В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

О запретах для верующих из-за коронавируса

Пандемия коронавируса меняет привычки верующих. Пока в других странах власти закрывают культовые сооружения, в большинство российских церквей, мечетей и синагог по-прежнему пускают прихожан. Духовенство пошло на беспрецедентные для себя меры, чтобы обезопасить людей, однако у некоторых возникают сомнения по этому поводу: мол, чего бояться, если Бог поможет.

У православных христиан сейчас Великий пост — важнейший период в церковном календаре. Он посвящен сосредоточенной молитве и размышлениям о вере.
Но на святую Четыредесятницу пришлась объявленная пандемия коронавируса. В различных странах, в том числе и в России, ввели особые меры по борьбе с эпидемией. В Москве действует режим повышенной готовности и ужесточены меры профилактики COVID-19. Нельзя, например, собираться компаниями более 50 человек, людям вообще советуют оставаться дома.

В связи с этим у верующих возникает вопрос: а будут ли закрываться храмы? В Великий пост православным полагается как можно чаще участвовать в церковных службах. Но большая часть прихожан — пожилые люди, и именно они находятся в группе риска.

Все храмы Москвы — а их порядка 1200 — открыты для посещения: на них не распространяются ограничения властей. В Русской православной церкви уточнили, что их полное закрытие недопустимо. То же касается и таинств, особенно причастия Тела и Крови Христовых из общей чаши, — ни о каком запрете речи не идет.
Никакого особого "режима" в храмах не вводят, и причастие на дому совершается по обычным правилам.

"Дома или в больнице причащают людей, которые находятся в критической ситуации. Либо это лежачие тяжелобольные, либо те, кто уже при смерти. Тогда священник приезжает и домой, и в стационар", — говорит корреспонденту РИА Новости глава информационной комиссии Московской епархии, настоятель солнцевского храма преподобного Сергия Радонежского священник Александр Волков.

Правда, сейчас, отметил он, священники не могут посещать болящих из-за того, что все московские больницы закрыты на карантин.

"В нашем храме была такая практика: раз или два в неделю священник приходил в отделения и причащал всех, кто заранее записался. Сейчас в клиниках можно причащать только тех, кто в критическом, предсмертном состоянии", — пояснил священник.

В Русской церкви призывают сохранять спокойствие и не поддаваться панике, но меры предосторожности принимают. Согласно утвержденной синодом РПЦ инструкции, священнослужителям нужно "преподавать святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы (ложечки для причастия. — Прим. ред.) пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды, согласно практике, предусмотренной при стирке платов".

Военнослужащий на патриаршем богослужении в храме Христа Спасителя по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира

После причастия эта вода сливается в специальный алтарный колодец, который обычно находится в удаленном от людей месте на территории храма. Делается это потому, что частицы Христовых Тайн — величайшей для христиан святыни — могут остаться на ткани после причастия.

Кроме того, согласно документу причастникам теперь надо давать запивку — смесь вина и воды — в одноразовых стаканчиках. А антидор (использующийся для таинства Евхаристии священный хлеб) раздавать в одноразовых гигиенических перчатках.

Обычно причастникам вытирают губы специальным платом. Но теперь, в условиях борьбы с эпидемией, в храмах будут использовать салфетки. А прихожанам, в свою очередь, не рекомендовано целовать чашу с Тайнами после их принятия.

Угроза коронавируса не повлияет на совершение таинства соборования (елеосвящения), которое приходится как раз на дни Великого поста. Но сейчас священники помазывают прихожан с помощью одноразовых ватных палочек, а не специальных кисточек, как обычно.

Обычай помазывать прихожан освященным маслом во время Всенощного бдения (этот обряд зачастую ошибочно путают с соборованием) на время и вовсе отменят. Он будет совершаться только накануне общецерковных или храмовых праздников во время особого моления — литии.

Еще одно ограничение: Церковь отменила целование креста после службы и обычай целовать руку священнослужителю, когда тот дает благословение.

Для новейшей истории Русской православной церкви подобные меры беспрецедентны. Поэтому у некоторых прихожан возникают сомнения в их оправданности. Но Церковь в ответ призывает паству следовать словам из Евангелия: "Не искушай Господа Бога твоего".

