В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Екатеринбург: «хипстеры» воюют с храмом, а Ройзман зовет назад в 90-е

Вечером 13 мая в Екатеринбурге немногочисленная группа молодежи окружила забор вокруг «храма на Драме» — стройплощадки под будущий собор в честь великомученицы Екатерины, небесной покровительницы столицы Среднего Урала. Строительство будут вести на территории не облагороженного сквера возле драмтеатра (отсюда название «храм на Драме»). Агрессивные юноши и девушки устроили несанкционированную акцию протеста. Их главный лозунг: простые екатеринбуржцы хотят сохранить зеленую площадку, где можно гулять и отдыхать, а храм там не нужен.

Акция переросла в столкновения протестующих с охраной стройки и подоспевшими к месту инцидента росгвардейцами. Подробности конфликта в режиме онлайн публиковались активистами в соцсети, а оттуда расходились по оппозиционным ресурсам. В соцсетях сразу пошли несколько хэштегов: #скверноедело и #скверныйхрам. Защитники сквера пытаются представить столкновения как насильственные действия охранников стройки и росгвардейцев в отношении мирных горожан, которые «пришли погулять в любимый сквер». В Екатеринбургской епархии Русской православной церкви считают, что эти столкновения запланировали те, кто заинтересован в разжигании гражданского противостояния.

«С прискорбием отмечаем, что в акцию протеста 13 мая была вовлечена молодежь. Располагая сведениями о спланированности акции и разжигании определенными силами противостояния по поводу строительства храма, модерирования протеста в ходе акции и подстрекательства молодых людей к противоправным действиям, призываем горожан быть бдительными и не поддаваться на провокации.

Что может ответить православный человек на нападки, наветы и агрессию, продемонстрированные в ходе акции протеста? С прискорбием и сочувствием воспринять происходящее и усилить молитвы за ближних своих. Приглашаем всех в четверг, 16 мая, в 19. 00 на молебен об укреплении мира и согласия в нашем обществе — на место строительства главного храма Екатеринбурга», — говорится в обращении митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла к жителям города.
К словам архиерея можно добавить, что «случайная прогулка любителей природы» планировалась заранее как секретная операция под кодовым названием «Пойдем погуляем». Даже то, как транслируют события у будущего «храма на Драме» оппозиционные СМИ, показывает — «прогулка» протестующих похожа на «евромайдан» в Киеве в 2014 году или на «болотные» протесты в Москве. Сценарий отработан, роли расписаны, а стражи порядка заранее демонизированы. «Гуляющие» выставили в соцсетях для ошельмования фото и личные данные росгвардейца, чья «вина» лишь в том, что он задержал протестную активистку Алену Смышляеву, сломавшую заграждение стройки и пытавшуюся проникнуть за оцепление. Обеспокоен конфликтом «сквер против храма» губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев — ответственное за строительство собора лицо. Узнав о стычках на стройке, Куйвашев пригласил сторонников и противников строительства к себе для открытого диалога, чтобы стороны конфликта обсудили произошедшее и пришли к консенсусу. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов воспринял шаг Куйвашева как признак того, что власти сдаются.

«Поддерживаем активных жителей Екатеринбурга! Активность и настойчивость граждан заставляют власти идти на компромисс. В данной ситуации очевидно, что храм можно построить в другом месте», — написал Удальцов в Facebook.

Аргумент властей в пользу строительства, который использует и епархия, — вместе с постройкой храма будет произведено благоустройство территории набережной реки Исеть. Будут благоустроены зоны отдыха для горожан и площадки для проведения массовых общегородских мероприятий, увеличится площадь зеленых насаждений. По завершении строительства, зона для прогулок и отдыха значительно увеличится. Горожане смогут комфортно отдыхать и заниматься спортом по всей набережной — ее территория будет благоустроена вплоть до Макаровского моста. Зеленые зоны возле театра драмы нуждаются в благоустройстве. Интересно, что расширение вследствие появления храма прогулочно-спортивной зоны, в теории, может быть выгодно многочисленным «хипстерам» Екатеринбурга. Сейчас они предпочитают наслаждаться природой и поправлять здоровье где угодно, но не у «Драмы». Выступая против храма, «хипстеры» бьют по руке, которая им готова дать «на халяву» зону коворкинга с видом на Исеть.

Надо напомнить, что храм святой Екатерины строят у «Драмы» не с бухты-барахты. Он должен стать точной копией Екатерининского собора XVIII века, разрушенного в 1930 году в ходе «безбожной пятилетки». История Екатерининского собора — история самого Екатеринбурга, а собор с XVIII века был душой и сердцем не только столицы Среднего Урала, но и всего Уральского региона. После воссоздания храма туда хотят перенести сохранившиеся старинные реликвии, которые хранились в старом соборе, а после его разрушения были разбросаны по музеям и запасникам Свердловска.

