В конце 2019 года на греческом телеканале «Космос» вышло чрезвычайно важное и содержательное
интервью г-на Кириакоса Кириазопулоса, профессора церковного права юридического факультета Аристотелевского университета в Салониках. Это интервью посвящено масштабной проблеме, с которой столкнулось Православие на Украине, а также связи действий Фанара с попыткой объединения с римо-католиками.
Предлагаем фрагменты расшифровки записи этого выступления.
– Смысл создания «ПЦУ» Константинопольским Патриархатом – это развитие экуменического движения. Как вы знаете, на Западе Украины кроме Украинской Церкви Московского Патриархата действовала униатская церковь во главе с архиепископом и две раскольнические структуры – «Киевский Патриархат» и «Автокефальная церковь».
– Какова цель основания Константинопольским Патриархатом так называемой «автокефальной церкви Украины» во главе с Епифанием?
– Цель – ослабить Московский Патриархат, чтобы способствовать объединению украинских униатов с так называемой «автокефальной церковью Украины» во главе с Епифанием. Цель состоит в том, чтобы создать союз, «Патриархат», куда войдут как униаты, так и сторонники Епифания.
– И кому все они будут подчиняться?
– Через Константинополь будут подчиняться папе. Ситуация, в которой папизм отличается от Православия, является кажущейся, потому что события развиваются в русле межхристианского экуменизма. (Существует также межрелигиозный экуменизм.) Объединение христианских течений в одну структуру. Эта структура будет действовать на основе одной-единственной политики – папской.
Такой союз навязывается, помимо Европейского Союза, и международным политическим и экономическим субъектам.
– На европейском уровне нечто подобное планируется сделать к 2025 году?
– До этого момента планируется совместная встреча папистов и православных с целью объединения к 2025 году. Поэтому в июне 2019 года по случаю престольного праздника папы Римского – святых апостолов Петра и Павла – Варфоломей направил папе Римскому письмо с призывом «завершить до ноября 2020 года диалог касательно первенства папы Римского в I тысячелетии».
Я объясню вам, как будет создан «союз», потому что это также относится и к Украине, так как там проводится эксперимент по объединению папистов с православными. Сейчас проводится эксперимент по объединению «ПЦУ» с униатами. Ватикан и Вселенский Патриархат участвуют в этом эксперименте. Ватикан через «Папский совет по содействию христианскому единству» договорился о встрече архиепископа униатов Украины с Варфоломеем.
Именно там было решено продолжить экуменические отношения между Епифанием и униатами на Украине.
Помимо совместных молитв и поминания украинских нацистов (раскольники до сих пор были на стороне украинских нацистов, и Епифаний вовлечен в эти поминания), благодаря этому и другим действиям на Украине продвигается экспериментальное экуменическое объединение папизма с Православными Автокефальными Церквями. Они готовят почву для союза.
Именно в этом на самом деле заключается политика Ватикана. С момента возникновения унии Ватикан всегда хотел этого, всегда стремился превратить православных в униатов. Чтобы они поддерживали свои традиции, но догматически признавали папу Римского главой Церкви с правом на установление догм. Папа должен быть верховным законодателем, верховным руководителем и верховным судьей. Это и есть папизм.
Униаты догматически принимают папу в качестве главы Церкви. Значит, они принимают изменения, которые произошли в Западной церкви во II тысячелетии, когда Западная церковь превратилась в папизм.
Цель Ватикана – превратить Автокефальные Церкви в униатские. Это и есть цель экуменического диалога.
В настоящее время смешанная богословская комиссия Римско-католической церкви и Церкви Православной обсуждает роль первенства папы в I тысячелетии. К концу ноября 2020 года они согласуют единый текст и представят его на «соборе» папистов и православных, который состоится в 2025 году с целью объединения, и скажут: «Мы договорились и воссоединимся на основе первенства чести папы Римского в I тысячелетии, которое мы тогда признавали». Это, конечно, будет просто на словах.
Что касается номоканонической части, то это будет согласие с первенством власти папы Римского во II тысячелетии. Но они этого не скажут.