"Нужно принимать меры предосторожности и не пытаться вывести какие-то богословские обоснования для действий повседневного характера, если, конечно, они не противоречат нравственным нормам. А санитарные нормы в Церкви никакого нравственного направления не имеют", — объясняет в беседе с РИА Новости известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Ситуация с коронавирусом затронула и католиков. Их храмы открыты, мессы проводятся по расписанию. Но некоторые ограничения для верующих все же ввели.
По благословению главы российских католиков архиепископа Паоло Пецци, запрещены прикосновения во время особого момента мессы, когда молящиеся жмут друг другу руки со словами "Мир тебе". Верующих призывают ограничиться поклоном.

Традиционно католики при входе в храм окунают пальцы в кропильницу со святой водой и крестятся. Но сейчас эти чаши пустуют.

"Прихожанам с симптомами ОРВИ и гриппа — в том числе не ярко выраженными — следует воздерживаться от посещения храма, посвящая время молитве. Они могут участвовать в мессе, транслируемой в сети "Интернет", соблюдая подобающее молчание и молитвенную атмосферу", — призвал Паоло Пецци в обращении к российским католикам.

Современными технологиями воспользовались и в некоторых протестантских общинах. Так, все церкви Российских христиан веры евангельской (РОСХВЕ, пятидесятников) перешли на онлайн-богослужения.

"Организуйте просмотр в малых домашних группах, ободряйте окружающих, успокаивайте паникующих, молитесь за больных", — обратился к своей пастве начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский.

В Москве и Московской области временно не будут совершаться джума-намазы — коллективные пятничные молитвы мусульман. Обычно на них приходят десятки тысяч верующих.

"С тяжелым сердцем мы идем на эту вынужденную меру, но она, увы, необходима. В ряде стран, в том числе и мусульманских, вирус распространялся именно во время коллективных богослужений. Такого мы не должны повторить в нашем городе, ведь Пророк нас учил: "Нельзя наносить вред ни себе, ни другим", — говорится в специальном обращении к верующим первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира Мухетдинова.

Все мечети на территории столицы и региона закрыты, в том числе и для совершения пятикратных ежедневных намазов.

"Но молитва в них не прекратится — для этого там остались имамы. А в Московской соборной мечети по благословению (главы ДУМ России. — Прим. ред.) муфтия Равиля Гайнутдина непрерывно читается Коран", — поясняют в муфтияте.

Простых же верующих призывают молиться дома. В Соборной мечети для них специально организуют трансляцию джума-намазов.
В других регионах не такие строгие ограничения. Например, в Татарстане пятничные молитвы не отменяли, но их время сокращено. Верующих просят отказаться от традиционных рукопожатий и объятий до и после богослужения.

В столице закрываются и некоторые синагоги — в частности, молельни в Марьиной Роще, на Бронной и религиозный центр "Жуковка".

"Мы призываем всех верующих оставаться и молиться дома, стараться работать дистанционно, больше проводить времени со своей семьей. Принятые еврейской общиной меры должны помочь в нашей общей борьбе с вирусом", — заявил президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода.

Из крупных московских синагог открытой остается только Хоральная на Китай-городе, но в нее, как пояснили в пресс-службе главного раввина Москвы, будут пускать не больше 50 человек — в соответствии с запретом городских властей на массовые мероприятия. Но даже и там не будут проводиться традиционные трапезы в шабат. Иудеев просят приходить в синагогу только при крайней необходимости.

Защищаются от коронавируса и буддисты. В их дацанах, как и в храмах других религий, проводят обязательную дезинфекцию. Буддистские ламы рекомендуют верующим окуривать свои жилища особым антисептическим благовонием под названием "санзай", в основе которого измельченный можжевельник.

"Мы не можем запретить людям посещать дацаны. Если они чувствуют потребность прийти на хурал, то приходят. Только при этом и ламы, и хубараки (студенты Буддийского университета), и сотрудники дацана, безусловно, должны быть более бдительными и внимательными", — говорит глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.

В дацанах во время пандемии читается особая молитва о защите от коронавируса. Так же поступает и духовенство других религий. Все религиозные деятели рекомендуют верующим соблюдать правила личной гигиены, придерживаться установленных властями мер профилактики эпидемии и, конечно, заботиться о близких и всех нуждающихся в помощи.

Антон Скрипунов
Источник: РИА-Новости


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)