что напрямую, без культурологических оговорок, использовать их в серьезном разговоре с интеллигентными людьми практически невозможно. И рассказывал следующий анекдот: некий миссионер, выступая с проповедью в техническом ВУЗе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении. Пытаясь говорить с аудиторией на ее языке, он сформулировал такую фразу: «Мысль о преступлении человеку телепатически транслирует трансцендентально-ноуменальное тоталитарно-персонализированное космическое зло». Тут из-под кафедры высовывается голова изумленного беса: «Как ты меня назвал?»‹...›
Аравийский муфтий:"«На Острове арабов должны быть разрушены все церкви»
Принимая 12 марта в Эр-Рияде кувейтских парламентариев от религиозно-политических движений, выступающих за то, чтобы в их стране был принят закон о запрете строительства новых церквей, верховный муфтий Саудовской Аравии, председатель Совета высших улемов и глава Управления научных исследований (в области религии. – «НГР») и фетв Абдель Азиз бен Абдалла Аль Аш-Шейх заявил, что на Аравийском полуострове «должны быть разрушены все церкви». Муфтий использовал арабское слово «канаис», которое перевели на европейские языки как «церкви». Абдель Азиз бен Абдалла опирался на хадис: «На Острове арабов (арабское название Аравийского полуострова. – «НГР») не встречаются две религии». Жесткая точка зрения! Ее высказал не рядовой улем, а глава мусульманской религиозной элиты.‹...›
Про "церковную интеллигенцию" и её политические притязания
Публичное пиар-православие Медведева и его супруги вызывало у церковных людей оскомину. Им не верили. Президент красовался со свечкой в руках и беспрестанно крестился и кланялся. Разумеется, он кланялся святыням и мощам, но телекамера – штука коварная, она показывает не святыни, а кланяющегося президента. Но мы живем в России, где не любят, чтобы царь кланялся. Равно как и царица. Светлану Медведеву в церковной среде приняли благосклонно, особенно мужская половина. Но и женская быстро оттаяла. Всё бы ничего, но однажды на патриаршем богослужении Светлана Владимировна решила причаститься и первой шагнула к Чаше. За ней потянулись дети, мужички и старушки. Это была роковая ошибка. В этом усмотрели не столько нарушение традиции, сколько чуждую церковному сознанию элитарность. Брезгует она после нас причащаться, брезгует... Чрезмерное телемелькание президентской четы на фоне иконостасов привело к тому, что ехидные бурсаки стали именовать их "папа и мама". Семинаристы остры на язычок, и это распутинское "папа и мама" быстро приклеилось к Медведевым и перекочевало в общецерковный обиход. Это был приговор.‹...›
Что культура политических дискуссий у нас как-то не слишком, признают практически все. Что если бы геометрические теоремы задевали частные интересы, из-за них велись бы войны, еще Паскалем было отмечено. Что религиозным спорам присуща особая ожесточенность, свидетельствует хотя бы история Европы XVI-XVII вв. Когда Энгельс писал о "той знаменательной эпохе, которую мы, немцы, называем по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью реформацией", он выражался так не от своей горячей приверженности Риму – чего не было, того не было, – но имея в виду, что развязанная Лютером религиозная рознь в итоге к 1648 г. вбомбила Германию в каменный век. Устроение дешевой церкви обошлось довольно дорого.
‹...›
6 апреля 2012 года исполняется 200 лет со дня рождения великого публициста, писателя, мыслителя и революционера, чья фигура до сих пор вызывает споры — Александра Ивановича Герцена. Оппонент славянофилов, позже перешедший на их позиции, Герцен создал мировоззрение, которое невозможно втиснуть в узкие партийные рамки. О духовной драме его идей и об отношении Герцена к вере и Церкви «Фома» решил побеседовать с доктором философских наук, профессором Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Константином АНТОНОВЫМ.‹...›
Многосерийный фильм митрополита Илариона «Церковь в истории»
На Пасху телеканал «Культура» покажет 10-серийный авторский документальный фильм митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Церковь в истории», подготовленный к эфиру Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова и Студией «Неофит».
Первые пять из десяти 26-минутных фильмов будут показаны с понедельника по пятницу на Страстной седмице (9-13 апреля в 19-00), последующие пять – на Светлой седмице (16-20 апреля в 19-00).‹...›
Обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Принято по итогам состоявшегося 3 апреля 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь, совершая миссию проповеди Евангелия, демонстрирует активную позицию по многим злободневным вопросам и деятельно участвует в разрешении актуальных социальных проблем. Помощь тысячам людей во время пожаров 2010 года, сбор средств и вещей для малообеспеченных категорий граждан, разноплановая работа с детьми и молодежью, приход многих сотен тысяч людей к Поясу Пресвятой Богородицы показали способность Церкви объединять миллионы людей в молитве, добрых делах, заботе о будущем народа. Но это, к сожалению, не у всех вызывает радость и приятие.