Папизм хочет, чтобы «Кодекс канонов восточных церквей», изданный в 1990 году папой-поляком Иоанном Павлом II, применялся к Автокефальным Церквям, до сих пор являющимся Православными. Этот кодекс также включает в себя догматические правила, навязывающие папу как руководителя, обладающего первенством власти.
Константинопольский Патриархат и собственно Варфоломей совершают следующую ошибку. Он хочет что-то выиграть. Он хочет, чтобы его признали главой, чтобы он имел власть над до сих пор Автокефальными Церквями, когда союз состоится. Так как будет папское первенство власти, он тоже хочет иметь такое же первенство власти, которого у него пока нет, среди Автокефальных Церквей, которые затем станут униатскими. Это первенство власти он стремится гарантировать посредством канонического права, общего с папизмом.
Его ошибка в следующем: в римско-католическом законодательстве неизменными институтами являются только папа и епископы. «Промежуточные» структуры – патриархи, архиепископы и т.д. – не являются неизменными институтами. Папа может их поменять. То есть, даже если он даст Варфоломею то, чего тот хочет, чтобы иметь власть над доселе Автокефальными Православными Церквами, в будущем папа Римский отменит это. Потому что это «церковный», а не «Божественный закон».
Неизменяемые институты называются «Божественным законом». Патриархи и архиепископы – это «церковный закон», то есть они могут меняться. Следовательно, то, чего он пытается добиться, будет похоже на строительство здания на песке, которое рухнет. Константинопольский Патриархат ведет неправильную политику и потеряет то, что имеет. Он потеряет первенство чести, а затем и первенство власти, которое стремится получить через папу.
– А что будут делать русские?
– Русские это уже поняли. Русские не подписали Равеннский текст о первенстве папы[1]. Русские не принимают ни первенство власти папы, ни первенство власти Константинополя. Они тоже совершали ошибки. Но теперь они обеспокоены своими ошибками после действий Варфоломея на Украине. До этого они шли вместе с Варфоломеем.
С того момента как они не поехали на Критский псевдо-собор и когда возник украинский вопрос, Московский Патриархат также обеспокоился своей политикой следования за Вселенским Патриархатом в вопросе экуменизма. Конечно, он допустил ошибки: он также подписал соглашение с папой на Кубе.
У него есть опасения, и он, кажется, пересмотрел свою позицию, которую занимал до сих пор. Здесь замешаны вопросы церковной дипломатии. Но когда дипломатия смешивается с экуменизмом, ты пропал.
Существуют также другие типы экуменизма: между православными и различными ветвями протестантизма: англиканства, лютеранства, кальвинизма и т.д. Экуменизм с монофизитами. Все это происходит, но является зависимым от более масштабного эксперимента по объединению Православных Автокефальных Церквей с папизмом. Все остальное легко урегулировать потом.
Это эксперимент по реуниатизации, то есть по превращению Православных Церквей в униатские на основе папской экклезиологии, то есть их окатоличивания. В данный момент проводится эксперимент по окатоличиванию Украины через «автокефальную церковь» Епифания.
Они стремятся объединиться в одном «Патриархате» под эгидой Ватикана и Константинопольского Патриархата, как заявил сам архиепископ униатов Украины. Этот союз предполагает экклезиологию, на основании которой он будет существовать. Православную или папскую? Православная бессильна институционально и политически. Ватикан желает и стремится применять свою собственную экклезиологию, потому что, если он объединится с Православием на православных условиях, он рухнет как папство.
Профессор Кириакос Кириазопулос
Источник: Православие.ru
Оригинал публикации: "Ουκρανικό "
[1] Официальное название – «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: церковное единство, соборность и власть» – документ, подписанный по итогам 10-го пленарного заседания Смешанной православно-католической богословской комиссии 13 октября 2007 г. Римско-католической церковью и всеми Поместными Православными Церквами, за исключением Русской, которая не присутствовала. В нем, среди прочего, констатируется, что епископ Рима признавался на Востоке как «protos епископов первенствующих кафедр» в Церкви до Великого раскола.