Современное понятие личности разъединяет католиков и русское православие
Ожидается, что к концу нынешнего года папа Римский Франциск издаст специальное «Апостольское увещевание», в котором обнародует свои соображения по поводу Амазонского синода, прошедшего в конце октября в Ватикане. В документе, принятом епископами по итогам трехнедельного заседания, 69-й и 70-й пункты четвертой главы «Новые пути экологического преобразования» посвящены правам человека. В частности, там говорится, что «для христиан интерес и забота о поощрении и уважении прав человека, как индивидуальных, так и коллективных, не являются факультативными». «Люди созданы по образу и подобию Бога-Творца, и их достоинство неприкосновенно. Вот почему защита и поощрение прав человека являются не только политическим долгом или социальной задачей, но и прежде всего требованием веры», – гласит документ.
В общем-то, этот подход Католическая церковь сформулировала давно. «Свобода – высочайший знак божественного образа в человеке и, следовательно, знак высшего достоинства каждой человеческой личности. Право на пользование свободой – требование, неотделимое от достоинства человеческой личности», – записано в Катехизисе Католической церкви – официальном вероисповедном документе. Там также утверждается: «Политические власти обязаны уважать основополагающие права человека. Они обязаны гуманно служить делу справедливости, соблюдая права каждого – в частности, права семьи и неимущих. Политические права, связанные с гражданством, могут и должны даваться в согласии с требованиями общего блага».
Видение человеческой личности в контексте социума разрабатывалось Католической церковью несколько столетий, но окончательно в виде доктрины было оформлено на Втором Ватиканском соборе (1962–1965), то есть чуть менее двух десятилетий после принятия ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Тогда человеческая личность была объявлена католиками «началом, предметом и целью всех социальных учреждений», а потому «социальный и политический порядок, экономическое развитие и прогресс – все должно подчиняться пользе личностей, а не наоборот».
В 1991 году в энциклике «Centesimus annus» папа Иоанн Павел II перечислил основные права человека. Среди них – право на жизнь; право жить в дружной семье и нравственной обстановке; право доводить до зрелости своей разум и свою свободу в поисках и познании истины; право участвовать в трудовых процессах, чтобы оценивать в полной мере блага земли и извлекать из них все необходимое для себя и своих близких; право свободно создавать семью и воспитывать детей и т.д. А из главных гражданских прав современная Католическая церковь выделяет права на свободу собраний, объединений, выражения своих мнений, право на независимость, а также принцип уважения к инакомыслящим. Источником и синтезом всех прав была названа свобода совести, в том числе и свобода выбора. В апреле 2018 года Франциск, размышляя о свободе «подлинных чад Божьих», заметил: «Свободный человек не боится времени, он позволяет действовать Богу. Он вверяет Богу возможность действовать во времени. Свободный человек терпелив».
В Московском патриархате теме нравственной и духовной составляющей человека в политическом измерении также уделяли немалое внимание. В 2000 году на Архиерейском соборе были приняты «Основы социальной концепции Русской православной церкви», а спустя восемь лет появился отдельный документ – «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека». Последний определяет, что права человека не являются «божественным установлением», а достоинство человека основывается на понимании нравственности и греховности его действий.
«В восточной христианской традиции понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, а представления о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием его души. Учитывая помраченное грехом состояние человеческой природы, важно ясно различать достойное и недостойное в жизни человека. Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному в природе человека, сотворенного для участия в благой жизни Бога. Жизнь человека состоит в «уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека». Богоданное достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести. Недостойной для человека является жизнь во грехе, так как она разрушает самого человека, а также наносит вред другим людям и окружающему миру. Грех переворачивает иерархию отношений в природе человека», – написано в документе.
Доктрина также утверждает, что свобода выбора хоть и является одним «из проявлений образа Божия в человеческой природе», тем не менее «не есть абсолютная и конечная ценность». «Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы», – поясняется в «Основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Среди признаваемых Московским патриархатом прав значатся гражданские, политические, социально-экономические и коллективные права, а также свобода совести, слова и творчества и право на образование. При этом постулируется, что «права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним», а также «не могут быть выше ценностей духовного мира». Что касается понимания принципа свободы совести, то в «Социальной концепции» РПЦ написано: «Появление принципа свободы совести – свидетельство того, что в современном мире религия из «общего дела» превращается в «частное дело» человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего принцип свободы совести».
«Свобода и права – это большое достижение человеческой цивилизации, но необходимо подготавливать граждан к пользованию этими правами с учетом нравственных норм», – еще в 2006 году, выступая на X Всемирном русском народном соборе, заявлял митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 2008 году свет увидела его книга «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». Вот лишь одна ее цитата: «Свобода не может быть целью в себе, иначе мы будем вынуждены признать и ее крайние проявления, которые приводят к саморазрушению человека и распаду общества. Например, проблема с оскорблениями религиозных чувств состоит не в том, что существует свобода слова или свобода творчества, а в том, как используется эта свобода. Трагедия современных правозащитников состоит в том, что они часто не чувствуют, что человек или группа людей могут использовать свободы не во благо, а во зло других людей, преследуя свои узкие интересы». В 2016 году он объявил, что приоритет человека и его прав – это «ересь человекопоклонничества». «В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. Сегодня мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества – нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли».
Впрочем, мнение Русской православной церкви о понимании свободы и прав человека – это не позиция всего мирового православия. Например, взгляды Константинопольской церкви на эту проблематику гораздо ближе к католическому учению. Так, Вселенский патриарх Варфоломей в книге «Приобщение к таинству. Православие в третьем тысячелетии» в 2008 году утверждал следующее: «Права человека не могут быть больше или меньше в зависимости от степени богоуподобления или грехопадения. Добродетельность или порочность отдельных людей не влияет на объем их прав – так же как и религия, раса, нация и другие различия». А в 2017 году, выступая в Фонде имени Конрада Аденауэра в Берлине, он заметил, что понимание человеческих прав в православии «должно базироваться на богословских критериях», а не возникать «из исторических контекстов и негативного опыта новых веяний». «Основное понятие православной антропологии при встрече с правами человека – это понятие личности, укоренившейся в патристической традиции и выражающее творение человека по образу и подобию. Бытие личностью дает человеку высшее достоинство, неотъемлемое от него». При этом Варфоломей заметил, что даже среди православных церквей нет единого отношения к пониманию прав, достоинства и свобод человека.
Именно поэтому нет ничего странного в том, что папа Франциск ведет с патриархом Варфоломеем более активный диалог, чем с патриархом Кириллом. В сентябре с.г. после визита в Ватикан глава Константинопольской церкви констатировал «существенный прогресс, достигнутый за последние полвека на пути к единству между католиками и православными». При этом он указал, что «для восстановления уз единства предстоит сделать еще многое». Еще в 2014 году патриарх Варфоломей заявил о возможности проведения совместно с католиками Вселенского собора в 2025 году. С высоты Святого престола тогда такую встречу не только не исключили, но и назвали «хорошим предложением».
Милена Фаустова
Источник: НГ-Религии