Раскол может породить только раскол. Эта непреложная истина в полной мере находит отражение на Украине в броуновском движении тех, кто самочинно облачился в рясы, надел кресты, митры и куколи, а по духу был и остался «волком в овечьей шкуре» (Мф. 7.15).
Общими усилиями бывшего президента Украины и действующего патриарха Фанара украинский раскол вышел на новый уровень энтропии, за которым окончательно теряется смысл происходящего. Филарет Денисенко совершил очередной головокружительный маневр в своей карьере авантюриста от религии. Некогда неуспешный кандидат на московский патриарший престол, всегда горячо поддерживавший сначала идею, а потом и процесс получения вожделенного томоса от Константинопольского патриархата, вдруг неожиданно охладил профанарский пыл своих бывших сподвижников. Филарет вдруг заявил, что полученный томос, оказывается, не дает автокефалии (полной самостоятельности) новоорганизованной религиозной структуре (ПЦУ), но ставит ее в зависимость от Стамбула. А Порошенко, по словам «почетного патриарха» Денисенко, в своем автокефальном порыве служил чуть ли не самому сатане.
Новоявленные сектанты фанарского разлива и старорежимные сектанты разлива филаретовского провели параллельные собрания, на которых обменялись обвинениями. Вот он, «мирный дух», исходящий от Константинопольского патриархата и способный приумножать расколы под предлогом их уврачевания!
Судя по всему, раскольников Украины ожидает большое затяжное противостояние, связанное с борьбой за власть и, конечно, церковное имущество. Филарет Денисенко заявляет о «рейдерстве», проблема которого его стала беспокоить совсем недавно. А именно только после захватов активистами новой структуры его приходов. Когда же те же самые люди теми же самыми средствами захватывали храмы канонической Церкви Украины, проблемы рейдерства бывший почетный патриарх СЦУ-ПЦУ, недавно лишенный иллюзорного почета, не замечал.
В общем, все попытки создания Фанаром на Украине из раскольнических групп единой религиозной структуры лучше всего описаны еще Иваном Андреевичем Крыловым: «А вы друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь». Византийская хитрость стремительно и неотвратимо разбивается о правду Божию и правду историческую.
Украина с каждым днем всё более превращается в Ватерлоо для патриарха Константинопольского Варфоломея. Заведомо проигрышное сражение, в которое Фанар ввязался по своему собственному выбору, очевидно поддержанному силами, не имеющими к православию никакого отношения. Ввязался несмотря на братские просьбы и увещевания от патриарха Кирилла, ради этого даже специально посетившего фанарского владыку в его резиденции. А квартал в некогда православном Стамбуле всё более превращается в остров святой Елены, на котором своими действиями изолирует себя патриарх Варфоломей, не поддержанный в антиканоническом вмешательстве на Украину ни одной из поместных православных Церквей.
Истории еще предстоит оценить роль материального фактора в последних событиях, связанных с украинским расколом. Какое значение имеет настоятельное требование Фанара получить ставропигии на территории Украины? Почему Денисенко должен был уступить Константинопольскому патриархату раскольничьи приходы за пределами Украины? Прискорбно, что весь этот дележ имущества оплачен нестроениями в жизни верующих украинцев, многие из которых вовлечены в раскол ложью и обманом.
Томос был личным политическим проектом Порошенко, украинские верующие в расколе и вне его — средством удовлетворения властных амбиций. Этот план цинично использовать веру в политике не сработал. И это урок для украинского истеблишмента.
Новый украинский президент религиозно нейтрален. Насколько известно, у него нет выраженных симпатий или антипатий, личный предпочтений. Тем не менее, если он хочет быть успешным президентом, он должен исходить из разумной целесообразности. Рациональная политологическая оценка показывает, что на Украине есть только одна лояльная украинскому народу и украинской государственности сила, которая действительно способна сплотить общество, — это каноническая Украинская православная Церковь. Не прислушаться к ней — значит совершить ошибку, в который раз игнорировать истинные чаяния верующих украинцев.
Владимир Легойда — глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Источник: "Известия "