Слова патриарха Кирилла о том, что в Русской православной церкви открывают "по три храма в сутки", вызвали бурные споры. Одни говорят, что верующие уже не умещаются в "домах Божиих", другие предрекают "мерзость запустения" тысячам молельных зданий по всей стране. О том, сколько православных храмов нужно россиянам, — в материале РИА Новости.
"Молимся на улице"
Храм Казанской иконы Богоматери хоть и находится на окраине Орска, но по воскресеньям тут не протолкнуться — на службу приходят более 200 человек. Многие приезжают из других микрорайонов.
"Число прихожан мы определяем по причастникам: если человек причащается, значит, он уже сделал серьезный жизненный выбор", — рассказывает настоятель храма священник Максим Бражников.
Но таких не набирается и сотни. Этого для 240-тысячного города, в котором девять храмов, конечно же, мало.
В деревянной церкви Иоанна Кронштадского в Жулебино, на окраине Москвы, по воскресеньям народу тоже полно. Не помогает даже то, что в этот день там совершают две литургии, — так много и тех, кто причащаются, и тех, кто просто молятся.
"У нас на Пасху причащалось 900 человек, в Великий четверг — 800. Причем храм рассчитан максимум на 350 человек, остальные стоят вокруг. А сколько в целом молились, мы даже приблизительно не знаем", — говорит настоятель храма в Жулебино протоиерей Дмитрий Арзуманов.
Поэтому трудно прийти к общему знаменателю, когда речь заходит о том, хватит ли верующих для такого количества храмов.
Пять тысяч на один храм
Только в России, по последним данным, 21 849 православных храмов. А во всем мире у Русской православной церкви, по состоянию на начало этого года, 38 649 храмов. Общий прирост за десять лет — 9 386, как раз "по три храма в сутки".
По информации церковного портала "Приходы", на один храм в среднем приходится 5 540 человек. То есть речь идет о 121 миллионе православных верующих — это 82 процента населения страны (146,7 миллиона, по данным Росстата).
Согласно соцопросам, к православным себя относят 70-75 процентов граждан России. Хотя при этом — вот парадокс! — каждый восьмой из них не верит в Бога, сообщают социологи.
Впрочем, религиозная "плотность" в стране неравномерна. Во многом это зависит от количества и доступности храмов, что видно на конкретных примерах: в столичном районе Жулебино и городе Орске почти одинаковое население (224 и 231 тысячи соответственно). А вот храмов — один против девяти.
И там и там, по словам священников, верующие "мигрируют" между храмами. Но если в Орске многие "не ассоциируют себя с конкретным приходом и посещают разные церкви чисто из интереса", то в Жулебино это вынужденное поведение.
"Наши потенциальные прихожане предпочитают уезжать в центр, где поменьше людей, либо в расположенные неподалеку монастыри — Новоспасский, Перервинский или Угрешский", — отмечает отец Дмитрий.
Как считают православных
Есть еще одна проблема — как понять, сколько среди верующих именно православных? Например, специалисты авторитетного центра Pew, исследуя религиозность европейцев, подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы, где православных не менее 70 процентов, граждане связывают свою веру с культурно-национальной идентичностью. Более того, согласно исследованию, национальную идентичность в России привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.
Если к православным причислять тех, кто сами себя к таковым относят, получится один результат. Если тех, кто знает основы вероучения, — другой. Если тех, кто регулярно причащается, — третий. Как же быть?
"Есть три ключевых критерия. По практической религиозности — это убежденные верующие. По культурной самоидентификации. И третий — по этнической. То есть, если говорить о России, условно это русские, белорусы, часть украинцев, чуваши, удмурты и так далее", — объясняет социолог Роман Лункин.
С точки зрения государства достаточно этнического критерия — по нему к православным относятся где-то 80 процентов граждан. Но для конфессиональных исследователей важна воцерковленность — ведь те же православные храмы регулярно посещают только около 20 процентов россиян.
"Это много и, кстати, легко проверяется на примере преподавания "Основ православной культуры" в школах. В среднем по России 30 процентов родителей выбрали этот предмет для своих детей. Всех этих людей существующие храмы не вместят", — делает вывод эксперт.
"Статистика — не главное"
Как ни странно, сами священнослужители говорят, что статистика, на самом деле, не важна. Так, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков полагает, что большое число прихожан — далеко не всегда благо.
"Мы не можем обратиться к каждому человеку, который приходит в храм, а работаем с массой людей. Но это совсем не то, чем должна заниматься Церковь. Она обращается к каждому конкретному человеку. А для этого священнику нужно увидеть человека, посмотреть ему в глаза, пригласить его на чай, поговорить с ним о его бедах, проблемах, скорбях и радостях. Вот в чем заключается служение Церкви", — уверен он.
"Храмы совсем не пустуют. Если в воскресный день какой-то храм не полон — ну и ладно. Главное, что люди приходят. Нужно понимать, что храмы — это не поликлиники и не школы, поэтому количество прихожан варьируется", — добавляет священник.
Иными словами, "на все воля Божия": то есть в один и тот же храм сегодня могут прийти десять человек, а через месяц — двести. Главное, что есть "созидательный вектор", неподвластный времени.
"Если мы строим дом, он, возможно, развалится через сто лет; если покупаем автомобиль, он лет через десять заржавеет, покупаем булку хлеба — завтра съедим. Но Церковь существует две тысячи лет, а сама религиозная жизнь зародилась вместе с человечеством", — рассуждает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
А отец Дмитрий Арзуманов подчеркивает, что для Церкви важны все люди: и те, кто ходят в храмы регулярно, и даже те, кто против их строительства.
"Положение людей может быть настолько тяжелым, что они думают, как выжить, а не о походе в церковь. В такой ситуации человека раздражает все, что может поднять, возвысить. Он озлоблен на весь мир, в том числе на Церковь и даже на самого Бога. Обвинять таких людей я не дерзну. Надо что-то делать. Нужно, чтобы люди видели священника не каким-то привилегированным человеком, а таким же, как они, с такими же нуждами и проблемами. Священник должен быть открыт для общества, а его быт понятен и прост", — заключает протоиерей.
Антон Скрипунов
Источник: "РИА-Новости"