Антицерковные силы опасаются усиления Православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов.‹...›
Развитие представлений об Иисусе Христе как о Спасителе, о соотношении божественной и человеческой природ во Христе, о Церкви как месте, где осуществляется спасительное действие Святого Духа, – именно эти вопросы были жизненно важными в первые века христианства, когда формировалось догматическое учение. Об этом писали и спорили неизмеримо больше, чем о вопросах нравственности. Так этика незаметно отступила на второй план. И не случайно нравственное богословие сформировалось как самостоятельный раздел христианского богословия лишь в XVI веке. Но каковы результаты нравственного богословия? Можно ли найти в нем богословское обоснование того, что для спасения необходимы не только вера в Таинства, но и нравственное совершенствование?‹...›
Израиль и съезд лидеров мировых и традиционных религий
Главные раввины Израиля от ашкеназской и сефардской иудейских общин получили приглашение на участие в проводимом вскоре в четвертый раз в столице Казахстана – Астане – съезде лидеров мировых и традиционных религий. Этот съезд является важным форумом, эффективно действующим в регионе Центральной Азии и имеющим глобальное значение. Инициатива его созыва принадлежит ближайшему партнеру Израиля в этом регионе – Казахстану. Съезд, к работе которого Израиль традиционно и активно участвует, открывает двери для динамичного межконфессионального диалога и создает перспективы для взаимного сотрудничества в этой сфере с целью противодействия фанатизму, экстремизму и терроризму. В данном случае речь идет о проблемах, решение которых насущно необходимо Израилю и который готов серьезно работать на этом направлении на любой диалоговой площадке. Нельзя не согласиться с тем, что реализация созыва такого форума "закрепляет претензии этой крупнейшей по территории мусульманской страны мира на роль "связующего звена" между Западом и Востоком". Это также вполне на руку еврейскому государству, нуждающемуся в лояльных и проверенных посредниках.‹...›
Ежегодная премия Темплтнона присуждена духовному лидеру тибетских буддистов Далай-ламе XIV, сообщает Washington Post.
«Все больше полагаясь на развивающиеся технологии в решении мировых проблем, человечество также ищет поддержки, которую может дать только духовный поиск, – говорится в официальном заявлении Джона Темплтона младшего, президента и сына основателя Темплтоновского фонда. – Далай-лама – голос вселенского сострадания, полный любви и уважения к научным изысканиям, важным для духовной сферы, центром которых является человек». В заявлении подчеркивается, что Далай-лама всегда уделял большое внимание современным наукам, в частности астрофизике, антропологии, квантовой механике и нейробиологии.‹...›
Павел Лунгин: Для меня "Дирижер" в каком-то смысле продолжение "Острова"
Новый фильм Павла Лунгина "Дирижер" выходит в прокат 29 марта. Павел Лунгин предварил премьерный показ своего фильма, который состоялся в Центральном доме литераторов, словами: "Это кино для тех, кто не хочет вливаться в цивилизацию грохочущего оптимизма". На первый взгляд, в фильме рассказана весьма простая история: знаменитый дирижер едет на гастроли со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию "Страсти по Матфею". Накануне маэстро получает телеграмму, в которой сообщается о гибели его сына. Он решает срочно ехать в Вечный город, но не объясняет причин никому из музыкантов своего оркестра.
Картина снята на ораторию, написанную митрополитом Иларионом (Алфеевым). Режиссер считает, что алхимия нового фильма в сочетании духовной музыки и бытовой истории. Впрочем, предоставим слово самому Павлу Лунгину:‹...›
Опубликован доклад за 2011 год о проявлениях нетерпимости и дискриминации в отношении христиан в Европе
Центр исследований нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам (некоммерческая организация, зарегистрированная в Вене) 19 марта опубликовал ежегодный доклад по итогам 2011 года. В докладе отражены основные факты нарушения свободы вероисповедания и самые яркие проявления дискриминации в отношении христиан в Европе. Также в нем представлены статистические сведения, высказывания различных официальных лиц и анализ значения религиозной свободы в европейском контексте.‹...›
В конце марта Папа Римский Бенедикт XVI посетит Мексику и Кубу. Для Предстоятеля Католической Церкви это первый визит на остров свободы. До него на Кубе с визитом был лишь его предшественник Папа Иоанн Павел II в 1998 году. Каково положение вещей перед этим событием?‹...›
Политолог Борис Межуев — о том, для чего нужно «политическое православие»
Борис Березовский объявил о том, что приступает к созданию новой политической партии. Наверное, в самом этом событии не было бы ничего сенсационного, если бы лондонский эмигрант не сказал бы о том, что планирует назвать свою партию «христианской», точнее «Христианско-демократически революционной». Причем «религиозная» составляющая будущего движения окажется подчеркнутой датой создания этого движения — днем Светлого Воскресения Христова, 15 апреля 2012 года.
Березовский — умный человек, и он понимает, что делает. Назови он партию как-то иначе, и его политическое движение вызвало бы в нашей стране лишь самый скромный интерес. В России будет в ближайшее время переизбыток либеральных, социал-демократических и националистических партий, возглавляемых популярными и в той или иной степени перспективными политиками. А вот на «христианскую демократию» мало кто покусится.‹...›
Политический бум в России возвращает из забвения христианские движения
В связи с подготовкой законов об упрощении и либерализации регистрации новых партий в России появились заявки на создание политических организаций на основе религиозных ценностей.
25 февраля в Москве прошел съезд общественного движения «Российская христианско-демократическая перспектива», на котором, как сообщил «НГР» председатель движения Александр Чуев, «было принято решение провести следующий съезд в мае следующего года и проанализировать те изменения в российском законодательстве, которые должны произойти после принятия нескольких президентских законов в Государственной Думе». «Перспектива» является правопреемником Российской христианско-демократической партии существовавшей с 1990 по 2002 год, вошедшей в 1999 году в Государственную Думу в составе блока «Единство» и ликвидированной в 2002 году Минюстом из-за того, что было указано в ее названии слово «христианский», которое противоречит Закону «О политических партиях».‹...›