Собор исторически стоял не там, где в 1930 году построили драмтеатр, а на другом берегу Исети — на Соборной площади города. После сноса храма Соборную площадь переименовали в площадь Труда. Позднее на месте бывшего собора построили здание обкома ВКП (б) и фонтан «Каменный цветок», разбили парк. За советский период истории города эти объекты стали неотъемлемой частью городского ландшафта. Бывший обком признан памятником советской архитектуры в стиле конструктивизма. Поэтому в 2010—2011 годах, когда у властей города и области возникла идея восстановить храм на старом месте, горожане на общественных слушаниях высказались против. Очень активно «раскачивал» горожан против храма будущий мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Не было секретом, что Ройзмана сохранность «Каменного цветка», парка и бывшего обкома волнует куда меньше, чем личные политические счеты с губернатором Александром Мишариным — идейным руководителем проекта воссоздания храма. Ройзман нападал на Мишарина поскольку тот был не избран уральцами, как его предшественник Эдуард Россель, а назначен из Москвы, поэтому он «плохой». В этой тактике Ройзмана видно, что он, защищая площадь Труда от «посягательств» Мишарина, подыгрывал бывшему губернатору области Эдуарду Росселю — одному из региональных баронов эпохи «святых девяностых». Тогда Россель, подобно Минтимеру Шаймиеву в Татарстане или Кирсану Илюмжинову в Калмыкии, спекулировал на теме регионального сепаратизма и даже провозгласил Свердловскую область Уральской республикой. Любимый Ройзманом термин «уральский патриотизм» изобрел как раз Россель. Естественно, что Росселя вдохновляли на этот «патриотизм» успешные этнократические проекты в Татарстане и других нацреспубликах. Там местные власти при помощи эксплуатации низменных националистических чувств на выгодных условиях «доили» слабую Москву.

К воссозданию храма в области вернулись при губернаторе Евгении Куйвашеве, в 2016 году. На этот раз был предложен проект строительства храма на насыпном острове внутри Исетского водохранилища, называемого в городе городским прудом. Проект закрыли — опять под влиянием настроенных местными либералами горожан. «Зеленка» возле драмтеатра — третья по счету площадка под храм, которую отбраковывают уральские системные оппозиционеры. Их единственный аргумент — что подавляющее большинство екатеринбуржцев якобы хочет сквер, а не храм. Однако ж проект стройки храма возле «Драмы» (как и предыдущие два) выносился на общественные слушания, и, судя по результатам слушаний, проект одобрило большинство горожан. Когда меньшинство подчиняется выбору большинства, это называется демократией. Оппозиция, которую просто корежит от еще не построенного собора, здесь — то меньшинство, которое навязывает свое мнение не только Екатеринбургу, но и всей России.

Без Евгения Вадимовича Ройзмана эта «движуха» храмоборцев снова не обошлась. Активисты-храмоборцы завалили страничку Ройзмана «ВКонтакте» вопросами, почему он не пришел на их «прогулку» у «Драмы», которая едва не переросла в побоище агрессивных хипстеров с «Росгвардией». Храмоборцам интересно, уж не предал ли бывший мэр свой город, в пламенной любви к которому так клянется? Ройзман в интервью «Эху Москвы» пояснил храмоборцам и другим слушателям, что он против храма. По словам Ройзмана, протестующие — не бомжи и алкоголики, а респектабельные люди, которые многого в жизни добились сами, и любят свой город. Храм, по словам Ройзмана, навязывают екатеринбуржцам из администрации губернатора Свердловской области, а с 2009 года — после отставки Эдуарда Росселя, сплошь «глухие к нуждам уральцев» назначенцы из Москвы.

«Когда у нас появился первый губернатор-назначенец, ему не понравился красивый парк на площади Труда с фонтаном, он решил там построить храм», — сказал Ройзман, намекая на Мишарина.
Потом не без издевки вспомнил, как второй назначенец Куйвашев ради храма решил на бюджетные деньги насыпать в городском водохранилище остров:

«Почему храм на пруду? Потому что нигде больше такого нет».
По словам экс-мэра, трудовому Екатеринбургу надоело, что Москва решает, как ему надо жить, и не хочет его слушать. А вот если бы в столице Урала был избранный народом мэр, говорит Ройзман, он бы защитил екатеринбуржцев и остальных уральцев от «хотелок» московских наместников. Конструируя образ такого идеального мэра, экс-градоначальник явно намекал на себя. Как говорят в местах не столь отдаленных, где Ройзману довелось побывать в молодости, Евгений Вадимович «толкает фуфло».

По уставу Екатеринбурга вопросами строительства в городе культовых сооружений ведает не мэр, а глава администрации города, сити-менеджер. Мэр в столице Среднего Урала только председательствует в городской Думе и выполняет другие сугубо представительские функции. Этим и занимался господин Ройзман, когда был мэром. Выдвигаясь в мэры в богатом на «болотные» протесты 2012 году, Ройзман был в курсе того, что «рулить» городским хозяйством мэру не положено. Но возражений не высказывал. Не было замечено за мэром Ройзманом и попыток изменить городскую «конституцию» в пользу расширений полномочий мэра. В качестве градоначальника «патриот-храмоборец» отметился только популистскими жестами. В знак протеста против арестов по «болотному делу» портрет Владимира Путина в своем кабинете Ройзман заменил портретом поэта Иосифа Бродского. В 2013 году мэр Екатеринбурга высказался за введение в городе визового режима со странами Средней Азии и Афганистаном, дабы, по его словам, остановить проходящий через аэропорт Екатеринбурга наркотрафик.

Наркотики это безусловное зло. Но визовый режим в пределах одного города — это нарушение российского законодательства и не менее опасный для России, чем наркотики, региональный сепаратизм. С точки зрения госбезопасности, антинаркотический визовый режим в пределах столицы Урала — пустышка. Сеть распространения «чумы XX века» проходит по всей России, прилететь в местный аэропорт Кольцово «барыге» с российским паспортом ничто не помешает. Единственное, во что мэр Ройзман действительно вкладывал душу — деятельность «Ельцин-центра». Там Ройзман — член попечительского совета и куратор лекций и семинаров по современной российской политике. На этих курсах царит махровая русофобия в «лучших традициях» 1990-х годов. Само собой, что кандидатов в лидеры «русского майдана» среди слушателей хоть отбавляй. Еще один управленческий «плюс» Ройзмана — его личная дружба с Анатолием Чубайсом. Расхваливая Чубайса в одном из своих интервью, Ройзман назвал его прекрасным экономистом и управленцем.

А ситуацию с Екатерининским собором бывший мэр назвал «не коммерческой, а идеологической историей». И это правда. История уральского православия неотделима от экономической истории региона. Исторически так сложилось, что наибольшим церковным благочестием на Урале, как и в Западной Сибири, отличались люди, тесно связанные с промышленностью, сельским хозяйством или купечеством. Восстанавливаемый Екатерининский собор — напоминание о том, что рабочие и крестьяне в России не только строили баррикады на Пресне и сжигали барские усадьбы. Современные российские социологи также давно заметили: наибольший градус оппозиционных настроений отмечен у тех социальных слоев, которые в своем сознании далеки от понимания фразы Фридриха Энгельса, что человека разумного из питекантропа создал созидательный труд. Хипстера из московского кафе «Жан-Жак» в цеху «Уралмаша» представить невозможно. А на «движухе» против строительства храма в Екатеринбурге очень даже легко. Хипстер против религии ничего не имеет. Он против православия, потому что православие — это «агрессивные старухи», «тупые работяги с заводов» и «затурканные бюджетники», которые «все за Путина». Но хипстеры — не определившаяся в жизни молодежь, склонная к бунту в силу возраста. Еще Уинстон Черчилль говорил, что если человек в 16 лет не был революционером, значит у него нет сердца. Совершенно очевидно, что за спиной каждого протестующего хипстера маячит циничный политический взрослый кукловод. Вроде Алексея Навального или Евгения Ройзмана, которому сам храм как таковой и городская экология совершенно до лампочки. Бывший мэр на фоне храма сводит личные счеты с губернатором Куйвашевым и мобилизует наэлектризованную оппозиционную молодежь на возврат во времена Бориса Ельцина, когда «в России были свобода и демократия».

К сожалению надо сказать: Евгению Куйвашеву противопоставить, кроме еще не построенного храма, нечего. Он не уралец, а сибиряк, выходец из Ханты-Мансийского округа. Оппозиции удобно свалить любой экономический провал в Свердловской области на «чуждое» происхождение Куйвашева. И ранее невысокий рейтинг популярности губернатора осенью прошлого года испортила «золотая гимнастка» Ольга Глацких. А у патриотической части уральцев Куйвашев ассоциируется с построенным при его губернаторской поддержке «Ельцин-центром». Поддержка губернатора Екатеринбургской епархией зависит от того, как поведет себя губернатор по отношению к строительству храма и к протестующим. Строительство финансируется из коммерческого «Фонда святой Екатерины», который учредили «Уралмаш», Уральская горно-металлургическая компания, Уральский банк реконструкции и развития, телекоммуникационная компания «Мотив» и другие местные гиганты.

Вкладываясь в проект, эти компании, как верно заметил Ройзман, «не зарабатывают ничего», кроме деловой репутации. Если вдруг оппозиция сломает Куйвашева, в его власти свернуть строительство храма, дабы не провоцировать гражданского конфликта. РПЦ в лице Екатеринбургской епархии будет вынуждена смириться. Но в отношениях между митрополитом Екатеринбургским Кириллом и губернатором обязательно будет холодок.

Оппозиции сейчас явно выгодно рассорить Куйвашева и уральских православных. В случае успеха, можно будет повернуть «церковников» и против президента России, который «навязал» Куйвашева уральцам в качестве губернатора. А конфликт верующих с властью — уже половина успеха «цветной революции» в России.


Александр Ашуров
Источник: "EADaily "


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Религия и общество   (748)